Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в
вида состязаний, как прыжки в длину с отягощениями в руках, связано с
необходимостью развития у воинов способности преодолевать преграды на местности.
«И коль скоро им следует перепрыгивать через рвы и другие препятствия, —
рассуждает Солон, — мы готовим их к этому: они практикуются с отягощениями в
руках». Гантели в правой и левой руке символизировали оружие. Они помогали
прыгуну оттолкнуться от земли при выполнении серии из пяти следующих один за
другим прыжков в длину с места, а при приземлении способствовали восстановлению
равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Метание боевого диска воины,
образующие сомкнутый боевой порядок, могли производить только в вертикальной
плоскости. Это движение сохранилось в метании диска. Метание копья также возникло
из упражнений по отработке навыков метания боевых копий. Согласно требованиям
военной подготовки, при оценке результатов состязания считалась действительной
лишь длина броска, произведенного в пределах специально отведенной для этого
полосы. Соответствие законам аэродинамики достигалось не за счет конструкции
самого копья, а путем сообщения ему вращательного движения вокруг своей оси в
момент броска при помощи кожаной рукоятки.
Колесница для состязаний еще в III веке до н. э. сохраняла небольшие массивные
колеса боевой колесницы, хотя путем увеличения диаметра колес и их облегчения
можно было бы достичь большей скорости передвижения.
В боевых действиях, которые велись при помощи легко тупящегося и зазубривающегося
оружия, нельзя было обойтись без владения приемами борьбы и панкратиона, тем
более что воюющие стороны стремились не к уничтожению живой силы противника, а
к ее пленению.
Связь между техникой и тактикой боевых акций и спортивных состязаний наиболее
наглядно проявлялась в кулачном бое. В греческом боксе, как известно, соперники
наматывали на кисти рук и запястья ремни из бычьей кожи. Удары разрешалось
наносить лишь в голову и лицо. Того, кто наносил удар в иное место, отстраняли от
участия в состязаниях. Этот обычай возник вследствие того, что дорийские племена в
отличие от ахаицев вначале не пользовались шлемами, а защищали голову щитом,
надетым на предплечье, или медной пластиной. Выработанная для этого своеобразная
техника ведения кулачного боя укоренилась в агонистических состязаниях и
продолжала практиковаться даже тогда, когда характер вооружения уже изменился.
Дискуссия в кругах специалистов по истории спорта относительно того, каковы были
критерии определения победителей состязаний, не утихает по сей день. Однозначные
описания этого не сохранились. Поэтому авторы, принадлежащие к различным школам,
на совершенно спекулятивной основе, черпая свои доводы из обрывков мифов и
противоречащих друг, другу источников того времени, перенося в прошлое
современные правила проведения спортивных соревнований, сложившиеся в конце
прошлого века, приходят к прямо противоположным выводам. Ко всему этому
примыкает то абсурдное предположение, что за более чем тысячелетнее существование
игр в правилах проведения состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению,
правильный подход к рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных
источников, заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний в ту
или иную эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и не в
последнюю очередь внутреннего развития форм движений. Четким определяющим
фактором древних игр был ритуал. В рамках этого следует отделять процесс отбора в
ходе подготовки к обряду посвящения (который, предшествуя олимпиаде, проводился в
палестрах Элиды) и само публичное состязание, до которого могли дойти лишь
наиболее перспективные атлеты.
исполняли функции судей — не было особенно больших трудностей при определении
победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных состязаниях.
Однако в поединках, где Состязающиеся олицетворяли жизненную силу своих
полисов, в отличие от сегодняшних понятий критерием победы служило
действительное выведение соперника из строя или принуждение его признать свое
поражение. В борьбе это достигалось путем проведения эффектного приема,
лишающего соперника возможности продолжать поединок, а с VII века до н. э. —
путем принуждения его встать на колени. Однако в кулачном бое и панкратионе
поединки древней эпохи считались завершенными только в тех случаях, когда один из
соперников терял сознание, получал повреждение или отказывался от продолжения
схватки. Но последнее рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются
ссылки на то, что в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после
первых поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих
видах состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.
По моему мнению, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на основе
принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья математически
могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того, что каждый из видов
резко отличался от другого по качеству физических усилий, наиболее частым явлением
был вариант, при котором победителями в беге, прыжках, метании диска и копья
оказывались разные участники состязаний. В таком случае однозначно проводились
финальные соревнования по борьбе. Аналогичным образом решался вопрос в тех
случаях, когда двое побеждали в двух видах состязаний, либо когда один участник
побеждал в двух видах, а в двух других видах достигались равные результаты. Если же
один участник оказывался победителем в трех видах пятиборья, то в организации
соревнований по борьбе для выявлений победителя уже не было нужды, то есть пятый
вид состязаний не имел значения.
Принципы присуждения призов также не укладываются в представления о
любительском и профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века. Вплоть до
наших дней продолжает бытовать убеждение, будто победители состязаний — в том
числе и владельцы лошадей, использовавшихся в гонках на колесницах или скачках, —
получали на античных олимпиадах лишь венки, сплетенные из лавров священной рощи
Алтий, и одновременно приобретали право воздвигнуть себе памятник в этой роще.
Согласно этому воззрению, они, следовательно, были еще «любителями», а денежное
вознаграждение или «превращение в профессионалов» — явление, характерное
Рисунок на вазе: скачки (VI век до н. э.)
уже для начала эпохи спада и разложения. Однако в действительности речь в данном
случае идет не более чем о перенесении нынешних представлений о спортивной этике
в прошлое. Общественное признание победителей античных состязаний уже во
времена панэллинских игр, считающихся «самыми любительскими», превосходило
представления о вознаграждении, связанные с современными профессионалами.
1.4. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до н. э.)
Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее
развитым рабовладельческим образованием. Ближневосточные монархии, а также
Китай и Рим намного превосходили греческие города-государства по
производственной базе, технике, науке и богатству. Несмотря на это, физическая
культура греческих полисов в VI—V веках до н. э. достигла такого уровня, к которому
не мог даже приблизиться ни один другой народ того времени (многогранное
начальное физическое обучение, агонистика, движущим мотивом которой было
достижение более высоких качественных показателей, система регулярных состязаний,
сеть стадионов и палестр — специальных учебных заведений). Именно поэтому
возможным расцвет физической культуры в Греции. Сюда относится, прежде всего,
демократическое устройство большинства постоянно соперничавших друг с другом
полисов, которое при всей ограниченности являлось предпосылкой подлинного
развития физической культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа древности не
переплетались столь тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к
объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции человек
сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на более высоком
уровне.
1.5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СПАРТЕ И
АФИНАХ
Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел
наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с
ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие
общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти целиком задачами
физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах,
напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать
систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже
четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и
нравственная) в полной мере могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в
более узком смысле слова историю физического воспитания периода расцвета Эллады
лучше всего проследить на сопоставлении развития этих двух полисов.
Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла
апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили
примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами
рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники,
разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все
государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области
воспитания ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения,
способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо
подчиняющегося старшим.
Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету старейшин.
Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его
жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет.
Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись.
Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона
(427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они
с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные
правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к
новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и
законами.
Детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы,
передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность
воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем, что ответственность за развитие детей
несли все взрослые. В то же время воспитателей выбирали не из числа равнодушных
рабов, а среди наиболее заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати
годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал
представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со
спартанскими представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе
физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и даже
иногда намеренно провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался
соревнованиями с использованием также мистификаций, связанных с различными
древними культами.
Так, например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого,
культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.
Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в
пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал по существу
испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих посвящаемых
проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе
таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью самостоятельной. Само
название криптий (сокрытие) связано с тем, что на дома и деревни, считавшихся
наиболее опасными илотов совершали ночные налеты, а намеченные жертвы уводили
и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного года подростки попадали в группу эйренов. Здесь в
основу обучения были положены строевые занятия и овладение оружием. Базу
собственно физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который
вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался
«спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по ходу
ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или
метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней,
которые бросали воспитатели или другие взрослые, осуществлявшие надзор. Эйрены
участвовали в подготовке младших, выполняли в криптиях функции руководителей
отрядов.
Достигших двадцатилетнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в
группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до возраста в 30 лет,
однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные
площадки.
Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме