Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:11, курсовая работа
Планирование является важной функцией управления учебным процессом в школе. Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.
Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Комплексная программа по физической культуре. Структура и содержание.
Планирование как организации учебной деятельности ……............5
Структура и содержание учебной программы………………….....…6
Формы организации……………………………………………………9
Содержание курса……………………………………………………..11
Годовой план - график…………………………………………………17
План - конспект урока……………………………………..………….17
Глава 2 Анализ школьной программы разных возрастных групп.
2.1 Анализ школьной программы разных возрастных групп на примере лыжной подготовки ……………………………………………………...24
2.2 Содержание школьной программы по лыжной подготовке ……..26
2.3 Содержание и методика проведения уроков в начальной школе..28
2.4 Содержание и методика проведения уроков в 5 – 9 классах……...31
2.5 Содержание и методика проведения уроков в 10 – 11 классах…..33
Вывод по 2 главе………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Библиография……………………….………………………………………….36
С учетом сказанного при разработке
содержания урока рекомендуется
действовать в такой
Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже исходя из особенностей ее содержания – вводная и заключительная.
Оформление конспекта урока. Основные элементы формы конспекта урока следующие.
В заглавной части конспекта
указывается номер урока по четвертному
плану, дата его проведения и класс.
Далее перечисляются общие
В первой колонке перечисляются частные задачи, причем в той последовательности, в которой они будут решаться.
Во второй колонке описываются средства решения каждой частной задачи (комплексы физических упражнений, содержание игр и эстафет, полосы препятствий, теоретические сведения и т. д.).
В колонке «Дозировка»
В колонке «Методические приемы» отражаются конкретные способы решения каждой частной задачи: приемы преподавания и учения, способы совершенствования физических и нравственных качеств ребенка, а также формы организации учебной деятельности.
Деление плана урока на части может быть обозначено подзаголовком в колонке «Средства» либо общими разделительными линиями с указанием продолжительности части в колонке «Дозировка». Разработка столь подробного конспекта весьма трудоемка, но она необходима для познания закономерностей учебно-воспитательного процесса в уроке. С приобретением педагогического опыта учитель, как правило, пользуется в работе менее подробными конспектами, например, в них могут отсутствовать «Частные задачи». Однако колонка «Методические приемы» как отражение подготовки учителя к конкретному уроку всегда будут присутствовать, хотя и в сокращенном виде.
Фрагменты примерного конспекта урока приводятся ниже (табл. 3).
Таблица 1 - Примерный годовой план-график очередности прохождения программного материала для XI класса.
Годовой план-график
№п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе | |
уроки |
Контрольные упражнения. Контрольные тесты. | |||
1 |
Базовая часть |
78 |
64 |
14 |
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе уроков | ||
1.2 |
Волейбол |
26 |
23 |
3 |
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
10 |
8 |
2 |
1.4 |
Легкая атлетика |
24 |
19 |
5 |
1.5 |
Лыжная подготовка |
18 |
14 |
4 |
2 |
Вариативная часть |
27 |
25 |
2 |
2.1 |
Баскетбол |
20 |
18 |
2 |
2.2 |
Психофизическая тренировка |
7 |
7 |
--- |
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого: |
105 |
89 |
16 |
Таблица 2
Распределение учебного времени по четвертям
3часа в неделю (105 ч. 5-6 классы)
Вид программного материала |
1четверть (24 ч.) |
2четверть (24 ч.) |
3четверть (33 ч.) |
4четверть (24ч.) |
|
12 4 5
3 |
3 7 10
4 |
6 9
18 |
12 7 5 |
Таблица -3
План – конспект 52 урока по лыжной подготовке
для учащихся 5 класса.
Дата проведения: 21.01.2013г
Время проведения: 40 мин.
Место проведения: МБОУ Ильинская СОШ, спортивная площадка.
Оборудование и инвентарь: Лыжный инвентарь, флажки, секундомер.
Метод проведения: фронтальный, поточный.
Цель: Привитие интереса к занятию лыжным спортом.
Формирование навыков ЗОЖ.
Задачи:
Части урока |
Содержание урока |
Распределе-ние нагрузки |
Организационно – методические указания |
Подго-товите-льная часть 10 мин |
Построение, рапорт, приветствие. Сообщение задач урока. Повторение инструктажа по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Краткая беседа оказание первой медицинской помощи при травмах и обморожениях. Выход на учебный круг.
ОРУ на месте. а) И.о. – на лыжах. Ходьба на месте 1 – поднять левую ногу, согнув в колени, на высоту 10 – 15 см; носок лыжи на снегу. 2 – и.п. 3 – поднять правую ногу, носок лыжи на снегу. 4 – и.п.
б) Маршировка для рук. И.п. – о.с. на лыжах, палки у ног. Полу присед, туловище чуть вперед, руки согнуты в локтях. 1 - левая рука назад, правая вперед. 1 - сменить положение рук.
в) Маршировка для ног . И.п. – о.с. на лыжах , палки в руках. 1 – левое колено вперед, стопа на носок. 2 – левое колено в и.п., правое колено вперед , стопа на носок.
г) Упражнение для позвоночника. И.п. – о.с. на лыжах , палки вместе под локтями за спиной.
д) Наклоны.
И.п. – о. с. на лыжах, палки под локтями за спиной. Наклоны корпуса вперед, выпрямиться, прогнуться в спине.
е) Приседания. И. п. – о.с. на лыжах, палки на снегу. Приседания на полной стопе, руки вперед, колени не сводить.
ж) Прыжки. И.п. – о.с. на лыжах, руки в упоре на палки. Прыжки на месте на обеих ногах. Носки лыж на снегу. |
10 мин.
10-12 раз
10-12 раз
10-12 раз
16 раз
8 раз
8 раз
10 раз |
Проверить у детей соответствие формы одежды к занятиям на улице. Проверить исправность лыжного инвентаря. Напомнить основные требования безопасности при занятиях на уроках лыжной подготовки.
Начинать медленно на четыре счета, постепенно увеличить темп и перейти на два счета. Повторить 10-12 раз.
Начать медленно, затем ускорить. Повторить 10-12 раз.
Темп постепенно увеличить.
Повторить 10 – 12 раз.
Повороты корпуса влево -вправо.
Начать медленно, постепенно ускорить.
Повторить 16 раз. |
Основная часть 25 мин |
1.Освоение техники
одновременного бесшажного а) Показ. б) Объяснение. Одновременного бесшажного ход состоит из одновременного толчка руками двумя лыжными палками.
2. Освоение
техники попеременного ( описание см. конспект № 50)
3. Бег на лыжах 1 км. на время.
|
25 мин
2*250 м
2*250 м
4*250 м
|
Два цикла скольжения
с отталкиванием и без Палки ставятся под острым углом на снег, отталкивание происходит при активном сгибании туловища. В конце отталкивания ноги создают жесткую систему для передачи от толчка до лыжи. Толчки производятся одновременно обеими руками сильно назад до отказа, кисти рук проходят ниже колен. Во время толчка туловище наклоняется вперед, ноги сгибаются в коленях. После отталкивания ребенок скользит на обеих лыжах, отводя руки назад и вверх, а затем выпрямляясь выносит их вперед и опускает на снег под острым углом у грузовых площадок лыж для очередного толчка.
|
Заклю-чите-льная часть 5 мин |
Построение. Подведение итогов занятия, разобрать ошибки, если имели место. Выставление оценок за работу на уроке. Уход с места занятий. |
5 мин |
Соблюдать правила переноса лыж. В колонне по одному, проверить правильность установки лыж в стилаж. |
Глава 2 Анализ школьной программы разных возрастных групп.
2.1 Анализ школьной программы разных возрастных групп на примере лыжной подготовки
Общеизвестно, что физическая культура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека. Обязательная форма физической культуры в школе – уроки физкультуры, которые, согласно данным литературы, не покрывают дефицита двигательной активности школьников, вызванной сложностью учебных программ, нарушениями гигиенических требований режима дня, учебного процесса и т. д. Результат этого – низкий уровень гармонического развития и высокий процент заболеваемости детей и подростков. Между тем под влиянием систематических занятий физической культурой значительно улучшается физическое развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей.
Чем шире диапазон используемых средств и упражнений, тем ярче проявляется их стимулирующие влияние на физическое развитие детей.
С точки зрения автора данного исследования, выделяется три основных направления исследований двигательной активности детей и подростков:
а) изучение функциональных изменений в организме детей и подростков под влиянием двигательной активности;
б) определение норм двигательной активности для детей и молодежи разных возрастных групп;
в) изучение энергетических характеристик двигательной активности.
В то же время отмечается наибольший интерес к проблеме двигательной активности в психологии и социологии, где разработаны следующие направления:
а) изучающие влияние двигательной активности на психологические процессы, психические состояния и умственную работоспособность детей и подростков;
б) исследования двигательной активности как компонента образа жизни;
в) изучение факторов макро- и микросреды, а так же особенностей личности, определяющих тот или иной характер и уровень двигательной активности человека.
Все больше распространенными методами изучения двигательной активности детей и подростков являются наблюдения в сочетании с хронометрированием; шагометрия; суточный мониторинг частоты сердечных сокращений и различные варианты опросов.
Эффективность последних в детском возрасте невелика, поэтому опросные методики используются, начиная с подросткового возраста и при их конструировании, как правило, предпринимаются специальные меры для повышения ответов испытуемых.
На уровень двигательной активности детей и молодежи, оказывают влияние многие факторы, в том числе и такие факторы макросреды, как экологическая обстановка в месте проживания, особенности питания населения, национальные и культурные традиции, развитость сферы спортивных и оздоровительных услуг, популярность спорта в стране и др. Поскольку, выраженность этих факторов в разных странах неодинакова, можно прогнозировать наличие различий и особенностей двигательной активности детей и подростков.
Поэтому разработки частных методик адаптированных к местным условиям каждого региона, остаются актуальной проблемой в современной науке.
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания, учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Проведем анализ школьной программы для разных возрастных групп на примере анализа школьной программы по лыжной подготовке.
Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств.
Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не способствует должным образом закреплению изученного материала и поддержанию необходимого темпа в повышении уровня развития физических качеств.
Информация о работе Комплексная программа по физической культуре. Структура, содержание