Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в
путем эксплуатации порабощенных народов Древнего Востока. В этих условиях,
которые обеспечивали возможности относительно более легкой жизни, необходимо
было считаться с возникшей проблемой использования молодежью увеличившегося
свободного времени.
В диалоге Лукиана (120—180 гг. н. э.) «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон
особо подчеркивает, что он заставляет сыновей выполнять физические упражнения с
жить свободно. В условиях мира польза от этого еще выше, поскольку молодые люди,
не зная, куда деть свободное время, не предаются распутству, а заботятся о тренировке
тела и тем самым занимают себя.
В городах эллинских империй основной элемент физической культуры составляла
агонистика, отличавшаяся большой зрелищностью. Будучи неспособной, конкурировать
с ней, физическая культура ближневосточных народов, верная древним традициям,
оказалась оттесненной на задний план. В этих условиях эллинистическая физическая
культура стала не только органической частью культурных связей, объединявших
греков, но и средством, с помощью которого греческие правящие слои могли оказывать
влияние на порабощенные народы. В то же время она способствовала развитию
общественных процессов в этой застывшей части мира.
1.9. Эллинистическая физическая культура после римских завоеваний
Во II веке до н. э. римские завоевания положили конец потрясениям в эллинском мире.
Однако необходимо было поставить институты и учреждения рабовладельческого
общества, укрепившегося в эпоху Рима, на службу имперским интересам. Среди первых
шагов по реализации этого политического курса следует упомянуть предоставление
грекам свободы, о чем объявил, Фламиний после победы над Филиппом в 196 г. до н.
э. на истмийских играх. Вслед за ним многие римские политические и общественные
деятели предпринимают попытки превратить Олимпиады в имперские игры и
перенести место их проведения в Рим. Однако все эти попытки не увенчались успехом.
Например, согласно указу, изданному Суллой в 80 г. до н. э., 175-е Олимпийские игры
должны были пройти в Риме. Однако римляне не поддержали его идею. Игры вновь
состоялись в Алтисе. Позднее римские императоры объединили игры в одно
празднество. Организованная Нероном лжеолимпиада не была причислена даже к
категории периодически проходивших соревнований того времени. Потерпев
поражение, римские императоры, начиная со II века оставили попытки силой изменить
характер игр, получивших распространение на всем эллинизированном Востоке.
Согласно порядку, установленному Римом, местные правящие круги лишались
политической власти и были обязаны платить налоги. Однако уважение римлян к
экономической жизни и местным обычаям давало им возможность создавать
видимость того, что они играют какую-то значительную роль, организовывать
культовые игры, осуществлять надзор за гимнасиями, купальнями и театрами.
Аристократии различных провинций была оставлена видимость неограниченной
власти и возможность использовать культурные институты для нейтрализации
недовольства низших слоев населения. С помощью этой политики в конечном итоге
классические панэллинские игры тоже были включены в сферу римского правления.
Такого рода сотрудничество господствующих классов провинций с завоевателями дало
начало процессу известной взаимной ассимиляции греков и римлян. Эллины,
принадлежавшие к имущим слоям, получили право на римское гражданство, а
панэллинский союз признал культ императоров в такой же степени, как культ Зевса.
Императоры и высшие чиновники стали участвовать в тайных религиозных греческих
обрядах — мистериях, брать на себя функции организаторов различных игр,
представительствовать на наиболее знаменитых соревнованиях. В тогдашних условиях
такие древние институты, как общегреческий религиозный центр в Дельфах и
панэллинские игры, утратили свой прежний, чисто греческий характер и вместе с ним
самостоятельную политическую роль, которую они когда-то играли. Однако их
культовое и традиционное значение возродилось. Многие письменные свидетельства
того времени говорят о том, что известнейшие атлеты считали высокой честью попасть
в список победителей каких-либо панэллинских игр, прежде всего Олимпиад, у себя на
родине.
1.10. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПАНЭЛЛИНСКИХ ИГР
После некоторого временного спада, наступившего за римскими завоеваниями,
благодаря содействию императоров и наместников места проведения игр вновь стали
активно посещаться. Возрос спрос на способных атлетов. Действовавшие при
гимнасиях залы для занятий физическими упражнениями были превращены в
институты по подготовке спорстменов. Оживился интерес и к заново отстроенной
Олимпии. Точно так же, как это делали Александр Великий и его преемники, римские
императоры с помощью организации памятных соревнований греческого типа
стремились увековечить свои победы. Эллинизированные провинции побогаче
старались придать местным празднествам панэллинский характер. Наиболее простым
решением этой проблемы было получение права на организацию каких-либо
традиционных греческих игр.
По образцу Олимпиад проводились игры в Неаполе, Леонтине на острове Сицилия,
Александрии, Ницце, Фуатейре, Траллейсе, Пергаме, Смирне, Эфесе, Атталее,
Аназарбосе, Тирсосе, Магнезии, Сидоне, Антиохии и других местах. В Мегаре,
Сикионе и Теосе продолжали традиции пифий-ских игр, в Ангоре и Сиракузах—
истмийских. В Этне на Сицилии и в Аннале во Фракии проводились игры,
напоминавшие своим ритуалом не-мейские. Число мест, где проходили подобные
состязания, достигало сорока. Последние археологические раскопки также доказывают,
что в расположенных к северу от Черного моря городах Горгиппия и Херсонесос,
которые находились под греческим владычеством, также проводились соревнования
наподобие древних греческих Олимпийских игр. В программе этих соревнований
фигурировали атлетические номера, борьба, вольная борьба (панкратион),
соревнования на колесницах, стрельба из лука и метание молота.
Однако игры, проводившиеся в эллинизированных центрах по образцу панэллннскнх
соревнований, только названием и сопровождавшими их церемониями походили на
прежние состязания, которые проходили некогда в Греции. Иными стали их
содержание и роль. Эти игры символизировали уже не только единство греков, но в
первую очередь блеск и величие соответствующих городов, щедрость тамошних
римских наместников. Они привлекали большое число зрителей, играли важную роль в
нейтрализации классовых столкновений и проведении выборов. В других отношениях
игры также постепенно теряли свой традиционный характер, и все больше
приспосабливались к условиям Римской империи. В их рамках стали проводиться бои
зверей, состязания гладиаторов. Более того, в некоторых местах среди их участников
появились женщины. Древние «импресарио» собирали атлетов в особые организации
и в соответствии с заключенными с ними контрактами заставляли их выступать по
различным случаям. Одной из таких организаций во II веке н. э. был «Союз атлетов,
получивших венки победителей на играх в честь Геракла», руководители которого
осуществляли также надзор за императорскими купальнями. Гимнастика, являвшаяся
когда-то основным видом занятий в гимнасиях, полностью утратила свое значение на
фоне мероприятий агонистиков.
Большой спрос на атлетов и выход, на первый план агонистики повлияли на методы
тренировки. Прежние критерии отбора участников состязаний утратили свою силу.
Тетрастиль стал догмой, тренеры больше не обращали внимания на долгосрочную
подготовку атлетов. Из замечания Павсания о случае, когда александрийский атлет
Аполлоний из-за участия за денежное вознаграждение в другом состязании с
опозданием прибыл на 218-ю Олимпиаду (93 г. н. э.), можно сделать однозначный
вывод: уже в элисской гимнасии от участников соревнований не требовали
выполнения предварительных упражнений, бывших ранее обязательными. Главными
задачами атлетов на тренировках стали погоня за достижением сиюминутного
результата и успехом у зрителей. Мягкий ремень, которым обматывали кисти рук
участники кулачных боев, снабдили железными накладками, а кое-где — медными
скульпторы, на них ссылались противники развития физической культуры. В то же
время в кругах истинных любителей спорта по-прежнему высоко ценилось знание
техники и тактики боя. «Златоустый ритор» I века н. э. Дио Христостомос и даже такой
известный софист, как живший в IV веке Темистиос Ефрадес, с восхищением
отзывались о стиле кулачного бойца по имени Меланкомос, добивавшегося побед над
своими соперниками, не нанося им почти никаких повреждений.
«Был среди наших предков кулачный боец — Меланкомос, который прославился
благодаря прекрасному и великолепному искусству движения. Согласно преданиям,
император Тит также очень любил Меланкомоса, так как тот никогда никого не ранил и
даже не бил, а лишь с помощью выбора позиции и вытянутых вперед рук побеждал
своих соперников, уходивших (с поля боя), радуясь снисхождению, даже если терпели в
схватке поражение».
1.11. ЗАПРЕТЫ (КОНЕЦ IV — СЕРЕДИНА VI В. Н.
Э.)
В конце VI века н. э. древний рабовладельческий строй вступил в период
окончательного разложения. Игры и другие мероприятия, поглощавшие огромные
денежные суммы, стали играть все меньшую роль в нейтрализации недовольства.
Законы общественного саморегулирования вынуждали власти прибегать к экономии.
Началось сокращение строительных работ, помощи, оказываемой развитию искусства.
Затем очередь дошла и до спортивных игр. Особенно там, где игры окончательно
подтвердили неспособность выполнять отводившиеся им функции, предпринимались
даже попытки запретить их. Само собой разумеется, христианство, ставшее в это время
государственной религией, но еще слабое в идеологическом отношении, требовало
полного запрещения игр. Приверженцы его доктрины, выступавшие против «греховной
телесности» и проповедовавшие крайний аскетизм, призывали к борьбе против всех
форм физической культуры, объявленной ими языческим обычаем.
Выступление древнего христианства против физической культуры нельзя отрывать от
оценки его идеологической и политической роли. Кстати, можно заметить, что
наиболее радикальные течения, представляющие взгляды классов и групп,
поднимающихся в различные переходные эпохи, и в более поздние периоды истории
приходили в столкновение с прежней системой ценностей и этическими нормами
физической культуры. В дальнейшем мы увидим это на примере не только древних
христиан, но и средневековых пуритан, более того, ранних организаций
международного рабочего движения.
Помимо давления со стороны различных течений христианства, римские власти
настраивало против игр и то обстоятельство, что начиная с 380 года постоянно
возобновлявшаяся борьба т. н. «агонистиков» (богоборцев) в большинстве случаев
брала начало со стадионов. Феодосии подавлял это движение с помощью самых
жестоких мер. Например, в цирке города Фессалоники он устроил избиение шести
тысяч граждан. Вступивший в силу в 393 г. Миланский эдикт запретил вести
олимпийское летосчисление и проводить периодические игры, хранившие на себе
печать языческих образов, за исключением тех празднеств, которые проходили в дни
рождения императора и по случаю вступления его на престол. Элис, бывший в свое
время центром проведения блестящих олимпийских состязаний, а теперь обедневший и
постоянно подвергавшийся нападениям варваров, стал лишь местом паломничества
сторонников развития физической культуры. Введенные запреты здесь действительно
имели силу закона и означали ликвидацию остатков некогда проводившихся игр.
Однако в восточных провинциях империи нельзя было одним росчерком пера
уничтожить агонистику, имевшую тысячелетние традиции. По требованию городов,
вынуждены время от времени разрешать проведение игр. Правда, «катарсис»
древнегреческой физической культуры уже и здесь был не в состоянии смягчить
проблемы, обострившиеся в результате кризиса рабовладельческой формации. Более
того, роль игр стала прямо противоположной. На стадионах и в гимнасиях, по
существу, концентрировалась та социальная напряженность, нейтрализовать которую
они были призваны. Как четко показало и вспыхнувшее в 532 году на
константинопольском стадионе восстание «Ника», игры пришли в столкновение с
феодализировавшейся центральной властью, вернее, с ее идеологией —
христианством. В первую очередь этим, а не юридическими причинами объясняется
принятие то запрещающих, то разрешающих патентов, о которых упоминают
хроникеры IV и VII веков. Последний патент, в котором еще фигурировало понятие
Олимпиады, был издан в 520 году Юстинианом, обновившим в 563 году эдикт
Феодосия. В остальных случаях в связи с играми, проходившими по образцу
олимпийских, но приобретших чисто римский характер, об Олимпиадах уже даже не
упоминалось.
История древнегреческой физической культуры показывает тот процесс развития,
который происходил в условиях рабовладельческого общества в области физической
подготовки человека. Обряды инициации превратили систему движений,
заимствованную из ритуала культов плодородия и умерших, в средство сплочения
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме