Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:24, дипломная работа
Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
1.1 Психологический климат и межличностные отношения в команде баскетболистов………………………………………………………………….
1.2 Сплоченность команды и ее измерение ……………………………………...
1.3 Сплоченность баскетбольной команды и эффективность деятельности….
1.4 Факторы, влияющие на сплоченность команды……………………………..
1.5 Психологическая совместимость……………………………………………...
1.6 Формы психологического воздействия тренера на спортсменов…………...
1.7 Общение тренера с членами баскетбольной команды, имеющими разный социометрический статус………………………………………………………
1.8 Выводы…………………………………………………………………………..
2 Инновационные подходы к совершенствованию системы подготовки баскетболистов……………………………………………………………………..
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный процесс….............................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы…………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова
Факультет _________________________
Кафедра ______________________________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИИ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»
Специальность шифр _абрев спецти
Выполнил:
студент 4 курса ФКР-411
Талдыкорган 2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Психологические факторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды………………………………………….
2 Инновационные подходы к
2.1 Адаптационная подготовка ……………………………………………………
2.2 Введение программирования в тренировочный
процесс…......................
2.3 Внедрение сопряженной подготовки баскетболистов……………………...
2.4 Моделирование тренировочного процесса……………………………………
2.5 Выводы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Актуальность. Спорт - это специфические виды спортивной деятельности и в тоже время социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных людей, но и общества, государства.
В настоящее время баскетбол как вид спортивной деятельности в нашей республике в отличие от футбола и других видов спорта остается на задворках популярности. Кроме основной проблемы – финансирования – существует другой фактор препятствующий успеху в казахстанском баскетболе - психологический аспект. Такие важные составляющие как сплоченность команды, слаженность, психологический климат, психологическая совместимость игроков команды играют важную роль в результативности деятельности баскетбольных команд.
Соревновательная деятельность баскетболистов характеризуется как динамичная скоростная с высшим уровнем проявлений в оборонительных и наступательных действиях, предъявляющая к игрокам повышенные требования. Особенно возрастают требования к атлетическим и психологическим возможностям баскетболистов. В связи с этим на современном этапе развития баскетбола перед тренерами команд стоят задачи: выявление путей и механизмов, повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов и разработки инновационных технологий как физической так и психологической подготовки баскетболистов для успешного выступления команд в ответственных соревнованиях.
Это и составило актуальность нашего исследования.
Объект исследования: процесс подготовки баскетболистов в условиях внедрения инновационных психологических методик в тренировки.
Предмет исследования: инновационные средства и методы подготовки баскетболистов, направленные на повышение результативности тренировочного процесса.
Цель исследования: совершенствование системы профессиональной подготовки спортсменов и команд в игровых видах спорта на основе инновационных технологий.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что целенаправленное применение специальных управляющих воздействий, основанных на использовании нетрадиционных средств и методов подготовки, позволит повысить результативность соревновательной деятельности баскетболистов студенческой команды.
Задачи исследования:
1. Разработать комплекс модельных характеристик игроков различных квалификационных групп, позволяющий определить направление тренировочного процесса на различных этапах подготовки баскетболистов.
2. Определить факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности студенческой команды и разработать методики, позволяющие усовершенствовать тренировочный процесс.
3. Разработать технологию психологической подготовки баскетболистов и ее эффективность.
Теоретико-методологическая база исследования. Положения теории спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ю.В. Верхошанский и др.); идеи процесса управления подготовкой баскетболистов (В.М. Корягин, С.Н. Елевич, АЛ. Гомельский, Ю.М. Портнов, Ю.Д. Железняк и др.); положения теории формирования двигательных навыков (И.П. Ратов, Я.М. Коц, Т.В. Назаров, A.A. Николаев и др.).
Методы исследования. Анализ и обобщение литературы и документальных материалов; моделирование; инструментальные методы исследования; педагогические наблюдения с использованием тестирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для совершенствования тренировочного процесса баскетболистов и повышения результативности соревновательной деятельности команд.
1 Психологические фaкторы, способствующие успешной спортивной деятельности баскетбольной команды
1.1 Психологический климaт и межличностные отношения в команде
Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни команды в значительной степени определяет отношения между спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.
Но эмоции — это одна сторона психологического климата. Другая, не менее важная его сторона — нравственные, моральные нормы, ценности, сложившиеся в команде. Вряд ли победа, достигнутая нечестным путем и вызвавшая радость у игроков, свидетельствует о благополучном психологическом климате в команде. Поэтому формирование в команде нравственных норм, то есть правил, требований, определяющих поведение спортсменов в команде, является одной из главных задач при формировании здорового психологического климата.
О психологическом климате в команде свидетельствует не то, как команда реагирует на победы, а то, как она переживает поражения, находит ли она в себе силы честно и открыто поговорить об их причинах, преодолеть возникший спад в игре.
Известный тренер одной хоккейной команды пишет: «Успехи, известное дело, объединяют. Тут все легко и просто: тренер выглядит мудрейшим из мудрых, партнеры симпатичнейшими, удачливыми, одним словом, никаких проблем, все в розовом цвете. А вот неудачи… Тогда все сложнее. И не всякий спортсмен отважится искать причины в себе» (Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни. М., 1978. С. 128).
Большое значение в формировании психологического климата команды имеет система межличностных отношений, которые складываются между спортсменами в процессе их деятельности и общения.
В системе межличностных отношений принято выделять деловые (или формальные) и личностные (или неформальные, эмоциональные) отношения. Деловые отношения — это отношения деловой зависимости (А. С. Макаренко). Они вытекают из официальных обязанностей каждого члена команды в деятельности, направленной на достижение общей цели. Личностные отношения — это проявление спортсменами по отношению друг к другу симпатии, уважения, товарищества, дружбы или равнодушия, зависти, вражды.
Деловые и личностные отношения, существующие в команде, чаще всего не совпадают. В командах низкого уровня и в молодых командах преобладают личностные, эмоциональные отношения над деловыми. В зрелых командах, как правило, деловые отношения преобладают над личностными. Идеальным является совпадение положительных отношений в команде и по деловым, и по личностным сферам, однако, как будет показано ниже, для успешного выступления команды это не обязательно.
Факторами, влияющими на возникновение напряженности и конфликтов
в межличностных отношениях, являются:
· недостаточная сплоченность членов команды;
· наличие несовместимости на психофизиологическом, психологическом или
социально-психологическом уровне;
· несоответствие квалификации спортсменов поставленной задаче;
· присутствие в команде спортсменов с притязаниями, не соответствующими их возможностям;
· наличие в команде
спортсменов с высокой
уровнем доминирования, стремящихся взять на себя роль лидера;
· расхождение у отдельных игроков самооценки способностей, с одной стороны, и уровнем мастерства и оценкой этих способностей командой в целом — с другой;
· снижение мастерства и самоотдачи у партнеров по команде вследствие на-
рушения ими тренировочного режима;
· наличие скрытой конкуренции между игроками за место в основном составе;
· наличие в команде «любимчиков» тренера;
· навязывание тренером игрового стиля, не соответствующего склонностям
и возможностям спортсменов;
· непринятие тренера как личности и как специалиста;
·несоответствие результатов выступления в соревновании ожиданиям команды;
· наличие в команде группировок, по-разному относящихся к установкам тренера, к нормативным предписаниям, выработанным в данной команде.
Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменов, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.
1.2 Сплоченность команды и ее измерение
До сих пор рассматривались в основном вопросы групповой дифференциации, проявляющейся в различном статусе членов группы, разнообразии выполняемых в команде ролей и т. п. Однако в группах имеется и противоположная тенденция — групповая интеграция, позволяющая рассматривать команду как единое целое. Этот процесс единения характеризует сплоченность (спаянность). Л. Фестингер определил групповую спаянность как совокупность действия сил, удерживающих индивидов в группе. Попытка определить эти силы практически натолкнулась на серьезные препятствия, поэтому интерпретация сущности групповой сплоченности, имеющаяся в настоящее время, далеко не однозначна. Для суждения о сплоченности группы предлагаются различные индексы (коэффициенты сплоченности, показатель ценностно-ориентационного единства и другие).
Каждый из них отражает односторонний подход к рассмотрению сплоченности группы, и поэтому истинное суждение о последней можно, вероятно, получить только в случае использования совокупности различных коэффициентов.