История развития физической культуры в древней Греции и Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной
деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование их в соответствии с потребностями
общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в

Файлы: 1 файл

0152.doc

— 169.01 Кб (Скачать файл)

вида состязаний, как прыжки в длину с отягощениями в руках, связано с

необходимостью развития у воинов способности преодолевать преграды на местности.

«И коль скоро им следует перепрыгивать через рвы и другие препятствия, —

рассуждает Солон, — мы готовим их к этому: они практикуются с отягощениями в

руках». Гантели в правой и левой руке символизировали оружие. Они помогали

прыгуну оттолкнуться от земли при выполнении серии из пяти следующих один за

другим прыжков в длину с места, а при приземлении способствовали восстановлению

равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Метание боевого диска воины,

образующие сомкнутый боевой порядок, могли производить только в вертикальной

плоскости. Это движение сохранилось в метании диска. Метание копья также возникло

из упражнений по отработке навыков метания боевых копий. Согласно требованиям

военной подготовки, при оценке результатов состязания считалась действительной

лишь длина броска, произведенного в пределах специально отведенной для этого

полосы. Соответствие законам аэродинамики достигалось не за счет конструкции

самого копья, а путем сообщения ему вращательного движения вокруг своей оси в

момент броска при помощи кожаной рукоятки.

 

Колесница для состязаний еще в III веке до н. э. сохраняла небольшие массивные

колеса боевой колесницы, хотя путем увеличения диаметра колес и их облегчения

можно было бы достичь большей скорости передвижения.

 

В боевых действиях, которые велись при помощи легко тупящегося и зазубривающегося

оружия, нельзя было обойтись без владения приемами борьбы и панкратиона, тем

более что воюющие стороны стремились не к уничтожению живой силы противника, а

к ее пленению.

 

Связь между техникой и тактикой боевых акций и спортивных состязаний наиболее

наглядно проявлялась в кулачном бое. В греческом боксе, как известно, соперники

наматывали на кисти рук и запястья ремни из бычьей кожи. Удары разрешалось

наносить лишь в голову и лицо. Того, кто наносил удар в иное место, отстраняли от

участия в состязаниях. Этот обычай возник вследствие того, что дорийские племена в

отличие от ахаицев вначале не пользовались шлемами, а защищали голову щитом,

надетым на предплечье, или медной пластиной. Выработанная для этого своеобразная

техника ведения кулачного боя укоренилась в агонистических состязаниях и

продолжала практиковаться даже тогда, когда характер вооружения уже изменился.

 

Дискуссия в кругах специалистов по истории спорта относительно того, каковы были

критерии определения победителей состязаний, не утихает по сей день. Однозначные

описания этого не сохранились. Поэтому авторы, принадлежащие к различным школам,

на совершенно спекулятивной основе, черпая свои доводы из обрывков мифов и

противоречащих друг, другу источников того времени, перенося в прошлое

современные правила проведения спортивных соревнований, сложившиеся в конце

прошлого века, приходят к прямо противоположным выводам. Ко всему этому

примыкает то абсурдное предположение, что за более чем тысячелетнее существование

игр в правилах проведения состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению,

правильный подход к рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных

источников, заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний в ту

или иную эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и не в

последнюю очередь внутреннего развития форм движений. Четким определяющим

фактором древних игр был ритуал. В рамках этого следует отделять процесс отбора в

ходе подготовки к обряду посвящения (который, предшествуя олимпиаде, проводился в

палестрах Элиды) и само публичное состязание, до которого могли дойти лишь

наиболее перспективные атлеты.

 

исполняли функции судей — не было особенно больших трудностей при определении

победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных состязаниях.

Однако в поединках, где Состязающиеся олицетворяли жизненную силу своих

полисов, в отличие от сегодняшних понятий критерием победы служило

действительное выведение соперника из строя или принуждение его признать свое

поражение. В борьбе это достигалось путем проведения эффектного приема,

лишающего соперника возможности продолжать поединок, а с VII века до н. э. —

путем принуждения его встать на колени. Однако в кулачном бое и панкратионе

поединки древней эпохи считались завершенными только в тех случаях, когда один из

соперников терял сознание, получал повреждение или отказывался от продолжения

схватки. Но последнее рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются

ссылки на то, что в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после

первых поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих

видах состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.

 

По моему мнению, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на основе

принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья математически

могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того, что каждый из видов

резко отличался от другого по качеству физических усилий, наиболее частым явлением

был вариант, при котором победителями в беге, прыжках, метании диска и копья

оказывались разные участники состязаний. В таком случае однозначно проводились

финальные соревнования по борьбе. Аналогичным образом решался вопрос в тех

случаях, когда двое побеждали в двух видах состязаний, либо когда один участник

побеждал в двух видах, а в двух других видах достигались равные результаты. Если же

один участник оказывался победителем в трех видах пятиборья, то в организации

соревнований по борьбе для выявлений победителя уже не было нужды, то есть пятый

вид состязаний не имел значения.

 

Принципы присуждения призов также не укладываются в представления о

любительском и профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века. Вплоть до

наших дней продолжает бытовать убеждение, будто победители состязаний — в том

числе и владельцы лошадей, использовавшихся в гонках на колесницах или скачках, —

получали на античных олимпиадах лишь венки, сплетенные из лавров священной рощи

Алтий, и одновременно приобретали право воздвигнуть себе памятник в этой роще.

Согласно этому воззрению, они, следовательно, были еще «любителями», а денежное

вознаграждение или «превращение в профессионалов» — явление, характерное

 

Рисунок на вазе: скачки (VI век до н. э.)

 

уже для начала эпохи спада и разложения. Однако в действительности речь в данном

случае идет не более чем о перенесении нынешних представлений о спортивной этике

в прошлое. Общественное признание победителей античных состязаний уже во

времена панэллинских игр, считающихся «самыми любительскими», превосходило

представления о вознаграждении, связанные с современными профессионалами.

 

1.4. Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до н. э.)

 

Классическая Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее

развитым рабовладельческим образованием. Ближневосточные монархии, а также

Китай и Рим намного превосходили греческие города-государства по

производственной базе, технике, науке и богатству. Несмотря на это, физическая

культура греческих полисов в VI—V веках до н. э. достигла такого уровня, к которому

не мог даже приблизиться ни один другой народ того времени (многогранное

начальное физическое обучение, агонистика, движущим мотивом которой было

достижение более высоких качественных показателей, система регулярных состязаний,

сеть стадионов и палестр — специальных учебных заведений). Именно поэтому

 

возможным расцвет физической культуры в Греции. Сюда относится, прежде всего,

демократическое устройство большинства постоянно соперничавших друг с другом

полисов, которое при всей ограниченности являлось предпосылкой подлинного

развития физической культуры. Во-вторых, ни у какого другого народа древности не

переплетались столь тесно, как в греческих городах, физическая культура и тяга к

объединению. В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции человек

сбросил с себя путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на более высоком

уровне.

 

1.5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СПАРТЕ И

АФИНАХ

 

Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел

наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с

ними можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие

общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти целиком задачами

физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах,

напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать

систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже

четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и

нравственная) в полной мере могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в

более узком смысле слова историю физического воспитания периода расцвета Эллады

лучше всего проследить на сопоставлении развития этих двух полисов.

 

Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла

апогея в VI веке до н. э. В это время в Лаконии около девяти тысяч спартанцев правили

примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и почти двумястами тысячами

рабов. При таких пропорциях правящий класс на тогдашнем уровне военной техники,

разделения труда и идеологии мог удерживать власть, лишь организовав все

государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области

воспитания ставилось соответственно этому формирование подрастающего поколения,

способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо

подчиняющегося старшим.

 

Спартанец-отец, обязан, был показывать новорожденного ребенка совету старейшин.

Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его

жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет.

Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись.

 

Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона

(427—347 гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они

с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные

правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к

новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и

законами.

 

Детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы,

передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность

воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем, что ответственность за развитие детей

несли все взрослые. В то же время воспитателей выбирали не из числа равнодушных

рабов, а среди наиболее заслуженных вольных людей. В этих условиях к четырнадцати

годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал

представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со

спартанскими представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе

физических занятий дети не должны были исключать ударов ногами, укусов и даже

 

иногда намеренно провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался

соревнованиями с использованием также мистификаций, связанных с различными

древними культами.

 

Так, например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого,

культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.

Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды.

 

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в

пятнадцатилетнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал по существу

испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих посвящаемых

проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе

таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью самостоятельной. Само

название криптий (сокрытие) связано с тем, что на дома и деревни, считавшихся

наиболее опасными илотов совершали ночные налеты, а намеченные жертвы уводили

и убивали в неизвестном месте.

 

По истечении испытательного года подростки попадали в группу эйренов. Здесь в

основу обучения были положены строевые занятия и овладение оружием. Базу

собственно физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который

вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки именовался

«спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по ходу

ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или

метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от камней,

которые бросали воспитатели или другие взрослые, осуществлявшие надзор. Эйрены

участвовали в подготовке младших, выполняли в криптиях функции руководителей

отрядов.

 

Достигших двадцатилетнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в

группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до возраста в 30 лет,

однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные

площадки.

Информация о работе История развития физической культуры в древней Греции и Риме