Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:08, курсовая работа
Смирнов обратил внимание, что под музыку возрастает скорость лёгкоатлетического бега на дистанции. Е. Попова обнаружила, что при музыкальном сопровождении заданное двигательное упражнение выполняется быстрее, большее количество раз. Соответственно возрастает количество выполненной работы. По данным Э. Куду, исследовавшей влияние музыки на процесс обучения движениям, наиболее эффективно применять музыку во 2-й и 3-й фазах формирования двигательного навыка. Все эти факты благотворного воздействия музыки позволили Ю.Г. Коджаспирову включить музыку в тренировочный процесс борцов. В частности было установлено, что целесообразно включать музыкальное сопровождение, в основном, при совершенствовании, а не при обучении технике борцовских приёмов. Специфическое воздействие музыки в различных частях тренировки обеспечивается при помощи специального подбора музыкальных программ.[6].
Введение…………………………………………………………………3
Общая характеристика работы………………………………………….4
Глава 1. Проблема использования музыкотерапии
в психологической подготовке спортсменов………………………...6
Музыкотерапия как средство регуляции неблагоприятных психических состояний………………………………………………….……6
Теоретический анализ исследований использования
музыко-терапии в психологической подготовке спортсменов…………...13
Выводы по первой главе……………………………………………….27
Глава 2. Исследование влияния музыкотерапии на регуляцию психических состояний борцов………………………………………………28
2.1 Организация и методика исследования………………………..….28
2.2 Диагностика работоспособности спортсменов-борцов………….29
2.3.Использование музыкотерапии в УТП борцов для стимулирования работоспособности………………………………………...32
Выводы по второй главе…………………………………………….....35
Заключение……………………………………………………………..36
В проведённых исследованиях было установлено следующее. По мнению спортсменов с сильной нервной системой наиболее эффективное воздействие на психомоторику оказывает медленная минорная, а наименьшее – медленная мажорная музыка. При этом все музыкальные программы в той или иной степени способствуют лучшему выполнению психомоторных заданий. Однако, если сравнить оценки спортсменов с их реальными результатами, то получается совсем наоборот. При медленной минорной у них улучшается лишь статическая выносливость на фоне усталости, а в сопровождении медленной мажорной музыки, которая, кстати, у многих вызывает спокойное, вплоть до сонливого, состояние, улучшается статическая выносливость на фоне усталости и в целом, мышечная чувствительность к дозированию силовых усилий и пространственных движений большой амплитуды, способность производить движения малой амплитуды. Спортсмены со слабой нервной системой считают, что любая музыка помогает выполнять психомоторные задания. Однако, при музыке у них улучшается лишь отдельные показатели параметров психомоторики.
Согласно мнению «сильных» медленная мажорная в меньшей степени выполнять задания, чем остальные музыкальные программы. Однако, мощность работы на фоне усталости, например, при медленной мажорной, даже больше, чем при быстрой мажорной музыке. Количество работы выполненное на фоне усталости и в целом, при медленной минорной, больше, чем при медленной мажорной или быстрой, любого лада музыке. Все музыкальные программы, полагают, «сильные», способствуют большей работоспособности. На самом деле и этот прогноз ответствует истине только относительно мощности работы и лишь до наступления чувства усталости.
Оценка влияния музыки на физическое развитие спортсменов со слабой нервной системой почти такая же как и у «сильных» о влиянии музыки на психомоторику: оценивая положительное влияние музыки на физическое развитие, они отмечают, что минорная музыка любого темпа помогает лучше проявить физическое развитие, чем медленная мажорная. Однако, реальная мощность работы до наступления чувства усталости при быстрой минорной выше, чем при остальных музыкальных программах, (включая и медленную минорную). Количество работы целом при той же быстрой минорной меньше, чем при сопровождении той же минорной музыки. Как видим, результаты противоположны их оценкам. Прогноз же о положительном действии любой музыкальной программы на физическое развитие соответствует действительности только относительно мощности работы и лишь до наступления чувства усталости.
Таим образом, двигательные восприятия, т. е. субъективные оценки влияния музыки на спортивную деятельность (а не психическое состояние) не могут служить мерой измерения действительного влияния на деятельность. Следует ли отсюда, что для лучшего выполнения движений спортсменам не надо знать истину?
Чтобы выяснить это, надо изучить, не оказывает ли субъективная оценка о влиянии музыки «обратного» воздействия на процесс выполнения двигательных заданий. Специально проведённый корреляционный анализ оценки с различными параметрами деятельности показал, что в психомоторных заданиях она влияет лишь на стабильность времени реакции, но улучшается. Другие показатели психомоторики изменяются независимо от величины оценки влияния музыки на неё.
Несколько сложнее взаимоотношения субъективной оценки влияния музыки на физическое развитие и его реальных показателей. Чем больше эффект приписывается влиянию быстрой минорной музыке, на физическое развитие, тем меньшее количество работы выполняется до наступления чувства усталости.
Вместе с тем, чем больше эффект приписывается влиянию быстрой минорной и быстрой мажорной музыке, тем больше количество работы выполняется в целом за нагрузку.
Итак, двигательные восприятия могут влиять положительно или отрицательно, или не влиять вообще на показатели психомоторики и на физическое развитие. Следовательно, в зависимости от изучаемой или совершенствуемой характеристики движений, эту оценку у спортсменов надо повышать или, наоборот, сбивать, или вовсе не принимать её во внимание.
Какова же роль психических состояний во влиянии музыки на спортивную деятельность?
Оказывается, не все параметры психомоторики изменяются в связи с переменой психических состояний под влиянием музыки.
Действия музыки на способность дозировать силовые упражнения, к максимальной частоте движений, статической выносливости, быстрой реакции происходит вне зависимости от изменений психических состояний.
Однако, чем хуже настроение при быстрой мажорной и меньше нервно-психическая напряжённость при меленной минорной музыке, тем будет больше стабильность времени реакции при её многократном повторении. При медленной мажорной или быстрой минорной музыке большая нервно-психическая напряжённость вызовет лучшее проявление другой способности - дозировать максимальную частоту движений. Но при быстрой минорной музыке меньшая (а не большая) нервно-психическая напряжённость будет способствовать меньшей ошибке при дозировании движений. Эта же характеристика психомоторики в сопровождении медленной мажорной музыки будет лучше при худшем самочувствии и меньшей активности.
Меньшая ошибка в воспроизведении движений малой амплитуды при быстрой минорной музыке наблюдается при меньшей активности.
Значит, лучшее проявление психомоторных качеств происходит, когда музыка меньше влияет на психическое состояние.
Так же, как и параметры психомоторики, не все показатели физического развития в разных её фазах изменяются в связи с переменой психических состояний под влиянием музыки.
Влияние музыки на мощность работы в состоянии усталости и мощность работы в целом (до наступления усталости и в состоянии усталости вместе) происходит, как правило, вне зависимости от перемены психических состояний.
Воздействие музыки на показатели спортивной деятельности и психического состояния не всегда однонаправлены. Поэтому, по психическому состоянию не во всех случаях можно ответственно судить об эффективности музыкального влияния непосредственно на деятельность.[17]
Теперь рассмотрим диссертацию Коджаспирова Ю.Г., посвящённую исследованию проблемы интенсификации учебно-тренировочных занятий борцов методом музыкального стимулирования.
Исследования, проведённые в естественных условиях УТЗ, во время совершенствования техники борьбы в произвольном темпе, показало, что выполнение приёмов борьбы под спокойную музыку в темпах largo, lento, adagio действует на спортсменов успокаивающе, что внешне выражается в замедлении темпа их рабочих движений на 19,2 % по сравнению с обычными условиями аналогичной работы без музыки.
Совершенно противоположная картина наблюдается при использовании в подобных случаях быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto, которая привела к повышению темпа рабочих движений на 39,7% по сравнению с обычными условиями. При этом испытуемые отмечали, что быстро ритмичная музыка их возбуждает, и движения ускоряются непроизвольно, без какого-либо дополнительного волевого усилия с их стороны. По их утверждениям такое спонтанное двигательное усвоение музыкального ритма доставляет им удовольствие, а несоответствие собственных действий музыкальному ритму – раздражает.
Выполнение скоростно-силовой работы в максимальном темпе под спокойную музыку в темпах largo, lento, adagio снижало работоспособность, по сравнению с обычными условиями на 6,17%. Причём, по отзывам испытуемых, чтобы противостоять значительному снижению рабочего темпа, навязываемого спокойной музыкой, им приходилось проявлять дополнительные усилия.
Использование при такой работе быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto приводило к повышению работоспособности на 25,43% по сравнению с аналогичной работой без музыки.
Проведённое исследование выявило объективную целесообразность использования быстро ритмичной музыки в темпах allegro, vivo, presto для повышения физической работоспособности и возбуждения спортсменов, а музыки в темпах largo, lento, adagio – для их успокоения[7].
Исходя из специфических особенностей спортивной деятельности музыка, используемая на УТЗ подразделялась на следующие виды: встречная музыка, музыка врабатывания, лидирующая, успокаивающая, провожающая музыка.
Каждая из этих разновидностей музыки имеет свои цели, выполняет функции, присущие только ей и качественно отличается от остальных.
Встречная музыка. Звучит 15 минут до начала УТЗ. Цель – поднять настроение, эмоционально взбодрить спортсменов с одновременной разгрузкой их нервной системы от нежелательного психоэмоционального напряжения предшествующего учебного периода.
Встречная музыка характеризуется весёлыми, энергичными, ритмичными вокально-инструментальными мелодиями, написанными в темпах andante, moderato, allegro.
Музыка врабатывания. Используется в подготовительной части занятия (20-25 мин). Цель - настройка двигательного аппарата спортсменов на ритм УТП. Предпочтительные темпы исполнения музыкальных произведений: moderato, allegro, vivo, presto.
Лидирующая музыка. Используется периодически. Исполняется при совершенствовании автоматизированных технических действий в основной части занятия. Продолжительность музыки до 10 минут. Цель – использование музыки в качестве ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому спортсмены приспосабливают своих движений.
Успокаивающая музыка. Начинается за 5-7 минут до конца занятия и заканчивается через 5 минут после окончания занятия.
Цель – снятие утомления и нервного напряжения.
Предпочтительные темпы:largo, lento, adagio, andante.
Провожающая музыка. Транслируется в течении 10-15 минут: после принятия душа – и до ухода занимающихся из спортивного зала. Цель – ускорение процессов восстановления, переключение внимания и отвлекающий эмоциональный подъём перед переходом к последующей общественной деятельности.
Предпочтительные темпы: andante, moderato.
Экспериментальное применение вышеизложенного режима использования функциональной музыки в УТЗ борцов в течении последующих 6-18 месяцев оказало выраженное положительное воздействие на настроение, внимания, работоспособность, качество выполнения физических упражнений, самочувствие испытуемых и т.п.[8]
В результате исследования деятельности психических функций по данным динамике показателей объёма и точности внимания на тахископическое предъявление ряда из 8 вербальных стимулов в процессе УТЗ, проводимых в обычных условиях и с использованием музыки установлено её существенное воздействие на исследуемые показатели.
Таблица 1.3
Динамика показателей объёма внимания борцов в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении.
Время проб |
Условия занятия |
Х+-Sx |
S |
dx-y+-Sx-y |
P |
В начале занятия |
Без музыки |
4,74+-0,11 |
1,15 |
<0.001 | |
Под музыку |
5,8+-0,12 |
1,28 |
1,06+-0,16 22,2% | ||
После подготовительной части |
Без музыки |
4+-0,1 |
1,11 |
<0.001 | |
Под музыку |
5,47+-0,11 |
1,18 |
1,47+-0,15 36,8% | ||
В основной части |
Без музыки |
4,51+-0,09 |
0,98 |
<0.001 | |
Под музыку |
5,58+-0,11 |
1,21 |
1,07+-0,14 23,8% | ||
В конце занятия |
Без музыки |
4,22+-0,1 |
1,09 |
<0.001 | |
Под музыку |
5,49+-0,12 |
1,29 |
1,27+-0,16 30,1% |
Анализ динамики показателей объёма внимания убеждает, что под влиянием музыкального сопровождения функция внимания значительно активизируется уже к началу УТЗ и поддерживается на сравнительно более высоком уровне в течении всего занятия.
Существенное воздействие применяемая музыка оказывает на скорость двигательной реакции и проявление мышечной силы испытуемых на спортивных занятиях, о чём свидетельствуют данные таблицы 1.4 и 1.5.
Таблица 1.4
Динамика времени двигательной реакции борцов м/сек в процессе УТЗ в обычных условиях и при музыкальном сопровождении
Время проб |
Условия занятия |
Х+-Sx |
S |
dx-y+-Sx-y |
P |
В начале занятия |
Без музыки |
201,03+-1,25 |
12,82 |
<0.001 | |
Под музыку |
181,92+-1,74 |
17,88 |
19,11+-214 9,5% | ||
После подготовительной части |
Без музыки |
186,54+-1,75 |
17,91 |
<0.001 | |
Под музыку |
164,26+-2,14 |
21,79 |
22,28+-2,8 11,9% | ||
В основной части |
Без музыки |
191,83+-2 |
20,4 |
<0.001 | |
Под музыку |
172,4+-1,84 |
18,78 |
19,43+-2,72 | ||
В конце занятия |
Без музыки |
202,34+-1,97 |
20,28 |
<0.001 | |
Под музыку |
182,85+-1,95 |
19,82 |
19,49+-2,79 9,6% |
Информация о работе Использование музыкотерапии в учебно-тренировочном процессе