Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.[6].

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………….4
Глава 1. Проблема использования музыкотерапии
в психологической подготовке спортсменов………………………...6
Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
Теоретический анализ исследований использования
музыко-терапии в психологической подготовке спортсменов…………...13
Выводы по первой главе……………………………………………….27
Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28
2.1 Организация и методика исследования………………………..….28
2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов………….29
2.3.Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32
Выводы по второй главе…………………………………………….....35
Заключение……………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Музыка в сп. деятельности.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Республики Беларусь

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Белорусская государственная академия физической культуры

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе»

 

 

 

 

Минск 2003

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………3

Общая характеристика работы………………………………………….4

Глава 1. Проблема использования музыкотерапии

 в психологической подготовке  спортсменов………………………...6

    1. Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
    2. Теоретический анализ исследований использования

 музыко-терапии в психологической  подготовке спортсменов…………...13

Выводы по первой главе……………………………………………….27

Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28

2.1 Организация и методика исследования………………………..….28

2.2 Диагностика работоспособности  спортсменов-борцов………….29

2.3.Использование музыкотерапии  в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32

Выводы по второй главе…………………………………………….....35

Заключение……………………………………………………………..36

Приложения………………………………………………………….…38

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Влияние музыкотерапии на здоровье человека общеизвестно. Она способна снять депрессию, улучшить настроение, повысить уровень умственной и физической работоспособности.

В последнее время многими учёными изучалось влияние музыки в условиях спортивной деятельности. Среди них наиболее известны труды Трушкина А.Г., Кириченко В.В., Струковой Е.[12], Птицина Л.Ю., Иванова Н.И., Смирнова Н., Попова Е., Куду Э., Коджаспирова Р.Г.[6].

Струкова Е., Трушкин А.Г. и Кириченко В.В. исследовали влияние народной музыки на развитие ребёнка.[12].

Птицин Л.Ю. изучал влияние музыкотерапии на регуляцию психосоматических расстройств[23].

Иванов показал, что под влиянием музыки у спортсменов повышается скорость двигательной реакции.

Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.[6].

Эти полученные результаты способствовали более широкому использованию музыки в психологической подготовке спортсменов, что привело к повышению спортивных результатов.

Но всё же, несмотря на многочисленные исследования, проблема использования музыки в психологической подготовке спортсменов изучена недостаточно. Остаётся много видов спорта, где влияние музыкотерапии на регуляцию психических состояний спортсменов совсем не изучалось. В других же видах спорта, например в борьбе, эта проблема  рассматривалась поверхностно. А ведь возможности использования специальной музыки для стимулирования работоспособности в спорте весьма широки, но они целесообразных вариантов её применения требуют тщательного научного изучения для определения наиболее  целесообразных вариантов её применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика работы

 

Актуальность темы:  проблема психологической подготовки спортсменов занимает одно из центральных мест в психологии физической культуры и спорта. Важное место занимают работы, связанные с изучением влияния музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов. Изучение этой проблемы будет способствовать профилактике психического перенапряжения и истощения спортсменов.

 

Объект исследования: борцы 1-го и 2-го разрядов, кандидаты в мастера порта и мастера спорта.

 

Предмет исследования: использование музыкотерапии для стимулирования работоспособности.

 

Цель исследования: изучить  эффективность воздействия музыкальной стимуляции в процессе учебно-тренировочного занятия на физическую и психическую работоспособность.

 

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленно подобранной музыкой возможно регулировать проявления физической и психической работоспособности борцов в процессе спортивных занятий.

 

Задачи исследования:

  1. Обобщить исторический опыт использования музыки для                             стимулирования работоспособности человека.
  2. Провести теоретический анализ исследований использования музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов.
  3. Провести диагностику работоспособности спортсменов борцов.
  4. Определить оптимальную методику музыкального стимулирования для интенсификации учебно-тренировочных занятий борцов.

 

 

Методы используемые для решения задач исследования

 

  1. Анализ литературы
  2. Беседы
  3. Пульсометрия
  4. Эксперимент
  5. Методы изучения работоспособности: теппинг тест;  PWC – 170
  6. Методы статистической обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Проблема использования музыкотерапии в психологической подготовке спортсменов.

    1. Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний.

 

Проблема регуляции психических состояний является актуальной на современном уровне развития спорта. Под психическим состоянием понимается психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчётливого осознания их предметного содержания.

Ни для кого не является секретом или откровением, что искусство оказывает на человека огромное влияние. Все знают, что различные виды искусства могут вызвать чувства радости или печали, насмешить или напугать, ввергнуть в пучину тоски и наоборот.[5]

Использование музыки в целях оздоровления имеет тысячелетнюю историю.[12]

С древних времён музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

Целебная сила музыки заслужило признание у многих народов мира. В Индии долгие годы она использовалась как лечебное средство.[23]

Одна из наиболее ярких страниц в истории союза искусства и медицины переносит нас на много веков назад – в Древнюю Грецию – к самым истокам европейской медицины.

В древнем мире говорится: сын Апполона Асклепий был родоначальником благородной профессии врача. Он жил среди людей, исцеляя их от разных болезней. Благодарностью и любовью отвечали ему люди. В его честь построен храм на острове Кос. Этот остров является также колыбелью самого знаменитого врача Древней Греции – Гиппократа.[2]. Искусство отвлекает человека от мелких неприятных житейских волнений. Оно пробуждает всё лучшее в человеке, бодрит его дремлющие силы.

Искусство помогает делать жизнь полнее, всесторонней, счастливей. Оно противоборствует болезням. Оно – одно из творцов здоровья.

Ф. М. Достоевский писал: "Искусство – такая же потребность для человека, как и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком и без неё человек, может быть не захотел бы жить на свете."[5]

Хирург Филатов сказал: "Есть нечто общее между скальпелем хирурга и карандашом рисовальщика."

Спасибо музыка за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. [14]

Из всех видов искусства именно музыка имеет широкое и древнее применение в медицине. И это не случайно. Она наиболее близка человеку. По силе воздействия музыка могучая для всех видов искусств. [20]

Семашко, также, утверждал: "Музыка, литература, театр, изобразительное искусство – это всё важно не только как форма время провождения, но и как средство оздоровления. Всякий по себе знает, насколько освежающе действует после утомительного труда наслаждение музыкой или зрелищем." [25]

Музыка обладает таинственной властью и над животными. Древние мифы рассказывают нам о том, как чувственны к звукам нежной музыки дельфины. Это миф об Орионе. Древнегреческого поэта и музыканта Ориона во время морского путешествия на корабле схватили и хотели свирепо расправиться с ним. Орион попросил перед смертью спеть песню, допев её, он бросился в море.

Так бы и погиб знаменитый певец, если бы не волшебная сила музыки. Зачарованные его музыкой дельфины плыли за кораблём, и, когда Орион бросился в море, спасли его.[22]

Действие музыки на человека с давних пор, как мы уже выше указали, использовалась у многих народов для борьбы с недугами.

Знаменитый армянский врач Гораций в своём труде "Утешение при лихорадке" писал: "Пусть больные слушают приятную мелодию." В литературных трудах древности мы находим немало примеров направленного использования музыки на психическое состояние людей. Плутарх, что приступы бешенного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире.[10]

В средние века в Европе лечение музыкой было популярно.

Врач Афанасиус Кирчер собрал ноты музыки которой пользовались для лечения. В эпоху возрождения английский доктор Роберт Бертон создал один из первых трудов  о лечебной силе музыки. Её благотворное влияние он испытал на самом себе, борясь средством музыки с меланхолией.

В 18 – 19 веках редкая лечебница для психиатрических больных обходилась без штатного музыканта.

Уже в то время к помощи музыки прибегали не только при психических заболеваниях, но и при других [14]

В работах русских врачей: Мудрова, Кожевникова и др., встречаются рекомендации об использовании музыки для лечения больных. Мудров назвал музыку лечебным лекарством.[5]

Торханов И. Р. (1993) экспериментально проследил действие музыки на частоту сердечных сокращений и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость.

В. М. Бехтерев отметил, что удары метронома, отбивающие определённый ритм, способны вызвать замедление пульса и состояние удовольствия, или, наоборот, ускорение пульсации крови соответствующим ощущением усталости и неудовольствия.[12]

Лечение музыкой в последнее время стало всё чаще привлекать внимание врачей разных специальностей, поскольку медики отметили её благотворное влияние на течение болезни и психоэмоциональное состояние больного. Эффективное действие зависит от характера музыки. Механизм её воздействия на организм сложен. Здесь выделяют двоякое воздействие.

С одной стороны музыка вызывает в коре головного мозга определённые ассоциации – как стимулирующие, так и успокаивающие, в зависимости от переживаемых эмоций. С другой стороны, влияет на психофизиологию черт ритм. Музыкальный ритм может успокоить или возбудить сокращения сердца, ускорить или замедлить обменные процессы. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, снижают артериальное давление, улучшают обмен веществ, расширяют сосуды.

Напротив, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее. В процессе исследования учёными были обнаружены и другие интересные стороны влияния музыки на организм.

При прослушивании приятных мелодий увеличивается фагоцитарная активность лейкоцитов.

Выяснилось, также, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете, например, влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.

Информация о работе Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе