Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:08, курсовая работа
Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.[6].
Введение…………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………….4
Глава 1. Проблема использования музыкотерапии
в психологической подготовке спортсменов………………………...6
Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
Теоретический анализ исследований использования
музыко-терапии в психологической подготовке спортсменов…………...13
Выводы по первой главе……………………………………………….27
Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28
2.1 Организация и методика исследования………………………..….28
2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов………….29
2.3.Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32
Выводы по второй главе…………………………………………….....35
Заключение……………………………………………………………..36
Таблица 1.5
Динамика мышечной силы правой кисти в кг в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении.
Время проб |
Условия занятия |
Х+-Sx |
S |
dx-y+-Sx-y |
P |
В начале занятия |
Без музыки |
63,85+-0,56 |
5,01 |
<0.001 | |
Под музыку |
69,64+-0,94 |
8,4 |
5,79+-1,08 9,1% | ||
После подготовительной части |
Без музыки |
65,64+-0,96 |
8,56 |
<0.001 | |
Под музыку |
71,34+-0,9 |
8,02 |
5,7+-1,38 8,7% | ||
В основной части |
Без музыки |
64,45+-0,56 |
5,01 |
<0.001 | |
Под музыку |
68,8+-0,91 |
8,1 |
4,35+-1,07 6,8% | ||
В конце занятия |
Без музыки |
62,83+-0,94 |
8,4 |
<0.001 | |
Под музыку |
67,3+-1 |
8,94 |
4,48+-1,35 7,4% |
Результаты проведённого исследования показывают реально возможность музыкального стимулирования, возбудимости ЦНС и повышения лабильности и её нервных образований, что открывает новые перспективы повышения КПД УТЗ.
Выявлено, также, воздействие музыки на характер сердечной деятельности.
При восприятии ритмичной мажорной музыки в быстрых темпах allegro, vivo, presto, наблюдалось рефлекторное учащение сердечных сокращений в среднем на 6,6%. А при прослушивании спокойной музыки, напевно-лирического характера, в темпах largo, lento, adagio. Наблюдалось урежение сердечных сокращений, но по сравнению с предыдущими периодами на 7,8%.
Из всего этого видно, что музыка оказывает громаднейшее значение на эффективность УТЗ борцов.
Выводы по первой главе.
Итак, музыка может оказывать определённое влияние на различные стороны человеческой деятельности и является эффективным средством повышения умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, проблемы использования музыки многогранна и по-своему сложна.
Для успешного применения музыки практике физического воспитания и спорта необходимо учитывать 3 основных фактора:
1 Конкретный вид деятельности,
2 Индивидуально-психологические особенности спортсменов,
3 Структуру музыки.
При этом процесс действия музыки на спортивную деятельность оказывается под влиянием следующих условий:
1 Отношения к музыке,
2 восприятия музыки,
3 Действия музыки на
Музыка может улучшать, быть нейтральной или даже ухудшать отдельные психомоторные качества и физическую работоспособность. Воздействие на мотивационную сферу человека, восприятие, психическое состояние можно опосредованно управлять процессом влияния музыки на спортивную деятельность.
Таким образом, тренер-преподаватель, инструктор-методист получают реальную возможность управлять процессом действия музыки на спортивную деятельность через регуляцию и саморегуляцию некоторых психических свойств, процессов и состояний спортсменов.
Глава 2.Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психологического состояния спортсменов-борцов.
2.1 Организация и методика исследования.
Предлагая, что целесообразно подобранной музыкой возможно регулировать проявления физической и психической активности борцов вольного стиля в процессе спортивных занятий, нами было проведено исследование.
Исследование проводилось в течении апреля 2003 года в спортивном комплексе «Стайки». В нём приняли участие 10 спортсменов-борцов вольного стиля. Средний возраст испытуемых колебался в пределах от 18 до 24 лет.
Нами было исследовано двое второразрядников, трое перворазрядников, трое кандидатов в мастера спорта и двое мастеров спорта.
Исследование проводилось перед учебно-тренировочным процессом и состояло из двух этапов.
Первый этап включал измерения функциональной лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе без музыкального сопровождения.
На втором этапе, измерение функциональной лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе проводилось после 15-ти минутного прослушивания быстрой мажорной музыки умеренной степени громкости (во время измерения лабильности музыка продолжала играть.
Трансляция музыки осуществлялась с помощью кассетного аудио магнитофона.
Каждый испытуемый получил листок в клетку с начерченными на нём 6-ю квадратами размером 5/5 см. Им также была дана следующая инструкция: «По команде через каждые 10 сек. В течении минуты ставьте ручкой точки с максимальной частотой, при этом предплечье и локоть должны быть фиксированы, работает только кисть. Каждые 10 сек. точки ставьте в разных квадратах.»
2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов.
Изучение влияния музыкотерапии на физическую и психическую активность борцов имеет очень большое значение, так как рационально подобранная музыка оказывает благоприятное влияние на различные стороны спортивной деятельности и является эффективным средством повышения интенсивности УТП.
Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице №1.
Таблица 2.1
Влияние быстрой мажорной музыки на функциональную лабильность аппарата движения в лучезапястном суставе.
спортсмены |
Условия измерения |
Количество точек в квадрате (за 10 сек) |
Х+-0 |
Разница в проц. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
1 |
Без музыки |
85 |
61 |
49 |
47 |
47 |
55 |
57,33 |
15,99 |
Под музыку |
84 |
77 |
58 |
57 |
58 |
65 |
66,5 | ||
2 |
Без музыки |
92 |
88 |
86 |
85 |
83 |
87 |
86,83 |
1,45 |
Под музыку |
94 |
88 |
87 |
85 |
87 |
86 |
87,8 | ||
3 |
Без музыки |
81 |
48 |
48 |
45 |
45 |
46 |
52,16 |
36,4 |
Под музыку |
83 |
75 |
76 |
70 |
74 |
79 |
71,16 | ||
4 |
Без музыки |
75 |
60 |
68 |
70 |
69 |
60 |
67 |
10,14 |
Под музыку |
80 |
75 |
72 |
72 |
69 |
75 |
73,8 | ||
5 |
Без музыки |
73 |
65 |
63 |
65 |
68 |
70 |
67,33 |
1,44 |
Под музыку |
73 |
66 |
64 |
67 |
69 |
71 |
68,33 | ||
6 |
Без музыки |
79 |
68 |
72 |
67 |
69 |
73 |
71,33 |
1,87 |
Под музыку |
78 |
73 |
72 |
67 |
72 |
74 |
72,66 | ||
7 |
Без музыки |
88 |
74 |
62 |
66 |
65 |
70 |
70,83 |
10,96 |
Под музыку |
84 |
80 |
74 |
76 |
78 |
80 |
78,6 | ||
8 |
Без музыки |
74 |
70 |
68 |
70 |
69 |
71 |
70,33 |
4,97 |
Под музыку |
79 |
74 |
73 |
70 |
72 |
75 |
73,83 | ||
9 |
Без музыки |
77 |
65 |
60 |
62 |
61 |
64 |
64,83 |
11,3 |
Под музыку |
77 |
73 |
70 |
72 |
71 |
70 |
72,16 | ||
10 |
Без музыки |
79 |
49 |
50 |
48 |
47 |
49 |
53,66 |
37,9 |
Под музыку |
78 |
73 |
73 |
72 |
73 |
75 |
74 | ||
Среднее арифметическое значение |
Без музыки |
80,3 |
64,8 |
62,6 |
62,2 |
62,3 |
64,5 |
66,16 |
12,45 |
Под музыку |
81 |
75,4 |
71,9 |
70,8 |
72,3 |
75 |
74,4 |
Различия в показателях лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе при использовании быстрой мажорной музыки представлены на рисунке 2.1
Проведённые нами исследования лабильности аппарата движения в лучезапястном суставе показали, что использование при работе быстрой мажорной музыки привело к повышению максимальной частоты движений в лучезапястном суставе в среднем на 12,45 %
В целом же повышение максимальной частоты движений под влиянием музыки у различных спортсменов происходило неодинаково (от 1,44% до 37,9%). Столь сильная разбежка на наш взгляд может быть обусловлена различными психоэмоциональными состояниями спортсменов, а также силой нервной системы.
Так, трое спортсменов под № 2, 5, 6 показали очень низкий процент прироста максимальной частоты движений в лучезапястном суставе под влиянием музыки (1,44% 1,45% и 1,47%). Это может быть связано с тем, что они были недостаточно настроены на работу из-за недостаточного восстановления после предыдущей тренировки. Можно также предположить, что они недостаточно выспались или же у них имелись какие-то неприятности в личной жизни.
Испытуемые № 1, 4, 7, 8, 9 показали умеренный прирост максимальной частоты движений под влиянием музыкального воздействия (от 4,97% до 15,99%). Это указывает на то, что перечисленные спортсмены в день проведения исследований находились в оптимальном психоэмоциональном состоянии.
А вот у спортсменов № 3 и 10 наблюдается очень большой прирост показателях максимальной частоты движения в лучезапястном суставе под влиянием очевидно музыки (36,4% и 37,9%).
Весьма, что этим спортсменам в день исследования был присущ повышенный фон настроения с жаждой деятельности. Быстроритмичная музыка на них действовала намного сильнее, чем на остальных спортсменов.
Как мы видим, психические состояния и процессы спортсменов играют решающее значение во время УТЗ и определяют успешность использования музыкотерапии. Также большую роль играет и сила нервной системы.
2.3 Использование музыкотерапии
в УТП борцов для
Составлять музыкальные программы желательно либо при участии музыкальных работников, либо по консультациям спортсменов в области функциональной музыки. Консультация должна заключаться в том, чтобы правильно отобрать и разделить разные программы в зависимости от темпа и лада музыкальных произведений.
Необходимо, как минимум, иметь 4 разные инструментальные музыкальные программы, составленные из:
а) медленной минорной;
б) быстрой мажорной;
в) медленной мажорной;
г) быстрой минорной музыки.
Достаточно, чтобы быстрый темп был не менее 132, а медленный – не более 78 (по шкале метронома Менцеля). Желательно использовать музыку в мелодическом миноре и натуральном мажоре. Но возможно применять полный минор и полный мажор.
Ввиду того, что во многих случаях музыкальные программы имеют избирательный эффект, в связи с индивидуальными особенностями спортсменов, рекомендуется музыку транслировать через наушники отдельно для каждого спортсмена.
Необходимо создать условия для трансляции одновременно 4-х разных программ. Соответственно предлагается обеспечить возможность подключения к любой из 4-х музыкальных программ с каждой пары наушников.
Не включать музыку при воспитании кратковременных, но максимальных, мышечных усилий (например, упражнения для развития «взрывной» силы).
Включать любую музыку при деятельности статического характера, но только для спортсменов сильной нервной системы (упор углом, упор руки в стороны на кольцах, удержание околопредельного веса над головой и т. д.).
Не включать музыку при воспитании скорости двигательной реакции у спортсменов сильной нервной системы.
Включать любую музыку для спортсменов сильной и слабой нервной системы при развитии максимальной мощности в динамической работе, но только до наступления чувства усталости.
Не включать мажорную любого темпа и быструю минорную музыку для развития большой длительности работы при максимальной мощности, как для спортсменов сильной, так и слабой нервной системы.
При включении музыки для развития большой физической работоспособности необходимо научить спортсмена сосредотачивать внимание на звучащей музыке. По мере того, как развивается чувство усталости и труднее выполнять работу, внимание всё в большей степени будет переключаться на внутренние тягостные ощущения и соответственно музыка будет больше слышаться чем слушаться. В этот отрезок времени начинает формироваться решение, как долго ещё продолжать работу. Именно здесь необходимо «согласовать» решение прекратить выполнение нагрузки с определёнными признаками звучащей музыки (например, окончание музыкальной фразы, соло какого-нибудь инструмента и т. п.). Однако по истечении звучания выбранного спортсменом признака музыка не заканчивается, и поэтому решение прекратить работу нужно «перенести» на следующий произвольно выбранный музыкальный отрезок, что завершиться через некоторое время. Чем чаще и дальше (по «длине» музыкального произведения) осуществляется перенос решения прекратить работу, тем с большей мощностью и количеством она будет выполнена.
Информация о работе Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе