Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипл раб аббасова азяки.docx

— 223.95 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова

 

Факультет _________________________

Кафедра __________________________________

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИИ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ  КВАЛИФИКАЦИИ»

 

Специальность    шифр _абрев спецти

 

 

 

      Выполнил:                                                           Аббасов А.Н.

                                                                   студент 4 курса ФКР-411

                                                                                                                                                                                                                     Научный руководитель:                                     Сочин С.А

                                                                                       

                                                     

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талдыкорган 2013 г.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….

    1. Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
    2. Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
    3.   Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
    4. Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
    5. Психологическая совместимость……………………………………………...
    6. Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
    7. Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
    8. Выводы…………………………………………………………………………..

2 Инновационные подходы к совершенствованию  системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..

2.1  Адаптационная подготовка ……………………………………………………

2.2  Введение программирования в тренировочный процесс….............................

2.3  Внедрение сопряженной подготовки  баскетболистов……………………...

2.4  Моделирование тренировочного процесса……………………………………

2.5  Выводы…………………………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Актуальность. Спорт - это специфические виды спортивной  деятельности  и в тоже время социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных людей, но и общества, государства.

          В настоящее время баскетбол как вид спортивной деятельности в нашей республике в отличие от футбола и других  видов спорта остается на задворках популярности. Кроме основной проблемы – финансирования –  существует  другой фактор препятствующий  успеху в казахстанском  баскетболе - психологический  аспект. Такие важные составляющие как сплоченность  команды, слаженность,  психологический климат, психологическая совместимость игроков команды играют  важную роль в результативности  деятельности баскетбольных команд.

Соревновательная деятельность баскетболистов характеризуется как  динамичная  скоростная с высшим уровнем проявлений в оборонительных и наступательных  действиях, предъявляющая  к игрокам повышенные требования. Особенно возрастают требования к атлетическим и психологическим  возможностям баскетболистов. В связи с этим на современном  этапе развития баскетбола перед  тренерами команд  стоят  задачи: выявление путей и механизмов, повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов и разработки инновационных технологий как физической  так и психологической подготовки баскетболистов  для успешного выступления команд в ответственных соревнованиях.

Это и составило актуальность нашего исследования.

          Объект исследования: процесс подготовки баскетболистов в условиях внедрения инновационных  психологических  методик в тренировки.

          Предмет исследования: инновационные средства и методы подготовки баскетболистов, направленные на повышение результативности  тренировочного процесса.

          Цель исследования:  совершенствование системы  профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах  спорта на основе инновационных технологий.

          Гипотеза исследования. Предполагалось, что целенаправленное применение специальных управляющих воздействий, основанных на использовании нетрадиционных средств и методов подготовки, позволит повысить результативность соревновательной деятельности баскетболистов студенческой команды.

         Задачи исследования:

         1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.

         2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.

           3. Разработать технологию психологической подготовки баскетболистов и ее эффективность.

 

         Теоретико-методологическая база исследования. Положения теории спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский и др.); идеи процесса управления подготовкой баскетболистов (В.М. Корягин, С.Н. Елевич, АЛ. Гомельский, Ю.М. Портнов, Ю.Д. Железняк и др.); положения теории формирования двигательных навыков (И.П. Ратов, Я.М. Коц, Т.В. Назаров, A.A. Николаев и др.).

          Методы исследования. Анализ и обобщение литературы и документальных материалов; моделирование; инструментальные методы исследования; педагогические наблюдения с использованием тестирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

           Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для совершенствования тренировочного процесса баскетболистов и повышения результативности соревновательной деятельности команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1 Психологические фaкторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды

 

           1.1 Психологический климaт и межличностные отношения в команде

         Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни команды в значительной степени определяет отношения между спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.

          Но эмоции — это одна сторона психологического климата. Другая, не менее важная его сторона — нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся в команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в команде. Поэтому формирование в команде нравственных норм, то есть правил, требований, определяющих поведение спортсменов в команде, является одной из главных задач при формировании здорового психологического климата.

          О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спад в игре.

         Известный тренер одной хоккейной команды пишет: «Успехи, известное дело, объединяют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпатичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. А вот неудачи… Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе» (Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М., 1978. С. 128).

        Большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами в процессе их деятельности и общения.

         В системе межличностных отношений принято выделять деловые (или формальные) и личностные (или неформальные, эмоциональные) отношения. Деловые отношения — это отношения деловой зависимости (А. С. Макаренко). Они вытекают из официальных обязанностей каждого члена команды в деятельности, направленной на достижение общей цели. Личностные отношения — это проявление спортсменами по отношению друг к другу симпатии, уважения, товарищества, дружбы или равнодушия, зависти, вражды.

          Деловые и личностные отношения, существующие в команде, чаще всего не совпадают. В командах низкого уровня и в молодых командах преобладают личностные, эмоциональные отношения над деловыми. В зрелых командах, как правило, деловые отношения преобладают над личностными. Идеальным является совпадение положительных отношений в команде и по деловым, и по личностным сферам, однако, как будет показано ниже, для успешного выступления команды это не обязательно.

          Факторами, влияющими на возникновение напряженности и конфликтов

в межличностных отношениях, являются:

· недостаточная сплоченность членов команды;

· наличие несовместимости  на психофизиологическом, психологическом или

социально-психологическом  уровне;

· несоответствие квалификации спортсменов поставленной задаче;

· присутствие в команде  спортсменов с притязаниями, не соответствующими их возможностям;

· наличие в команде  спортсменов с высокой агрессивностью и высоким

уровнем доминирования, стремящихся  взять на себя роль лидера;

· расхождение у отдельных  игроков самооценки способностей, с  одной стороны, и уровнем мастерства и оценкой этих способностей командой в целом — с другой;

· снижение мастерства и  самоотдачи у партнеров по команде  вследствие на-

рушения ими тренировочного режима;

· наличие скрытой конкуренции  между игроками за место в основном составе;

· наличие в команде  «любимчиков» тренера;

· навязывание тренером игрового стиля, не соответствующего склонностям

и возможностям спортсменов;

· непринятие тренера как  личности и как специалиста;

·несоответствие результатов выступления в соревновании ожиданиям команды;

· наличие в команде  группировок, по-разному относящихся к установкам тренера, к нормативным предписаниям, выработанным в данной команде.

         Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.

          1.2 Сплоченность команды и ее измерение

          До сих пор рассматривались в основном вопросы групповой дифференциации, проявляющейся в различном статусе членов группы, разнообразии выполняемых в команде ролей и т. п. Однако в группах имеется и противоположная тенденция — групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Этот процесс единения характеризует сплоченность (спаянность). Л. Фестингер определил групповую спаянность как совокупность действия сил, удерживающих индивидов в группе. Попытка определить эти силы практически натолкнулась на серьезные препятствия, поэтому интерпретация сущности групповой сплоченности, имеющаяся в настоящее время, далеко не однозначна. Для суждения о сплоченности группы предлагаются различные индексы (коэффициенты сплоченности, показатель ценностно-ориентационного единства и другие).

        Каждый из них отражает односторонний подход к рассмотрению сплоченности группы, и поэтому истинное суждение о последней можно, вероятно, получить только в случае использования совокупности различных коэффициентов.

Информация о работе Инновационные средства и технологиии подготовки баскетболистов различной квалификации