Индивидуальный выбор вида спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в рассмотрении индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами для укрепления и совершенствования физического состояния и здоровья.
Цель работы состоит в изучении отдельных видов спорта и индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………… 2
1. Сущность спорта и основные понятия, используемые в спортивной деятельности…………………………………………………………………………..4
2. Массовый спорт. Его цели и задачи………………………………………………9
3. Спорт высших достижений………………………………………………………. 10
4. Спортивная классификация и ее структура…………………………………….12
5. Олимпийский спорт………………………………………………………………15
6. Студенческий спорт, его организационные особенности………………………20
7. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений ………….24
8. Обоснование индивидуального выбора отдельных видов спорта или систем физических упражнений……………………………………………………………..25
9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………………………28
10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……..32
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………………34

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………………… 2

1. Сущность спорта и основные понятия, используемые в спортивной деятельности…………………………………………………………………………..4

2. Массовый спорт. Его цели и задачи………………………………………………9                                                    

3. Спорт высших достижений………………………………………………………. 10                                                                  

4. Спортивная классификация и ее структура…………………………………….12

5. Олимпийский спорт………………………………………………………………15

6. Студенческий спорт, его организационные особенности………………………20

7. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений ………….24

8. Обоснование индивидуального выбора отдельных видов спорта или систем физических упражнений……………………………………………………………..25

9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………………………28 

10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……..32

Заключение ……………………………………………………………………………33

Список использованных источников………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Умеренно и своевременно

 занимающийся физическими  упражнениями человек

 не нуждается ни  в каком лечении, 

направленном на устранение болезни.

Авиценна 

 

История физической культуры и спорта насчитывает  тысячелетия. В современных видах  спорта отчетливо  прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные  с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах  спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба. Активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов.

В историческом развитии отдельных  видов  спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися  условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре  каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов  научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного  инвентаря и оборудования, существенно  изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано  постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения  тренировочного процесса, методов и  средств восстановления работоспособности  спортсменов в макро- и микроциклах спортивной подготовки .

Меняющиеся  требования к  динамичности, зрелищности спортивных

соревнований диктуют  пересмотр правил соревнований в  отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов  прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских  играх Древней Греции, мчались  босиком по песчаной дорожке, без  фиксации времени, а современные - по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых  долей секунды.

Возможности различных видов  спорта в укреплении здоровья, коррекции  телосложения и осанки, повышении  общей работоспособности, психической  устойчивости, наконец, в самоутверждении  очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое  развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его  будущей профессиональной деятельности.

Актуальность работы заключается в рассмотрении индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами для укрепления и совершенствования физического состояния и здоровья.

Объектом исследования выступает  система видов спорта и физических упражнений.

Предметом исследования является индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений студентами.

Цель работы состоит в  изучении отдельных видов спорта и индивидуального выбора видов  спорта или систем физических упражнений студентами.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть массовый  спорт и спорт высших достижений, спортивную классификацию;

2) изучить особенности  студенческого спорта;

3) определить индивидуальный  выбор видов спорта или систем физических упражнений.

1. Сущность спорта  и основные понятия, используемые  в спортивной деятельности.

 

Слово «спорт» пришло в  русский язык из английского (sport) —  вольного сокращения первоначального  слова disport — игра, развлечение.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется  обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен  могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения, но при этом спортсмен' всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Наиболее полно понятие "спорт" в его современном  понимании отражает Федеральный  закон "О физической культуре и  спорте в Российской Федерации" от 6 мая 1999 года. В соответствии с этим законом "Спорт - составная часть  физической культуры, исторически сложившаяся  в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям".

Неотъемлемыми особенностями  спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие  повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств  человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и  спортом и соответствуют известные  у нас названия физкультурник  и спортсмен.

Спортивная  деятельность выполняет следующие  социальные функции:

1. Спорт   как   соревновательная   деятельность.   Спортивная  деятельность   без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте - это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психологических нагрузок.

2. Спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности. Спорт является средством разностороннего развития человека, совершенствования его физических и психических качеств и способностей, формирования жизненно необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания моральных, эстетических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсмена, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни человека, она является одним из факторов его нравственного воспитания и формирования личности.

3.  Оздоровительно-рекреативная функция спорта. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье человека. Спорт является одной из самых доступных и популярных форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источником положительных эмоций. Спорт является прекрасным источником борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гиподинамия, психическое перенапряжение.

4. Спорт как зрелище. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим массам зрителей.

5. Спорт   как   сфера   широких   социальных   отношений.   Межличностные, межколлективные, межнациональные и международные отношения, обусловленные спортивной деятельностью, способствуют укреплению национальных связей, распространению идеи дружбы и мира между народами.

6.Экономическое   значение   спорта.    Экономический эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности.

Социальная значимость спорта заключается в том, что занятия  им стали общественным явлением, участвуя в котором люди трудятся, взаимодействуют, общаются, состязаются и помогают друг другу, преодолевают трудности, терпят и радуются, побеждают и проигрывают, страдают и наслаждаются. Спорт - игра жизни, ее сжатая модель, своеобразный полигон, где "обкатываются" жизненно необходимые физические, психические  и нравственные качества.

Многие качества, развиваемые  спортом, например, сила, выносливость, мужество, настойчивость, решительность, самообладание, терпение реализуются  в результате проявления способности управлять своей психикой в соответствии с целевыми установками, в том числе, и морального плана. Так, например, мужество не означает отсутствие страха, но мужественный человек, движимый моральным долгом, волевыми усилиями преодолевает это психическое состояние и совершает поступок, подвиг. В таких случаях в спортивной практике говорят о высоких морально-волевых качествах.

Удовлетворяя многие потребности  человека, занятия спортом становятся его внутренней физической и духовной потребностью. Напротив, внешняя запрограммированность, материальный расчет, потеря индивидуальности, принуждение, превращение спорта в  самоцель приводят к умалению других сторон жизни и деятельности человека.

Спорт доставляет человеку удовольствие, дает радость движения, мышечную радость, радость победы, радость  общения и многое другое, но и  требует от человека определенного  напряжения, иногда очень высокого, физических и духовных сил и даже страданий. Естественно, что в отношении  этих сторон спорта должна соблюдаться  мера, которую каждый спортсмен определяет себе сам. В противном случае спорт  может поворачиваться к нам и  своей оборотной стороной.

При чрезмерных  нагрузках, использовании стимуляторов, неблагоприятной моральной и психологической обстановке занятия спортом могут служить не во благо человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Часты случаи, когда спортсмен, закончив свою спортивную карьеру, с труда спортивного не может переключиться на иные формы общественно полезной деятельности, найти свое место в жизни, что приводит к печальным явлениям, не последней причиной которых является и привычка к эмоциональным взлетам, встряскам, находящая свое разрешение во вредных пристрастиях.

В спорте используются много  различных терминов и понятий, характерных  только для спортивной деятельности. Законом о физической культуре и  спорте в Российской Федерации предусмотрено  их следующее трактование:

Спортсмен - лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее  на спортивных соревнованиях.

Спортсмен-любитель (физкультурник) - спортсмен, систематически занимающийся избранным видом спорта или физическими  упражнениями, принимающий участие  в спортивных соревнованиях на началах  добровольности или выполнивший  разрядные нормативы согласно требованиям  Единой всероссийской спортивной классификации  и (или) нормативы всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье".

Спортсмен высокого класса - спортсмен, систематически занимающийся каким-либо видом, спорта, регулярно  выступающий на российских и международных  спортивных соревнованиях, имеющий  спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям  Единой всероссийской спортивной классификации.

Спортсмен-профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом  являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и  иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и  участие в них.

Любительский спорт - многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных  и талантливых спортсменов в  различных видах спорта.

Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших  спорт своей профессией, и зрителей.

Олимпийское движение России - составная часть международного олимпийского движения, целью которого является развитие спорта как одного из средств достижения физического  и духовного совершенства человека, укрепления международного спортивного  сотрудничества.

Информация о работе Индивидуальный выбор вида спорта