Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:24, реферат
Актуальность работы заключается в рассмотрении индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами для укрепления и совершенствования физического состояния и здоровья.
Цель работы состоит в изучении отдельных видов спорта и индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами.
Введение ……………………………………………………………………………… 2
1. Сущность спорта и основные понятия, используемые в спортивной деятельности…………………………………………………………………………..4
2. Массовый спорт. Его цели и задачи………………………………………………9
3. Спорт высших достижений………………………………………………………. 10
4. Спортивная классификация и ее структура…………………………………….12
5. Олимпийский спорт………………………………………………………………15
6. Студенческий спорт, его организационные особенности………………………20
7. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений ………….24
8. Обоснование индивидуального выбора отдельных видов спорта или систем физических упражнений……………………………………………………………..25
9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………………………28
10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……..32
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………………34
В настоящее время наибольшей
популярностью среди студентов
пользуется атлетическая
К особенностям организации
При занятиях отдельными
8. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений.
Кто из молодых людей не желал, бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.
Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается лишь с задатком таких природных дарований, которые определяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании.
В условиях, когда двигательная
активность человека ограничена особенностями
труда и быта, именно регулярные
занятия физическими
Не случайно и подростки,
и юноши, и даже пожилые люди встают
перед выбором: чем, какими упражнениями,
каким видом спорта и каким
образом заняться для укрепления
здоровья, для физического развития,
для поддержания и повышения
уровня работоспособности. В высшем
учебном заведении, где программа
по учебной дисциплине «Физическая
культура» предусматривает
Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель более симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается на устойчивый интерес к определенному виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.
Из далекой древности
дошел до нас призыв древнегреческого
мыслителя Сократа «Познай
При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:
- укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;
- повышение функциональных возможностей организма;
- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;
- активный отдых;
- достижение наивысших спортивных результатов.
После определения цели подбираются
направление использования
Конкретные направления
и организационные формы
Наиболее доступными и полезными средствами индивидуальной физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе. Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие - темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие - скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.
9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической
Представив общую структуру подготовленности спортсменов или занимающихся одной из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны.
Техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств - силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления.
Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).
Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее звено между ними - вспомогательная подготовленность.
Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка особенно акцентируется на I- II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и "сквозные" тесты по ОФП (бег 100, 2000 м - женщины, 3000 м - мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).
Однако по ряду
видов спорта общий уровень
программных требований ОФП в
отдельных упражнениях может
быть недостаточным для
Вспомогательная физическая
подготовленность, с одной стороны,
восполняет необходимые повышенные
требования к развитию определенных
физических качеств в данном виде
спорта или системе физических упражнений,
а с другой - служит функциональной
основой для успешной работы над
развитием специальных
Специальная физическая подготовленность
характеризует уровень развития
именно тех физических качеств, возможностей
органов и функциональных систем
организма, с которыми непосредственно
связаны достижения в избранном
виде спорта. Специальная подготовленность
присуща только данному виду спорта
или системе физических упражнений.
Она может быть выражена в спортивно-технических
требованиях к скоростным, силовым
способностям, гибкости, координационным
возможностям, специальной выносливости.
Соответствующую направленность имеют
и спортивно-технические
На содержание технической подготовки в каждом виде спорта влияют любые изменения в правилах соревнований, конструкции и качестве спортивного инвентаря . В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия. Они составляют основу технической оснащенности данного вида спорта, без которой невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения - обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.
Продолжительные и регулярные
занятия спортом или физическими
упражнениями влияют на физическое развитие,
функциональную подготовленность и
состояние психики человека. Этот
факт может быть использован для
коррекции показателей
Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии и воспитании
психических качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества (например, "стретчинг" или системы дыхательной гимнастики).
Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.
1. Достичь высокой стабильности
и вариативности
2. Последовательно превращать освоенные основы техники в целесообразные и эффективные соревновательные действия.
3. Усовершенствовать структуру
двигательных действий с
4. Повысить надежность
и результативность техники
5. Совершенствовать техническое
мастерство спортсменов исходя
из требований спортивной
В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:
• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;
• степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
• способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
• способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
• совершенство пространственно-временного
восприятия как фактора, повышающего
эффективность технико-
• способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакции, программ, предшествующих реальному действию.
10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.
Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.