Комплексная программа по физической культуре. Структура, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Планирование является важной функцией управления учебным процессом в школе. Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.
Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Комплексная программа по физической культуре. Структура и содержание.
Планирование как организации учебной деятельности ……............5
Структура и содержание учебной программы………………….....…6
Формы организации……………………………………………………9
Содержание курса……………………………………………………..11
Годовой план - график…………………………………………………17
План - конспект урока……………………………………..………….17
Глава 2 Анализ школьной программы разных возрастных групп.
2.1 Анализ школьной программы разных возрастных групп на примере лыжной подготовки ……………………………………………………...24
2.2 Содержание школьной программы по лыжной подготовке ……..26
2.3 Содержание и методика проведения уроков в начальной школе..28
2.4 Содержание и методика проведения уроков в 5 – 9 классах……...31
2.5 Содержание и методика проведения уроков в 10 – 11 классах…..33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Библиография……………………….………………………………………….36

Файлы: 1 файл

моя курсовая по ПФСС.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют  самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия  их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:

1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.

2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.

3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников.

От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2 – 5-ых классах дистанция для девочек и мальчиков – 1 км, в 6 – 8-ых классах – 2 км, в 8 – 9-ых классах – 3 км, в 10 – 11 классах у девочек – 3 км, у юношей – 5 км.

Несмотря на то, что  происходит постоянное совершенствование  школьных программ, все изменения, которые  в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1–11-го классов.

Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 1км в первом классе до 12 км в одиннадцатом классе у юношей, и до 5 км у девочек.

Программой предусматривается  тесная связь уроков по лыжной подготовки с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.

В сельских местностях и особо малокомплектных школах, где нет условий для углубленного изучения других разделов программы по физическому воспитанию – гимнастике, спортивным играм, плаванию и т.д. – целесообразно часы, отведенные на отдельные разделы программы использовать на лыжную подготовку.

В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.

 

2.3 Содержание и методика проведения уроков в начальной школе.

Перед уроками лыжной подготовки в  начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Уроки по лыжной подготовке в начальной  школе проводятся два раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Два урока дают большой эффект при обучении повышения общей работоспособности детей школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки в 1-ом классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем. Дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2 – 3км.

Лыжная подготовка в 1-ом классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью 10 – 15 минут. Учитель должен показать, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.

Большое значение для повышения  эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т.д. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами большим, указательным и средним.

Не следует весь вводный урок занимать беседой и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно использовать для прогулки на лыжах. На основании своих наблюдений учитель сразу должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений.

В 1 – 2-ом классах ставятся следующие  задачи по обучению школьников передвижению на лыжах:

1. Научить управлять лыжами при  поворотах на месте.

2. Научить передвижению ступающим  и скользящим шагом.

3. Научить преодолеванию небольших подъемов и спускаться с  пологих спусков.

4. Научить повороту переступанием  в движении (во 2ом классе).

Для того чтобы успешно реализовать  все поставленные задачи, все школьники  независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага. Следует обратить внимание на правильное положение туловища.

В 1-ом классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во 2-ом классе ставиться задача его освоения, в 3-ем классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.

При совершенствовании техники  скользящего шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой вдоль линии бедра туловища и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Ноги при этом не должны значительно сгибаться в коленях. В 1-ом классе, помимо обучения скользящему шагу, необходимо научить школьников подниматься в пологий подъем и спускаться с небольших уклонов.

В начальной школе учащиеся должны освоить спуск в низкой стойке, поворот переступающим шагом  в движение, а также торможение упором и «плугом». Поворот переступающим  шагом в движение – один из самых  распространенных при передвижение со склонов по пологой дуге.

 

 

 

2.4 Содержание и методика проведения уроков в 5 – 9-ых классах.

В школьных программах в разделе  «лыжная подготовка» в этих классах  предусмотрен большой объем нового учебного материала. В 5 – 6 классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются в 5 – 8 классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоление неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучении и совершенствовании попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивания, что в свою очередь существенно влияет на длину скользящего шага.

Отталкивание ногой должно быть направленно вперед вверх, в момент его окончания голень-бедро-туловище составляют прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и в последствие приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туловища при отталкивании. При отталкивании у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме этого, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок – в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх назад.

Изучение одновременных ходов  на уроках лыжной подготовки начинается в 5-ом классе с безшажного хода. Одновременный безшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.

В начале обучения в 6-ом классе главное  овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в 6-ом классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами, неодинаковые по длине скользящие шаги, маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег, нарушение согласованности в выносе палок вперед.

В следующих классах при совершенствовании  техники одновременного двухшажного  хода продолжается исправление ошибок в цикле хода.

В 7 – 8-ых классах параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход – основной и стартовый вариант. При изучении одновременного одношажного хода, у школьников может проявиться несогласованность рук и ног.

Коньковый ход – новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучении конькового хода – освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

В 5–8-ых классах продолжается совершенствование  торможения «плугом» и упором в то же время продолжается изучение и  совершенствование стоек спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.

Изучая подъемы «полу елочкой» следует сосредоточить внимание на кантование отводимой лыжи, это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору.

Наиболее сложным для изучения в этих классах, начиная с 9-го, является попеременный четырехшажный ход. После  объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них представлению. К окончанию лыжной подготовки в 8-ом классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В 9-ом классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление уклонов и выхода со склона. Способы передвижения с хода на ход изучаются в 9-ом классе после повторения попеременных и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения.

 

2.5 Содержание и методика проведения уроков в 10 – 11-ых классах

На уроках лыжной подготовки в 9-ом классе заканчивается изучение нового материала по способам передвижения на лыжах. В связи с этим основное внимание в старших классах должно быть обращено на совершенствование изученных ходов и их применение в соответствие с рельефом местности, состоянием внешнего покрова и другими внешними условиями.

Для школьников старших классов, овладевших основными способами передвижения на лыжах, изучение приемов преодоления препятствий не составляет большого труда. При совершенствовании способов передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова.

Нагрузка планируется в зависимости  от подготовленности школьников. В  домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости и быстроты прохождения отрезков с максимальной скоростью.

 

Вывод по 2 главе

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует  обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности  и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.

В ходе уроков лыжной подготовки учитель  физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к двум урокам в неделю провести еще 1 – 2 занятие на лыжах в свободное от учебы время.

Для развития физических качеств, программой предусмотрено начиная с первого  класса, длительное передвижение на лыжах  и пробегание коротких отрезков для  развития быстроты передвижения на лыжах. Так, в начальной школе длительность передвижения в медленном темпе 1км в первом классе, постепенно увеличивая до 3км в четвертом классе.

Во время длительного передвижения на лыжах очень важно научить  школьников передвижению с равномерной  скоростью один за другим в колонну, не обгоняя и не мешая друг другу.

Начиная с 5-го класса дистанции проходимые с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4км у мальчиков и 3км у девочек. Но на уроке нет времени для увеличения нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения.

В процессе урока учащимся необходимо ознакомиться с переменным методом  тренировки, включая в уроки прохождение  дистанции с ускорением на отрезках 300 – 500метров у мальчиков и 250 – 300метров у девочек.

В старших классах нагрузка соответственно увеличивается. Юноши в 11-ом классе должны проходить дистанцию до 12км с учетом выбора оптимального темпа (девушки до 5км). В старших классах планируется передвижение в переменном темпе, а также повторное прохождение отрезков с соревновательной и максимальной скоростью.

Развитие физических качеств также  осуществляется на уроках, для этого  следует в документах учебного планирования предусмотреть средства и методы тренировки. Но, кроме этого, повышение  уровня общей работоспособности  и развитие физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.

Проанализировав школьную программу  по лыжной подготовке, можно сделать  вывод, что каждый будущий учитель  физической культуры должен знать и  строго выполнять все положения  программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.

Информация о работе Комплексная программа по физической культуре. Структура, содержание