Индивидуальный выбор вида спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в рассмотрении индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами для укрепления и совершенствования физического состояния и здоровья.
Цель работы состоит в изучении отдельных видов спорта и индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений студентами.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………… 2
1. Сущность спорта и основные понятия, используемые в спортивной деятельности…………………………………………………………………………..4
2. Массовый спорт. Его цели и задачи………………………………………………9
3. Спорт высших достижений………………………………………………………. 10
4. Спортивная классификация и ее структура…………………………………….12
5. Олимпийский спорт………………………………………………………………15
6. Студенческий спорт, его организационные особенности………………………20
7. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений ………….24
8. Обоснование индивидуального выбора отдельных видов спорта или систем физических упражнений……………………………………………………………..25
9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической ……………………………28
10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий……..32
Заключение ……………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………………34

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

         В настоящее время наибольшей  популярностью среди студентов  пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы  физических упражнений из восточных  систем каратэ, у-шу, йоги.

         К особенностям организации учебных  занятий отдельными системами  физических упражнений следует  отнести некоторые ограничения  в их выборе. На обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время, из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.

         При занятиях отдельными системами  физических упражнений, там где  это возможно, не исключается  и организация мини-соревнований  по отдельным элементам, комбинациям  или упражнениям. Они не только  повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля, за эффективностью учебных занятий.                      Изучение отдельных систем в  ограниченные часы групповых  занятий не дают значительного  эффекта. Для этого требуются  ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и  общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

 

8. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений.

 

 Кто из молодых людей не желал, бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек  рождается лишь с задатком таких  природных дарований, которые определяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями  труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и  способностям молодого человека. Такие  занятия могут восполнить то, что  было упущено в детстве.

Не случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким  образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения  уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где программа  по учебной дисциплине «Физическая  культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью  с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Чаще всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или  подругой; то преподаватель более  симпатичен; то расписание более удобно... Гораздо реже выбор опирается  на устойчивый интерес к определенному  виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из далекой древности  дошел до нас призыв древнегреческого мыслителя Сократа «Познай самого себя!». Поэтому объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также  предварительное ознакомление с  «возможностями» различных видов  спорта необходимы для осознанного  и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического  совершенствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных  вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

- укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения;

- повышение функциональных возможностей организма;

- психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

-  активный отдых;

- достижение наивысших спортивных результатов.

После определения цели подбираются  направление использования средств  физической культуры, а также формы  самостоятельных занятий физическими  упражнениями.

Конкретные направления  и организационные формы использования  самостоятельных занятий зависят  от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных  занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Наиболее доступными и  полезными средствами индивидуальной физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе. Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие - темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие - скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической

 

Представив  общую структуру  подготовленности спортсменов или  занимающихся одной  из систем физических упражнений (СФУ) в виде отдельных элементов, можно  систематизировать средства и методы их совершенствования. Все стороны  спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны.

Техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств - силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного движения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления.

Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).

Физическая  подготовленность характеризуется  возможностями  функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно подразделить на общую и специальную. Связующее  звено между ними - вспомогательная  подготовленность.

Общая физическая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка особенно акцентируется  на I- II курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и "сквозные" тесты по ОФП (бег 100, 2000 м - женщины, 3000 м - мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).

 Однако  по ряду  видов спорта общий уровень   программных требований ОФП в   отдельных упражнениях может   быть недостаточным для студентов,  специализирующихся в каком-либо  виде спорта или системе физических  упражнений.

Вспомогательная физическая подготовленность, с одной  стороны, восполняет необходимые повышенные требования к развитию определенных физических качеств в данном виде спорта или системе физических упражнений, а с другой - служит функциональной основой для успешной работы над  развитием специальных физических качеств и способностей.

Специальная физическая подготовленность характеризует  уровень развития именно тех физических качеств, возможностей органов и  функциональных систем организма, с  которыми непосредственно  связаны  достижения в избранном  виде спорта. Специальная подготовленность присуща  только данному виду спорта или системе  физических упражнений. Она может  быть выражена в спортивно-технических  требованиях к скоростным, силовым  способностям, гибкости, координационным  возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют  и спортивно-технические нормативы  и требования, предлагаемые студентам  по семестрам и годам обучения.

На содержание технической  подготовки в каждом виде спорта влияют любые изменения  в правилах соревнований, конструкции  и качестве спортивного инвентаря . В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и  действия. Они составляют основу технической оснащенности данного вида спорта, без которой невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Освоить базовые движения - обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.

Продолжительные и регулярные занятия спортом  или физическими  упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и  состояние психики  человека. Этот факт может быть использован  для  коррекции показателей физического  развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования  силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств  личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.

Аналогичные процессы можно  наблюдать и в  развитии и воспитании

психических  качеств  и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых  усилий, коллективизма, всегда оставляют  отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, направлены на развитие какого-либо определенного  физического  или психического качества (например, "стретчинг" или системы дыхательной  гимнастики).

Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.

1. Достичь высокой стабильности  и вариативности специализированных  движений-приемов, составляющих  основу техники данного вида  спорта.

2. Последовательно превращать  освоенные основы техники в  целесообразные и эффективные  соревновательные действия.

3. Усовершенствовать структуру  двигательных действий с учетом  индивидуальных особенностей спортсмена.

4. Повысить надежность  и результативность техники действий  спортсмена в экстремальных соревновательных  ситуациях.

5. Совершенствовать техническое  мастерство спортсменов исходя  из требований спортивной практики  и достижений научно-технического  прогресса в сфере спортивного  инвентаря и оборудования.

В структуре специальной  психической подготовленности следует  выделять:

• устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной  и особенно соревновательной деятельности;

• степень совершенства кинестетических и визуальных восприятии различных параметров двигательных действий и окружающей среды;

• способность к психической  регуляции движений, обеспечению  эффективной мышечной координации;

• способность воспринимать, организовать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

• совершенство пространственно-временного восприятия как фактора, повышающего  эффективность технико-тактических  действий спортсмена;

• способность к формированию в структурах головного мозга  опережающих реакции, программ, предшествующих реальному действию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

 

Цель контроля — оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных  сторон его подготовленности.

Информация о работе Индивидуальный выбор вида спорта