Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:49, курсовая работа
В нашем исследовании поставлены следующие задачи:
1 Изучить и привести характеристику наиболее распространенных оздоровительных систем и методик, преимущественно направленных на улучшение функционирования кардиореспираторной системы, повышение общей работоспособности организма занимающихся.
2 Изучить методы и методики оценки уровня физической работоспособности и функционального состояния занимающихся оздоровительной физической культурой.
3 Разработать конспект занятия, направленный на развитие общей выносливости с использованием одной из оздоровительных методик.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 СРЕДСТВА, МЕТОДИКА, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ, ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
1.1 Общая характеристика видов спорта, преимущественно развивающих общую выносливость……………………………………………
1.1.1 Характеристика аэробики (оздоровительная аэробика, гидроаэробика)…… ……………………………………………………………………
1.1.2 Характеристика оздоровительной ходьбы и бега……………….
1.1.3 Характеристика плавания………………………………………...
1.1.4 Характеристика оздоровительной ходьбы на лыжах…………
1.1.5 Характеристика ритмической и дыхательной гимнастики…….
1.2 Методы исследования и способы оценки физической работо-способности и функционального состояния занимающихся………….
1.2.1 Методы оценки физического развития……………………………
1.2.2 Пробы для оценки функционального состояния…………………
1.2.3 Самоконтроль……………………………………………………….
ГЛАВА 2 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………. 3
ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).
Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.
Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.
Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.
Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью (13; 14; 15; 26; 27).
Приводим наиболее
часто встречающиеся
«20 приседаний за 30 с». Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной.
Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (таблица 3) (9; 13; 14).
Таблица 3 – Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Тесты |
Пол |
Оценка | ||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | ||
ЧСС в покое после 3 мин. |
ж м |
<71 <66 |
71-78 66–73 |
79–87 74–82 |
88–94 83–89 |
>94 >89 |
20 приседаний за 30 с, % |
ж м |
<36 |
36–55 |
56–75 |
76–95 |
>95 |
Восстановление пульса после нагрузки, уд./мин. |
ж м |
<2 |
2–4 |
5–7 |
8–10 |
>10 |
Проба на задержку дыхания (проба Штанге) |
ж м |
>74 |
74–60 |
59–50 |
49–40 |
<40 |
ЧСС×Ад макс/100 |
ж м |
<70 |
70–84 |
85–94 |
95–110 |
>110 |
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170.
Проведение (ГСТ) заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.
Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 с 2-й мин. восстановления.
По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):
Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда
где t – время восхождения в с;
ƒ 1, ƒ 2, ƒ 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин восстановления.
Оценка уровня физической работоспособности по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в таблице 4 (13; 14; 15).
Таблица 4 - Значение уровня физической работоспособности по ИГСТ
ИГСТ |
Оценка работоспособности |
55 и менее |
Слабая |
55–64 |
Ниже средней |
65–79 |
Средняя |
80–89 |
Хорошая |
90 и более |
Отличная |
Принцип оценки в тесте
PWC-170 основан на линейной зависимости
между ЧСС и мощностью
Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы (13; 14; 15).
При выполнении физических
нагрузок резко увеличивается потреблени
ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха.
Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.
Для того чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека.
Для определения должной ЖЕЛ может быть рекомендовано уравнение Людвига:
Мужчины:
ЖЕЛ = (40×рост в см) + (30×вес в кг) – 4400,
женщины:
ЖЕЛ = (40×рост в см) + (10×вес в кг) – 3800.
У хорошо подготовленных
людей фактическая ЖЕЛ колеблет
Есть довольно простой способ контроля “с помощью дыхания” – так называемая проба Штанге. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные студенты задерживают дыхание на 60-100 с.
Определение физической работоспособности по восстановлению ЧСС (проба Руфье-Диксона). В качестве главных критериев при оценке работоспособности в системе тестов с использованием физических нагрузок с последующим изучением быстроты восстановления ЧСС учитываются прежде всего стандартные реакции организма на нагрузку: экономичность реакции и быстрая восстанавливаемость. Цель работы: оценить физическую работоспособность по скорости восстановления ЧСС с помощью пробы Руфье. Оборудование: Секундомер. Ход работы: оценка работоспособности происходит следующим образом. У испытуемого считают пульс сидя в состоянии покоя в течение 15 с. Затем выполняются 30 приседаний за 45 с. Затем вновь регистрируют пульс на первых и последних 15 с 1 минуты восстановления. Индекс рассчитывают по формуле и оценивается по таблице 5:
где ИР - индекс Руфье;
Р1- ЧСС в покое сидя за 15 с;
Р2- ЧСС за первые 15 с первой минуты восстановления;
Р3- ЧСС за последние 15 с первой минуты восстановления.
Таблица 5 – Оценочная таблица для расчета индекса Руфье-Диксона
Баллы: |
Работоспособность: |
0 - 3 |
Высокая |
4 - 6 |
Хорошая |
7 - 9 |
Средняя |
10 - 14 |
Удовлетворительная |
15 и более |
Плохая |
1.2.3 Самоконтроль
Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом (13; 29; 44).
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.
К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.
К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др. (13, c. 24)
Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты (приложение А).
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или несоблюдения правил культуры питания.
Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180–200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.
Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.
Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля.
Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.
Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.
Самоконтроль помогает
занимающемуся физическими
Выводы по первой главе