Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:08, курсовая работа
Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.[6].
Введение…………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………….4
Глава 1. Проблема использования музыкотерапии
в психологической подготовке спортсменов………………………...6
Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
Теоретический анализ исследований использования
музыко-терапии в психологической подготовке спортсменов…………...13
Выводы по первой главе……………………………………………….27
Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28
2.1 Организация и методика исследования………………………..….28
2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов………….29
2.3.Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32
Выводы по второй главе…………………………………………….....35
Заключение……………………………………………………………..36
Слепой прозреет и глухой услышит,
Когда всей грудью музыка задышит,
И вознесёт бескрылого к звезде.
С целью лечения рекомендуется составить музыкальные программы. Они должны включать не более 4 – 5 произведений общей продолжительностью 5 – 20 минут.
1) Успокаивающая, расслабляющая музыка:
Чайковский, «Баркоролла», Сен-Санс «Лебедь», Дубюсси «Лунный свет».
2)Для снятия депрессивного
Шуберт «Аве Мария», Шуман «Грёзы», Чайковский «Осенняя песня».[5]
Оздоравливающее воздействие музыки эффективно используется в терапии, хирургии, стоматологии. В операционной музыка начала звучать ещё в начале 20-го века. Вид операционной действует на больного устрашающе, а приятная музыка помогает свыкнуться с непривычной, пугающей обстановкой. Музыка отвлекает больного от навязчивых мыслей, заглушает звяканья инструментов и распоряжения хирурга
Во многих странах музыка стала элементом родовспоможения. Беременные женщины по совету врача слушают определённую музыку ( а то, что плод воспринимает звуки – доказано). Музыка сопровождает роды, уменьшает количество осложнений при родах, младенец появляется на свет более спокойным.
В шведском городе Хомейтода часто звучит пронизанный радостью концерт Моцарта. Акушеры отмечают, что именно этой музыке они обязаны необычно низким показателем малой ранней детской смертности. В Москве был проведён эксперимент по использованию музыки в роддомах. Он показал, что в палатах, где роженицы слушают музыку, они чувствуют себя лучше.[9]
Но самый большой эффект музыка даёт в практике и лечении нервных и психических заболеваниях.
«Музыка благоприятно влияет на настроение больного и весьма полезна», - читает русский психиатр Корсаков. Эффективно применяется метод, который получил в психотерапии название «гипносон – отдых под музыку». Он органически включает в себя элементы гипноза и музыкотерапии.[21]
Музыка помогает людям снимать постоянные нервные нагрузки, быстро и эффективно расслабляться, снимать стресс, улучшать настроение, повысить работоспособность. После трудового дня следует на 20 – 30 минут погружаться в чарующий мир музыки. На некоторых людей музыка действует сильнее, чем слово. Накопилось огромное количество фактов о влиянии музыки как на отдельные органы, так и на весь организм в целом. Составлены специальные фармакопеи.
Также рекомендуется для предупреждения и снижения утомления слушать «Лунную сонату» Бетховена (1-ю часть), «Патетическую сонату» Френкеля, «Вальс расставания». Специалисты утверждают, что облегчают вхождение в работу произведения Паулса «Песня о барабане», Тухманова «Мы с тобой танцуем».[17]
Но бывает и так, что музыка вредит здоровью. Даже самая прекрасная музыка, если она часами на полную мощь звучит в нашем доме, не способна принести радости, а только утомляет слух, и, в лучшем случае, мы просто перестаём замечать её.[19]
Уже не раз мы говорили о том, что искусство способно благотворно влиять на организм человека, развивать его духовные и физические силы, помогать в борьбе с недугами, выступая как своеобразное лекарство, приятное и эффективное одновременно, но всякое лекарство, особенно сильнодействующее, требует весьма осторожного обращения и, в первую очередь, соблюдения определённой дозировки. В противном случае оно становится источником вреда. Но особенно большой вред приносит рок-музыка. Немецкий философ Адарио писал, что звучание современной рок-музыки напоминает мучительные судороги, вперемешку с мёртвыми паузами. Такая музыка способна оказать болезнетворное влияние, и реакция слушателя порой напоминает симптомы помешательства и психоза. По сообщениям печати, концерты современной музыки нередко завершаются хулиганскими выходами, массовыми кровопролитиями, побоищами. Американский учёный Розен в своих работах доказывает, что рок-музыка приносит сплошной вред: сердце ускоряет работу, возникают спазмы желудочка и кишечника. Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами вредна не только для слуха, но и для нервной системы. А ведь именно такая музыка звучит почти в каждом доме, а также других местах массового скопления людей. Под влиянием рок-музыки организм человека приводится в состояние повышенной возбудимости. При хаотических ударах в кровь выбрасываются гормоны.
Мозг отключается, включается подкорка, слушатели теряют контроль и становятся агрессивными. Для рока характерен ритм чёткий, железный, непрерывный. Следующий компонент рока – громкость.
Всё это приводит не только к травмам мозга, потере слуха и памяти, но и к поражению внутренних органов.[18]
Поэтому, ради сохранения физического и духовного здоровья необходимо отказаться от наркотической меломании и слушать приятную, успокаивающую музыку. [5]
Скажу, также, что изданная серия альбомов «Музыкальная терапия психосоматических расстройств», основана на принципах китайской традиционной народной медицины. В ней используется пятиступенчатый звукоряд, объединяющий учения Инь – Янь и Пяти Первоэлементах (стихиях). Эта музыка помогает регулировать функции органов тела и нормализует обмен веществ. Она исключает возможность возникновения побочных эффектов, позволяет проводить пролонгированное лечение и применяется при различной степени умственного и физического утомления, апатии, депрессивном синдроме и т. д.. В связи с этим, данная музыка может быть широко использована всеми людьми, независимо от рода их деятельности.[24]
Влияние музыки на улучшение результатов спортивной деятельности неоспоримо и общедоказано. Музыка благотворно влияет на психическое состояние спортсменов, даёт уверенность в своих силах, снимает утомление. Но всё это не значит, что придя в спортзал, тренеру стоит только включить кассету с приятной музыкой, и успех его подопечным обеспечен.
Необходимо учитывать, что каждый спортсмен – это уникальное явление. Личность его неповторима. Своеобразие волевых процессов, эмоций, восприятия, интеллекта и других психических функций, обуславливает необходимость учёта индивидуально-психологических особенностей занимающихся физической культурой и спортом.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что одни и те же спортивные движения разные спортсмены выполняют неодинаково. Эти различия зависят, в частности, от силы не6рвной системы. В свою очередь и музыка действует индивидуально-своеобразно на деятельность спортсменов с сильной и слабой нервной системой.
Таблица 1.1
Влияние музыки различного темпа и лада на психомоторику спортсменов с сильной и слабой нервной системой.
Показатели |
Сила нервной системы |
Без музыки |
Музыка | |||
Медленная минорная |
Быстрая мажорная |
Медленная мажорная |
Быстрая мажорная | |||
Максимальная ручная дина- мометрия (кг) |
сильная |
55,1 |
54,5 |
53,9 |
52,6 |
52,9 |
Слабая |
56,0 |
55,3 |
53,6 |
54,4 |
54,3 | |
Дозированная ручная дина- мометрия (ошибка в кг) |
Сильная |
+13,8 |
+13,6 |
+12,3 |
+7,9 |
+7,8 |
Слабая |
+7,5 |
+6,5 |
+7,4 |
+7,1 |
+7,2 | |
Статическая выносливость (сек) |
Сильная |
31,6 |
37,8 |
42,9 |
42,3 |
47,2 |
Слабая |
44,2 |
52,0 |
53,2 |
46,6 |
48,8 | |
Время реакции (0,001сек) |
Сильная |
178,4 |
182,1 |
198,4 |
185,9 |
194,5 |
Слабая |
202,2 |
183,3 |
169,9 |
190,1 |
172,5 | |
Максимальная частота движений |
Сильная |
6,1 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
6,3 |
Слабая |
6,3 |
6,5 |
6,5 |
6,3 |
7,0 | |
Дозированная частота движений |
Сильная |
+0,7 |
+0,7 |
+0,6 |
+0,4 |
+0,4 |
Слабая |
+0,5 |
+0,4 |
+0,4 |
+0,6 |
-0,1 | |
Воспроизведение движений боль- шой ампли- туды (ошибка в град.) |
Сильная |
-0,9 |
-0,6 |
-0,9 |
-0,8 |
-0,1 |
Слабая |
-2,0 |
-2,1 |
-2,8 |
-2,3 |
-2,5 | |
Дозирование дви жений большой амплитуды (ошибка в град.) |
Сильная |
+13,0 |
+10,7 |
+10,1 |
+8,9 |
-8,1 |
Слабая |
+7,9 |
+7,6 |
+8,4 |
+7,7 |
+7,6 |
Из таблицы видно, что у спортсменов с сильной нервной системой максимальная ручная динамометрия снижается при медленной мажорной и быстрой минорной музыке, а у спортсменов со слабой нервной системой – в сопровождении любой быстрой музыки. Способность дозировать ручную динамометрию улучшается лишь у представителей с сильной нервной системой. Также и статическая выносливость: в сопровождении музыки она возрастает только у спортсменов с сильной нервной системой. Под действием быстрой музыки время реакции у спортсменов с сильной нервной системой ухудшается, а у занимающихся спортом со слабой нервной системой, наоборот, улучшается. Максимальная частота движений при прослушивании музыки улучшается, также, не у «сильных», а только у «слабых».
Таким образом, музыка в основном положительно влияет на силовые и пространственные характеристики психомоторики спортсменов с сильной нервной системой и на временные и темповые – у спортсменов со слабой нервной системой. Без учёта этих индивидуальных особенностей психомоторики спортсменов с разной силой нервной системы, применение музыки будет малоэффективным.
Музыка влияет индивидуально-своеобразно не только на психомоторику, но и на физическое развитие спортсменов с сильной и слабой нервной системой.
Таблица 1.2
Влияние музыки различного темпа и лада на физическую работоспособность спортсменов с сильной и слабой нервной системой.
Показатели |
Сила Н.С. |
Без музыки |
музыка | |||
Медленная минорная |
Быстрая мажорная |
Медленная мажорная |
Быстрая минорная | |||
Мощность (кгм/мин) |
Сильная |
1502,3 |
1682,4 |
1634,2 |
1658,9 |
1667,9 |
Слабая |
1538,4 |
1627,6 |
1673,9 |
1694,1 |
1764,4 | |
Количество работы (кгм) |
Сильная |
4738,5 |
4540,7 |
3627,3 |
3797,8 |
3468,2 |
Слабая |
3530,6 |
3164,4 |
3047,7 |
3136,2 |
2718,4 |
Как видно из таблицы, мощность работы у спортсменов сильной и слабой нервной системы возрастает при любой музыке. Количество работы у сильных уменьшается при мажорной любого темпа и быстрой минорной, а у «слабых» - только при быстрой минорной музыке.
Следовательно, для более эффективного использования музыки в спортивной практике, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов.[21]
Психологическое обоснование влияния музыки на деятельность в спорте
От каких условий может зависеть влияние музыки на деятельность в спорте?
Исследования показали, что в качестве таких условий могут выступать некоторые психические функции, а именно: отношение к музыке и её восприятие, влияние музыки на психологическое состояние.
Установлено, что в зависимости от отношения к транслируемой музыке, её влияние на спортсменов и их движения может быть неодинаковым. Так, чем приятней воспринимается быстрая мажорная музыка, тем больше ошибок допускается при силовых упражнениях. Однако, при подобной оценке медленной мажорной музыке более точно дозируются темповые, а при быстрой минорной – пространственные характеристики движения. Чем более приятна медленная минорная, тем дольше количество работы выполняется на фоне усталости. Следовательно, отдельные показатели спортивной деятельности изменяются при прослушивании музыки и отношения к ней спортсменов. Причём, при разной по структуре музыке, одно и то же положительное к ней отношение может улучшить или, наоборот, ухудшить успешность деятельности. С одной стороны, необходимо музыкальные интересы занимающихся, но с другой, не забывать, что при определённой музыкальной программе положительное к ней отношение может отрицательно сказываться на результатах. Как правило, почти все спортсмены предпочитают эстрадную музыку. Однако некоторые из них благожелательно относятся к трансляции классической народной музыки. Из этого следует, что составляя разные музыкальные программы (по темпу и ладу) нужно придерживаться, однако, того жанра музыки, который предпочитают спортсмены.
Специальные исследования показали, что спортсмены с сильной нервной системой воспринимают любую музыку более жизнерадостно. «Слабые» спортсмены – любую музыку более грустной. Поэтому, мажорная музыка «слабым» кажется более минорной, а минорная музыка «сильным» - более мажорной. Значит, восприятие музыки у «сильных», в большей мере истинно при действии мажорной, а у «слабых» - минорной музыке. Следовательно, полагаться на восприятие музыки спортсменами не следует. Музыкальные программы следует составлять при участии квалифицированных работников.[10]
О двигательных восприятиях можно судить по субъективным отчётам спортсменов относительно положительного или отрицательного, или нейтрального действия музыки на их успешность двигательных действий или работы. Если они объективно отражают степень влияния музыки, значит, по мнению спортсменов, можно регулировать, как дозирование музыкального сопровождения, так и подбор музыкальных программ. Если же субъективное мнение спортсменов о влиянии музыки не соответствует действительности, тогда нужно ориентироваться на другие показатели.
Информация о работе Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе