6.1.4. Особые виды композиции:
- с передачей первого хода черным (например,
ход черных - белые выигрывают); - с изменением
очереди хода и сохранением задания (например,
выигрыш белых независимо от очереди хода);
- с изменением очереди хода и задания
(например, ход белых-выигрыш, ход черных
- ничья); - с двумя заданиями (одно из которых,
например, выполняется при повороте доски
на 180 градусов); - с двумя или более разными
художественными решениями (двойная проблема,
двойной этюд и т.д.); - с обратным заданием
(поддавки); - изобразительные (дамографические),
воспроизводящие при помощи шашек на доске
буквы, цифры, рисунки, а также символические,
в которых процесс решения отображает
какое-либо событие; - на ретроградный
анализ (восстановление предшествующих
ходов для доказательства легальности
заданной позиции); - задумки (например,
задания с добавлением или снятием шашек
с доски в начальной позиции).
6.2. Формальные требования
6.2.1. Основные принципы
Общими необходимыми требованиями
к основным видам композиции
являются легальность начальной
позиции, решаемость, экономичность
конструкции и финала, наличие
тематических вариантов, единственность
решения, а также условие соответствия
виду. К проблемам и задачам
предъявляются дополнительные формальные
требования, учитывающие специфику
жанра.
6.2.2. Легальность
Начальная позиция должна быть
легальной, т.е. соответствовать
правилам игры. В сомнительных
случаях автор обязан указать
возможный последний ход черных
и белых.
6.2.3. Решаемость
Задание должно выполняться во
всех вариантах решения. Если
хотя бы в одном из них
задание выполнить нельзя, то
композиции не существует.
6.2.4. Экономичность
конструкции и финала Общий
принцип экономичности формы
композиции состоит в выполнении
авторского замысла минимальными
средствами. Экономичность формы
выражается в экономичности начальной
позиции (конструкции), игры и
финальной позиции. Экономичность
конструкции и финала имеет
для шашечной композиции столь
важное значение, что отнесена к формальному
требованию. В начальной позиции необходимо
стремиться к равновесию сил сторон. Экономичность
конструкции заключается в обязательном
участии всех шашек в решении. Недопустимые
статисты - шашки, которые можно снять
с доски без нарушения авторского замысла
и формальных требований. Создание экономичных
финалов или "ложных следов" при помощи
статистов также не оправдано. Экономичность
финала требует, чтобы в нем у белых не
оставалось шашек, ненужных для выполнения
задания.
6.2.5. Тематический
вариант Замысел выражается в
тематическом (композиционном) варианте
или в совокупности тематических
вариантов. Это продолжение с
художественным решением – точным
порядком единственных ходов,
приводящих к экономичному финалу.
Большинство проблем из-за форсированного
характера игры представляют
собой композиции с одним тематическим
вариантом. В задачах требуется
не менее двух вариантов, причем каждый
должен быть тематическим. В этюдах и позиционных
концовках тематическую окраску могут
иметь не все варианты или их ответвления.
Применительно к этим жанрам чаще употребляется
термин "композиционное разветвление".
Этюды и позиционные концовки должны иметь
не менее двух композиционных разветвлений.
Примечание: Формальные и художественные
требования к этюдам и позиционным концовкам
тождественны, поэтому в дальнейших статьях
Правил требования рассматриваются только
к этюдам.
6.2.6. Единственность
решения Единственность решения
требует, чтобы в тематических
вариантах задание выполнялось
без побочных решений только
одним, задуманным автором, путем.
Побочные решения принято различать
на полные и частные. Полным
побочным считается решение всей
композиции способом, не предусмотренным
автором. Любая неточность первого
хода или последующих ходов
до начала разветвления на
тематические варианты приравнивается
к полному побочному решению.
Частное побочное решение - выполнение
задания в одном или нескольких
вариантах способом, отличным от
авторского. Частное побочное решение
в проблемах с одним тематическим вариантом,
а также в любом варианте задачи, недопустимо.
Требование единственности решения не
распространяется на игру с одной белой
шашкой в финальных позициях этюдов.
6.2.7. Дополнительные
формальные требования к проблемам
6.2.7.1. В начальной
позиции не разрешается перевес
сил у черных более чем на
одну шашку. Со стороны белых
такой перевес допустим.
6.2.7.2. Финалом проблемы
считается позиция, возникшая
после завершения комбинационного
замысла белых. В ней право
совершить неударный ход принадлежит
черным. Допустимы финалы с одной
белой шашкой (без черных).
6.2.7.3. В тематическом
варианте проблем в международные
(стоклеточные) шашки запрещаются
перестановки и другие неточности
ходов, кроме альтернативного
хода и удара. Альтернативный
ход-это двухтактное (в два
хода) передвижение белой шашки
на одно и то же поле через
разные клетки доски. Альтернативный
удар - бой белых на одно и
то же поле, возможный в разных
направлениях. К частному побочному
решению приравнивается заключительный
удар дамкой на разные поля
одной диагонали.
6.2.7.4. В проблемах
с дамками и простыми дамки
должны выполнять свои функции
в процессе игры.
6.2.7.5. В практических
проблемах начальная позиция
должна быть естественной, т.е.
похожей на положение из практической
партии. Примечание: для практических
проблем допустимы отклонения
от требований, изложенных в пунктах
6.2.4., 6.2.5. и 6.2.7.3. 6.2.8. Дополнительные
формальные требования к задачам
6.2.8.1. Все финалы
задачи должны быть экономичными.
6.2.8.2. Задание должно
выполняться точно, т.е. запирается
только такое количество и
качество шашек, которое указано
в условии задачи.
6.2.8.3. Не допускаются
к соревнованию задачи с ударным
первым ходом (черные шашки
под ударом в начальном положении)
или отсутствием первого хода.
Серьезным дефектом считается
наличие белых шашек под ударом
в начальном положении. В таком
случае задача должна быть проверена
на легальность. Если нельзя вывести такое
положение из другого "спокойного",
то оценка задачи должна быть значительно
(примерно, на два балла) снижена.
6.3. Художественные
требования
6.3.1. Основные принципы
Художественные требования к
композиции определяются единством
формы и содержания, соответствием
идейного замысла и средств для
его воплощения. К общим художественным
требованиям относятся оригинальность
замысла, вариантность игры, экономичность
внешней формы и игры, чистота решения,
красота решения. Ко всем основным жанрам
композиции предъявляются также дополнительные
художественные требования.
6.3.2. Оригинальность
замысла Оригинальность замысла
заключается не только в идейной
или тематической новизне. Новое,
красивое, более удачное оформление
известных идей, тем и финалов
в той или иной степени тоже
относится к оригинальности.
6.3.3. Вариантность
игры Количество и качество
тематических вариантов, "ложных
следов" характеризуют основное
содержание композиции. Чем больше
выбор продолжений у черных
и чем чаще задание выполняется
художественным способом, тем богаче,
как правило, произведение. Заманчивые,
но неудачные попытки белых
("ложные следы") позволяют лучше
подчеркнуть авторский замысел.
К достоинству одновариантной
проблемы могут быть отнесены
и дополнительные комбинационные
варианты (с неэкономичными финалами,
неточностями в игре), если они
достаточно интересны по содержанию.
В некоторых проблемах возможен
синтез разных по характеру
игры вариантов (например, комбинационных
и позиционных). В таких случаях
авторам следует помнить, что
комбинационная игра должна быть
наиболее зрелищной частью решения.
6.3.4. Экономичность
внешней формы и игры Экономичность
внешней формы - это восприятие
рисунка начальной позиции. Легкая
и естественная расстановка шашек
делает композицию более привлекательной,
а ее решение - более доступным
для всех любителей шашечной
игры. Поэтому миниатюра при прочих
равных условиях лучше громоздкой
позиции. Экономичность игры предусматривает
активное участие всех шашек
в решении, отсутствие вступительных
ходов, не несущих идейной нагрузки.
Надставка в начале решения
(размен для передачи хода черным)
снижает впечатление от композиции
и должна быть оправдана обогащением
содержания. Следует избегать, по
мере возможности, пассивных шашек
(даже тогда, когда они кажутся
необходимыми для соблюдения
формальных требований).
6.3.5. Чистота решения
Чистота решения подразумевает
отсутствие допустимых неточностей
игры в тематических вариантах
и их финальных позициях. Наиболее
типичной неточностью игры является
перестановка ходов. Перестановка
отдаленных от начала решения
и смежных ходов (например, 5-го
и 6-го) считается меньшим недостатком,
чем перестановка ближних и
несмежных ходов (например, 3-го
и 5-го). Однако в любом случае
автор должен стараться устранить
этот изъян. В проблемах и
этюдах большое значение придается
чистоте игры в финалах.
6.3.6. Красота решения
Красота решения достигается
неочевидным вступлением, скрытыми,
трудно находимыми жертвами или
ходами (маневрами), эффектными заключительными
ударами и финалами. В этюдах
тонкие маневры впечатляют гораздо
больше, чем форсированная игра.
Желательно, чтобы исход борьбы
сторон в большинстве вариантов
не был ясен до самого конца, а решение
сопровождалось "ложными следами".
В проблемах на стоклеточной доске важным
элементом красоты решения являются экономичные
жертвы на правило большинства. Дополнительные,
второстепенные варианты не должны затемнять
тематическую игру в проблемах и этюдах.
Если начало решения в них приводит к появлению
продолжений с невыразительной и затяжной
игрой, с неэкономичными и громоздкими
финалами, то такое вступление не оправдано.
6.3.7. Дополнительные
художественные требования к
проблемам.
6.3.7.1. Степень оригинальности
замысла в проблеме, определяемая:
- новизной комбинационной темы,
идеи или их сочетания; - новизной
оформления темы, идеи или их
сочетания; - новизной контригры
черных и ее опровержения; - новым
или редким финалом (финальным
мотивом).
6.3.7.2. Естественность
расстановки, логичность последнего
хода черных, равенство сил. Наличие
в исходной позиции белой простой
gl при черной простой h2 (и соответственно
белой 50 или черной 45).
6.3.7.3. Активность
всех шашек в комбинации.
6.3.7.4. Оптимальное
(лучшее для выражения авторского
замысла) расположение шашек -
на строго определенных местах.
6.3.7.5. В проблемах
на 64-клеточной доске - отсутствие
перестановок ходов, четкость
заключительного удара, в проблемах
на 100-клеточной доске - отсутствие
альтернативных ходов и ударов,
частного побочного решений в
финале.
6.3.7.5. В проблемах
в международные (стоклеточные) шашки
желательно избегать неэкономичных
жертв. Жертва двух или более
белых шашек одним ходом в
одном направлении считается
неэкономичной и грубой (исключение
- жертва двух единиц, после которой
черная шашка, пройдя через
да-мочное поле, остается простой). При
жертве белых шашек на правило большинства
черные имеют иллюзорный выбор удара в
двух или нескольких направлениях. Если
в каком-то направлении отдается на одну
шашку меньше, чем для обязательного удара,
то жертва признается экономичной (примеры
- 1:2. 1:3:4, 2:2:4:5). Отклонения от этого условия
(например, 1:3 или 1:2:4) являются случаями
неэкономичных жертв и снижают оценку
проблемы. Идеальной жертвой считается
такая, которая создает иллюзорный выбор
боя типа 1:2, 1:1:2, 2:3:4 и т.п.
6.3.8. Дополнительные
художественные требования к
этюдам
6.3.8.1. Степень оригинальности
замысла в этюде определяется:
- новизной схем, финалов, мотивов
и их сочетаний; - новизной игровых
приемов и их сочетаний; - новым
сочетанием композиционных разветвлений;
- тематическими повторениями (эхо-финалы,
эхо-мотивы и т.д.) и наличием "ложных
следов".
6.3.8.2. Надставка
и готовый удар (нападение черных
в начальной позиции) - серьезные
недостатки этюдов.
6.3.8.3. Роль "ложных
следов" в этюдах зависит от
их качества. Они могут влиять
на вариантность игры, если отвечают
требованиям, предъявляемым к
композиционному разветвлению решения.
Тематический (т.е. подчеркивающий
основной замысел) "ложный след"
приравнивается к композиционному
варианту решения.
6.3.8.4. Финалом композиционного
разветвления считается: - финальная
позиция с одной единицей у
белых; - финальный мотив (прием),
в котором участвуют все белые
шашки.
6.3.8.5. В композиционном
разветвлении допустима одна
неточность, не приводящая к частному
побочному решению: - перестановка
ходов; - движение простой в дамки
через соседние поля доски; - ход
или удар дамкой на разные
поля одной диагонали; - удлинения
решения на один ход без
повторения позиции; - затяжка решения
с повторением позиции.
6.3.9. Дополнительные
художественные требования к
задачам 6.3.9.1. Степень оригинальности
замысла в задаче определяется:
- новыми или редкими финалами;
- новизной сочетания финалов; - новизной
игровых приемов и их сочетания.
6.3.9.2. Отсутствие
готовых ударов и финалов в
начальной позиции.
6.3.9.3. Отсутствие "мертвых"
(неподвижных, но косвенно играющих)
и пассивных шашек.
6.3.9.4. Устранение
в отдельных вариантах перестановок
ходов и двойственности игры (возможности
выполнить задание разными способами,
хотя и близкими к авторскому).
6.3.9.5. Различие финалов
(запирание шашек на разных
полях доски).
6.4. Публикация и
приоритет
6.4.1. Публикация
и участие в соревновании Композиция
начинает существовать со дня
первой публикации в печатном
органе (тиражом не менее 50 экземпляров)
или со дня истечения последнего
срока присылки на соревнование.
При публикации принято давать
сопутствующую информацию к диаграмме
(или позиции в нотации) в
таком порядке: имя и фамилия
автора (соавторов), место жительства
автора, диаграмма, задание. Примечание:
неопубликованные композиции, получившие
высокие отличия на соревнованиях
(призы, оценки), имеют привилегию
на публикацию при подведении
итогов соревнования.
6.4.2. Приоритет Приоритет
автора на композицию устанавливается
датой ее первой публикации или датой
истечения последнего срока присылки
на то соревнование, в котором композиция
участвовала впервые. Рекомендуется еще
одна форма установления авторского приоритета
-регистрация новых композиций в централизованном
порядке государственной организацией.
При последующих перепечатках композиции
в любых изданиях должны быть указаны
имя и фамилия автора, время первой публикации
и источник заимствования. Преднамеренная
публикация (или посылка на соревнование)
чужой композиции под своей фамилией является
плагиатом и влечет за собой ответственность
по закону об охране авторских прав.