История развития физической культуры в древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в

Файлы: 1 файл

0152.doc

— 169.01 Кб (Скачать файл)

была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим

упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические

способности человека.

 

Античная гимнастика в том, что касается ее цели обучения и упражнений, состояла из

3 основных частей: из подвижных игр, в которых под наблюдением родителей или

воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения калестрике и

орхестрике.

 

1.УПРАЖНЕНИЯ ДЕТСКИХ ИГР,

ПРОВОДИВШИХСЯ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО

 

воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие

упражнения, развивающие ловкость.

 

2.Элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в

себя палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы (палестра),

которые были построены в VIII веке вместо турнирных площадок под открытым небом.

В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло

комплексное испытание, пентатлон. Оно включало в соответствии с традициями бег

(примерно 192—196 м), прыжки в длину с альтерами, метание копья, диска и борьбу.

Из числа других упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели

рукопашная схватка, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней.

В этой школе обучали также бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию

и даже, за исключением Спарты, гребле.

 

3.Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных танцев, тесно связанных с древними

обрядами посвящения, включала в себя искусство двигаться и упражнения,

считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила

вводным и дополнительным к палестре обучением. К ней причисляли игры с мячом и

для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые

танцы. Очень трудно выяснить развитие упражнений и их различие в орхестрике, ибо

сохранившиеся изображения упражнений запечатлели не процесс их выполнения, а

момент, выражающий их содержание. На основе этого можно установить лишь то, что

упражнения с мячом, которым обучали в рамках орхестрики, не содержат в себе

элементов групповой игры. А в самих формах танцевальных движений и их мотивах

отражаются племенные охотничьи традиции, ритуальные танцы во времена эгейской

культуры, а также обычаи окружающих народов. Так, например, Ксенофонт ссылается

на заимствование критских мотивов, а Геродот — эфиопских танцев со стрелами.

Историческую ценность последнего заявления подчеркивает тот факт, что упомянутые

Геродотом танцы со стрелами можно и сегодня найти в эфиопском фольклоре.

 

 

идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты в эстетическом понимании. В

физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия

прекрасного и хорошего. В указанный период понятие «калос» (красивый) означало,

прежде всего, непобедимую мужскую силу.

 

1.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АГОНИСТИКИ

 

Чрезвычайно критический тон высказываний Страбона указывает одновременно и на

то, что мифы сходятся лишь в одном, или, скажем, представляют ценность как

источники лишь постольку, поскольку связывают факт учреждения игр с каким-либо

успешным испытанием, бракосочетанием или завоеванием трона. Между прочим,

исторически неуловимые следы древних олимпиад, «вызванных к жизни» героями,

обрываются на мифическом царе Оксилосе. Но не менее противоречивы и ссылки на

«основателей» игр и в более поздние эпохи. Так, хроника Малаласа из Сирии

упоминает первые Олимпиады в связи с правлением известного по Библии царя Саула

(1030—1010 гг. до н. э.). Кроме того, часто упоминаемый договор об обязательном

сохранении божественного мира во время олимпийских игр между Ифитом из Элиды и

Ликургом из Спарты был заключен на двадцать семь Олимпиад, или на 108 лет раньше,

чем 776 год до н. э. То же самое подтверждается и историками Аристодамом и

Полибием, которые указывали, что имена победителей начали фиксироваться лишь с

27-й Олимпиады. В конечном итоге это нагромождение может отражать не более чем

тот факт, что священная олимпийская роща (Алтий) была выдающимся центром

агонистики еще до пришествия дорийцев. Это место культовых обрядов пережило

испытания, вызванные войнами и нашествиями различных племен, а затем, начиная с

IX века до н. э., с помощью Дельфийского святилища Аполлона превратилось в один из

наиболее значительных всегреческих центров ритуальных состязаний.

 

Сопоставляя сохранившиеся в обрядах олимпийских, истмийских, пифийских,

немейских и делосских игр культовые элементы с этнографическими данными, можно

констатировать, что наиболее важную роль в становлении греческой агонисгики

играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы,

имевшие целью способствовать плодородию, и ритуальные церемонии, посвященные

умершим. После расселения на Пелопоннесе дорических племен — в IX веке до н. э., —

когда пошли столетия менее бурные и сравнительно более мирные, созрели условия

для укрепления институтов общегреческого характера. Обряды покоренных племен

стали возрождаться и одновременно сливаться с обрядами завоевателей. Большую роль

в деле умиротворения господствующих слоев сыграло в числе прочего знаменитое

Дельфийское святилище. Его жрецы в интересах поддержания чувства общегреческой

племенной общности взяли под свое покровительство те содержащие в себе элементы

церемоний посвящения состязания, обряды, формы воспитательной деятельности и

обычаи, сохранение которых было в первую очередь важно для жизненных интересов

аристократии городов-полисов, но в конечном итоге тогда все это еще отвечало также

интересам всех свободных граждан. Прежние же племенные испытания, связанные с

посвящением, проводимые в знаменитых местах культовых обрядов, способствовали

использованию тех возможностей, которые оказались полезными с точки зрения

общественной самоорганизации греческого народа.

 

Ускорившийся в IХ веке до н. э. процесс классового расслоения греческого общества не

мог не оказать влияния и на выбор испытаний для агонов (состязаний), завершающих

племенные и национальные обряды посвящения. Эти испытания, если отбросить их

ритуальную оболочку, превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств

потомков прежней национальной аристократии, которая была призвана косвенно

показать внешнему миру мощь крепнущих городов-государств, а собственному народу

— физическое превосходство «избранных». Таким образом, известный из «Илиады»

 

других» происходил не из якобы характерного для древних греков духа соперничества, а

их непосредственной потребности обеспечить прочность существующей власти. Не

случайно и то, что местные состязания и испытания органически входили в культы

богов того или иного города-государства. Однако эти проявления эллинской

физической культуры уже и качественно отличались от упомянутой выше сугубо

спортивной зрелищности состязаний, проводимых в городах эгейской культуры. Здесь

уже начиная с IX века до н. э. можно проследить процесс все большего выделения из

состязаний местного значения культовых игрищ, проводимых в религиозно-

политических союзах городов (амфиктиониях), образующихся вокруг тех или иных

святилищ, принадлежащих более сильным объединениям.

 

Связанный с этим и имеющий отношение к Олимпиадам эпизод содержится в легенде,

согласно которой по совету дельфийского оракула — в начале IX века до н. э — царь

Элиды Ифит, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты договорились возобновить

олимпийские празднества в их прежней форме. Договаривающиеся стороны объявили

Олимпию священным местом, а месяц проведения состязаний обязательным периодом

мира. Эвсе-бий также связал возрождение игр с намерением прекратить внутренние

междоусобицы и потрясения иного рода. Заслуживает внимания замечание Павсания о

том, что Ифит убедил жителей Элиды делать жертвоприношения в честь дорийца

Геракла, которого они ранее считали своим врагом.

 

На вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно Олимпия, можно

дать в общих чертах следующий ответ:

 

1.Алтий еще до пришествия дорийцев был не просто священной рощей, где

проводились обряды посвящения, но и ритуальным центром избрания царей.

 

2.ЗДЕШНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ ГЕРЫ СЧИТАЛОСЬ

ОДНИМ ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ МЕСТ, ГДЕ

 

совершались культовые ритуалы плодородия. К числу обрядов относились и такие

виды испытаний для юношества, как, например, состязание по бегу под звуки авлоса, в

ходе которого определялась «девушка года», олицетворявшая собой плодородие.

 

3.ОЛИМПИЯ БЫЛА СВЯЗАНА ТЕСНЫМИ УЗАМИ

С КУЛЬТОМ ПРЕДКОВ, ИГРАВШИМ

 

определяющую роль в идеологии аристократии. Согласно мифологии, именно здесь

находились могилы Пелопса и Тараксиппа.

 

4.НЕМАЛОВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЛО И ТО

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО, ПОМИМО

 

поддержки со стороны Дельфийского святилища, это место пользовалось известностью

как связанное с культом Зевса, этого наиболее авторитетного греческого божества.

 

5.Олимпия была расположена в сравнительно легкодоступном и одновременно

защищенном месте.

 

6.Ввиду малочисленности жителей Пизы, поддерживавших тотемистические родовые

традиции, не грозила опасность того, что они попытаются воспользоваться своим

влиятельным положением в области отправления культовых обрядов в интересах

достижения политической гегемонии.

 

7.В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась поддержкой Спарты, самого

 

Объединительную роль игр резко усилила и активно проводимая в VIII—VII вв. до н. э.

колонизация. Экспансия греков в районе Средиземного моря временно решила

проблему ввоза зерна и сняла остроту классовых столкновений. Однако при тогдашнем

соотношении сил и состоянии транспортных средств поддерживались лишь

чрезвычайно слабые политические связи между городами-метрополиями и их

колониями. Эти связи строились, скорее, на обоюдной заинтересованности в торговом

обмене и политической взаимозависимости, которую время от времени приходилось

укреплять путем заключения различного рода союзов и соответственно отправления

традиционных религиозных обрядов. В этом смысле панэллинские состязания, и

прежде всего олимпиады, зародившиеся под знаком культа Зевса, превратились в

неотъемлемые элементы укрепления межгреческих политических связей, развития

общегреческого национального сознания против «варваров», говорящих на других

языках.

 

Интересные выводы относительно истории развития олимпийских игр можно сделать

на основе результатов раскопок, произведенных Кунце. В ходе этих раскопок

обнаружилось, что в Олимпии были построены — по времени один за другим — пять

стадионов. Два первых стадиона древнего периода игр и ипподром для конных

состязаний были построены еще одновременно с Алтием. В

 

776 ГОДУ ДО Н. Э. ЗАФИКСИРОВАНО ИМЯ

ТОЛЬКО ОДНОГО ПОБЕДИТЕЛЯ — КОРЕБА,

 

выигравшего бег под звуки авлоса. По мере постепенного расширения программы

состязаний вводятся новые дистанции бега: на расстояние в две стадии — диаулос (724

г. до н. э.) и несколько стадий (720 г. до н. э.). Затем появились такие виды состязаний,

как пентатлон — пятиборье и борьба (708 г. до н. э.), кулачный бой (688 г. до н. э.),

гонки колесниц (680 г. до н. э.) и скачки и, наконец, панкратион (648 г. до н. э.).

Создается группа граждан Элиды — организаторов игр; складываются классические

формы публичных жертвоприношений, принесения присяги, жеребьевок и процедуры

проведения состязаний. Традицию венчать победителей лаврами возобновили лишь

начиная с 7-й Олимпиады по уже упоминавшемуся совету дельфийского оракула.

Первые одиннадцать Олимпиад прошли под знаком превосходства мессенцев, затем

вперед вышли пятиборцы Спарты. Кроме пелопоннесцев первыми участниками игр из

числа представителей других частей Греции стали афиняне (21-я Олимпиада), а из

колонии — посланцы Смирны (23-я Олимпиада).

 

Олимпийские игры древнего периода несли на себе отпечаток духовной гегемонии

аристократии, что в первую очередь объясняется влиянием Спирты. Старинные

традиции посвящения тогда уже получили политическое содержание. Из-за введения

обязательного подготовительного времени для участников состязаний рядовые

граждане из числа свободнорожденных оказывались в чрезвычайно невыгодном

положении. Женщины, неполноправные граждане, варвары и те, против которых было

возбуждено какое-либо дело, не могли участвовать в состязаниях. Правда, для женщин

в иное время по-прежнему устраивали традиционные соревнования в беге.

 

Методы подготовки и стиль состязаний определялись особенностями тогдашнего

военного искусства и мистифицированными представлениями о физических

возможностях человека. Из записей Филострата и прочих материалов по этому вопросу

видно, что греки вначале отдавали предпочтение скорости, а затем силе. Они

перетаскивали тяжелые камни, соревновались в погоне за животными, тянули вручную

груженые телеги и сгибали толстые ветви деревьев. Состязания по бегу происходили

не по круговой дорожке, а по прямой — туда и обратно — между местом старта и

находящимся в конце дистанции алтарем, имитируя, по сути дела, движение боевых

 

названием бег с оружием.

 

Одна из ссылок Лукиана однозначно свидетельствует о том, что происхождение такого

Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме