Комплексная программа по физической культуре. Структура, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Планирование является важной функцией управления учебным процессом в школе. Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.
Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Комплексная программа по физической культуре. Структура и содержание.
Планирование как организации учебной деятельности ……............5
Структура и содержание учебной программы………………….....…6
Формы организации……………………………………………………9
Содержание курса……………………………………………………..11
Годовой план - график…………………………………………………17
План - конспект урока……………………………………..………….17
Глава 2 Анализ школьной программы разных возрастных групп.
2.1 Анализ школьной программы разных возрастных групп на примере лыжной подготовки ……………………………………………………...24
2.2 Содержание школьной программы по лыжной подготовке ……..26
2.3 Содержание и методика проведения уроков в начальной школе..28
2.4 Содержание и методика проведения уроков в 5 – 9 классах……...31
2.5 Содержание и методика проведения уроков в 10 – 11 классах…..33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Библиография……………………….………………………………………….36

Файлы: 1 файл

моя курсовая по ПФСС.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

(страницы)

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава 1 Комплексная программа по физической культуре. Структура и содержание.

    1. Планирование как организации учебной деятельности ……............5
    2. Структура и содержание учебной программы………………….....…6
    3. Формы организации……………………………………………………9
    4. Содержание курса……………………………………………………..11
    5. Годовой план - график…………………………………………………17
    6. План - конспект урока……………………………………..………….17

Глава 2 Анализ школьной программы разных возрастных групп.

2.1 Анализ школьной программы разных возрастных групп на примере лыжной подготовки ……………………………………………………...24

2.2  Содержание школьной программы по лыжной подготовке ……..26

2.3   Содержание  и методика проведения уроков  в начальной школе..28

2.4  Содержание и методика проведения уроков в 5 – 9 классах……...31

2.5  Содержание и методика проведения уроков в 10 – 11 классах…..33

 Вывод по 2 главе………………………………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………..35

Библиография……………………….………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность

Значение физического  воспитания школьников обусловлено  потребностями государства в  подготовке здорового, всесторонне  физически развитого, трудоспособного  подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина.

Комплексная программа по предмету «Физическая культура» представляет собой государственный документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и организации физического воспитания на уроках физической культуры, к уровню физического образования и физической подготовленности учеников. Качественная реализация этих требований создает фундамент здоровья, общего физического образования, всестороннего и гармоничного физического развития учащихся.

Комплексная программа состоит из отдельно оформленных, но взаимосвязанных по содержанию и нормативным требованиям программ для каждого из классов, составленных с учетом возрастных особенностей соответствующих контингентов учащихся. В программе каждого класса изложен учебный материал для уроков физической культуры, оформленный в виде конкретных тем теоретического и практического характера.

Правильное и четкое планирование программного материала  является важным фактором успешного  решения поставленных задач к  предмету «Физическая культура»  в школе.

Потребность в усовершенствовании новых методик в планировании работы по физической культуре и обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования – особенности планирования работы по физической культуре учеников разных классов общеобразовательной школы.

Субъект исследования – ученики разных классов общеобразовательной школы с разным уровнем физической подготовки.

Предмет исследования – планирование работы, как четкая система организации физической культуры учеников и педагогические закономерности их развития.

Гипотеза данного исследования основана на предположении, что планирование работы по физической культуре учеников разных классов общеобразовательной школы является важным фактором успешного решения поставленных задач к предмету «Физическая культура» в школе.

Основными документами  планирования учебного материала по физической культуре есть: план-график, календарный план на один  учебный  год и план-конспект урока.

Планы-графики прохождения  учебного материала по физической культуре имеют разную форму, перед ними ставятся разные задачи, но единое требование к ним — это их наглядность.

Определение конечной цели курсовой работы возможно только при  наличии объекта, субъекта и предмета исследования. В связи с этим, объектом исследования может выступать  план-график, календарный или рабочий план на один семестр или учебный год и план-конспект урока, субъектом - отдельно взятый ученик или класс, а предметом – закономерности дальнейшего усовершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Комплексная программа по физической культуре.

1.1 Планирование как основа организации учебной работы.

Планирование является важной функцией управления учебным  процессом в школе. Под планированием  понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.

Планирование позволяет  предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.

Хорошо продуманные  реальные планы обеспечивают четкую программу действий учителя и  учащихся, обеспечивают наибольшую продуктивность их совместной деятельности.

Таким образом, систематическое  и обязательное ведение учителем документов планирования необходимо и обязательно:

  • для упорядоченной, планомерной (систематизированной) работы;
  • для объективного текущего, итогового анализа и контроля своей деятельности, правильность которой затрагивает не только медицинский и педагогический, но гуманистический аспект в целом;
  • для накопления и сохранения ценного методического и практического опыта, опираясь на который учитель осуществляет решение аналогичных задач в работе с новыми воспитанниками уже проверенными, надежными подходами, средствами и методами;
  • для предоставления возможности использования документального материала в целях передачи положительного опыта работы другим специалистам и дальнейшего развития теории и методики физического воспитания как научной дисциплины.

Документы планирования должны удовлетворять ряду требований:

  1. быть конкретными по постановке цели и задач в планируемом периоде, четко определить конечную цель плана;
  2. соответствовать содержанию государственных программно-нормативных документов физического воспитания (например, полное отражение базового компонента программы по физическому воспитанию);
  3. по выбору и последовательности планируемого материала отвечать общим и методическим принципам физического воспитания;
  4. иметь преемственность с содержанием предыдущего и каждого последующего плана, а так же преемственность материала внутри самого плана: каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;
  5. быть реальным для выполнения запланированного;
  6. иметь четкость и конкретность формирования планируемых задач, средств, методов;
  7. быть легко воспринимаемыми и удобными в работе: наглядно, просто и понятно оформленными документами.

Содержание перспективного, текущего и оперативного планирования учебного процесса по физической культуре в школе определяется базовым компонентом государственной учебной программы. Непосредственное планирование учебного процесса по физической культуре осуществляется посредством целого ряда документов:

  1. годовой план-график очередности прохождения программного материала в учебном году;
  2. поурочные рабочие планы на каждую четверть;
  3. план-конспект на каждый урок физической культуры.

 

1.2 Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

           Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). 

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела  «Физическое совершенствование» ориентировано  на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического  материала школьных программ, настоящая  программа соотносит учебное  содержание с содержанием базовых  видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные и спортивные игры». Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей  программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное  освоение содержания тем «Спортивные  игры», «Подвижные игры». В то же время, в отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела «Плавание», заменять его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями, оставив часы на теоретическое освоение материала.

В результате освоения предметного  содержания дисциплины «Физическая  культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое  планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации  занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

 

1.3 Формы организации

Для более качественного  освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

  Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

Информация о работе Комплексная программа по физической культуре. Структура, содержание