Культура шахматной игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:28, реферат

Описание работы

Шахматы - это благородная игра. В шахматах - элемент случайности не имеет никакой роли, в отличие, например, от карт или лото. Во всех других играх составляющий главный элемент - сила, а результат шахматных сражений целиком покоится на научных и логических основаниях.
Безусловно, в шахматах нет физических нагрузок, которые могут положительно влиять на состояние здоровья. Но шахматы тренируют другие, очень важные качества: развитие интеллектуальных способностей, контроль за эмоциями в критических ситуациях, которого так часто не хватает в нынешней суровой действительности. Во время шахматной партии игрок испытывает колоссальные эмоциональные нагрузки, которые длятся порой несколько часов. Справиться с внутренним напряжением и с собой - первейшая и главная задача шахматиста для достижения желаемого результата.

Файлы: 1 файл

Реферат шахматы.docx инт.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Шахматы - это благородная игра. В шахматах - элемент случайности не имеет никакой роли, в отличие, например, от карт или лото. Во всех других играх составляющий главный элемент - сила, а результат шахматных сражений целиком покоится на научных и логических основаниях.

Обе играющие в шахматы стороны находятся в начале партии в совершенно равных условиях, в отношении количества своих боевых сил и их ценности. Стороны равны. Одни и те же правила определяют передвижения и действия шахматных армий для обоих соперников. Следовательно, исход борьбы в шахматной партии решает соперничество умов.

А бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматах, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть, и для развития логической и образной способностей ума. Так высказался о пользе шахмат первый чемпион мира Вильгельм Стейниц. Безусловно, в шахматах нет физических нагрузок, которые могут положительно влиять на состояние здоровья. Но шахматы тренируют другие, очень важные качества: развитие интеллектуальных способностей, контроль за эмоциями в критических ситуациях, которого так часто не хватает в нынешней суровой действительности. Во время шахматной партии игрок испытывает колоссальные эмоциональные нагрузки, которые длятся порой несколько часов. Справиться с внутренним напряжением и с собой - первейшая и главная задача шахматиста для достижения желаемого результата.

 

История создания шахмат

Существует немало легенд и различных предположений о происхождении шахматной игры, но точно установленных фактов удалось пока собрать очень немного. Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в Индии свыше 2000 лет назад. Игра называлась тогда чатуранга, что значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9. Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить состав и строй индийского войска того времени.

Шахматы, насчитывавшие в старину много разновидностей, из Индии распространились по всей восточной и центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в Иран. Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой популярностью.

В VII столетии с шахматами познакомились завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они называли шатрандж (от персидского шатранг). В ту далёкую эпоху правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы развили и несколько усовершенствовали древнюю шахматную игру. Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы интересовались не только практической игрой, но и шахматной композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом) отдельных позиций.

В настоящее время эти исследования имеют ограниченное значение в виду различия в ходах некоторых фигур. Только ходы короля, ладьи и коня были в то время такими же, как сейчас. Ферзь был тогда не сильнейшей, а наоборот, слабейшей фигурой - он передвигался лишь на одно поле по диагонали, а слон совершал своеобразный прыжок по диагонали через одно поле. Пешки в начальном положении можно было продвигать только на одно поле. Современной рокировки не существовало. Легко понять, что при таких правилах ходов столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных, "дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже отличался большой медлительностью. Целью маневров было, как и сейчас, поставить неприятельского короля в безвыходное положение, дать ему "мат" или, если случалось, "пат", что также считалось тогда победой. Однако, принимая во внимание слабость ферзя и слонов, а, следовательно, и относительно большую силу короля, мат (также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и способствовало созданию и развитию шахматной композиции). Нормально победа в практической партии достигалась лишением неприятельского короля всех фигур его лагеря ("одинокий король"); борьба шла "на уничтожение". Таким образом, шатрандж знал некоторые разновидности победы, потерявшие своё значение в настоящее время.

Культура шахматной игры, достигшая довольно значительного развития у арабов, заметно снизилась при переходе шатранджа в Европу. Период с Х по XV столетие был периодом упадка шахматного искусства. Это и понятно. То была эпоха безраздельного господства феодализма и католической церкви, эпоха, характеризовавшаяся общим понижением уровня культуры. Мертвящая атмосфера средневековья не благоприятствовала свободному развитию искусств.

Шахматы становились подчас игрой азарта; в них играли на деньги, так же, как в кости, триктрак и тому подобные игры. Поэтому снижался моральный уровень шахмат. В конце XIII века католическая церковь даже отнесла их к числу запретных, "недостойных христианина, греховных забав", но это гонение продолжалось сравнительно недолго и было отменено в середине XIV века.

Наибольшее препятствие для развития, шатранджа, однако, было заложено в нем самом - в его правилах, в его медлительном характере. Естественным было, поэтому стремление укоротить процесс игры, сделать ее более стремительной и быстрее допускающей развязку. Это и привело постепенно к выработке современных правил.

Современные правила игры сложились в основном в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось лишь около 100 лет назад.

В связи с реформой правил игры для шахмат наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели растущая популярность шахмат среди народных масс и изобретение книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной литературы. С этого периода начинается история шахмат нового времени. Целый ряд теоретиков и шахматистов-практиков с жаром углубился в изучение богатых возможностей, открывшихся в игре в связи с ее реформацией. В конце XV и в начале XVI века появляются первые книги по шахматам; ценность их для настоящего времени, конечно, незначительна.

Дошедшие до нас партии XVII века свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень наивной и характеризовалась стремительными комбинационными атаками на неприятельского короля, связанными с жертвами фигур и, особенно, пешек.

Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был француз Филидор (1726-1795). Он был известен и как теоретик, применивший и обосновавший ряд общих принципов построения и ведения партии. Особенное значение Филидор придавал движению пешек. "Пешки - душа шахмат",-говорил он. Свою теорию Филидор изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии целый ряд изданий "Исследовании шахматной игры".

Игра "по системе Филидора" придавала партии медлительный и осторожный, позиционный характер. Фигуры играли подчиненную роль, и действия их были скованными, так как основным принципом являлось планомерное пешечное наступление. Против такого одностороннего направления в игре выступил во второй половине XVIII века ряд теоретиков. Но лишь в начале следующего столетия началось постепенное возвращение к фигурной, комбинационной игре. Сильнейшими шахматистами в тридцатых и сороковых годах XIX века считались Лабурдоннэ и затем Стаунтон.

Таков был в общих чертах путь развития шахмат в Западной Европе от времени первоначального ознакомления с ними до середины XIX века.

Иначе происходило в этот период развитие шахмат в России.

Пути и время проникновения шахмат в древнюю Русь остаются не вполне выясненными до настоящего времени. Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматы проникли к нам непосредственно с Востока. Главным доказательством этого является чистота русской шахматной терминологии, сохранившей восточные наименования почти всех участвующих в игре фигур без искажений и переделок, характерных для стран Западной Европы. Время проникновения к нам шахмат различные исследователи определяют по-разному: от IX до XII века.

Политические и социальные условия мало способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении ряда столетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со стороны церкви, усматривавшей в них отголосок язычества и ставившей их на один уровень с игрой в кости и другими азартными играми. Был период, когда шахматную игру запрещала в законодательном порядке государственная власть. Это, разумеется, отрицательно влияло на развитие шахмат в России.

Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты; наилучшее этому доказательство - самое обилие и повторность запретов. Другим несомненным свидетельством значительного распространения шахмат является русский народный эпос - былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее образы и выражения. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не мешал ему всю ночь играть в шахматы.

О значительном распространении шахмат говорят и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы. Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной французской хроники XVII века, в котором рассказывается о посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: "Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними ученики".

Охватывая период до конца XVIII века в целом, следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров на международную арену.

Не имея возможности в рассмотренный нами период развиваться ни в теоретическом, ни в практическом отношении, шахматы выдвигали лишь самородков, оставшихся безвестными талантливых любителей, удивлявших иностранцев при редких встречах с ними.

Подобное положение сохранялось до конца XVIII и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

Основные правила

Шахматная игра представляет собой единоборство двух противников (партнёров). Один из них играет фигурами и пешками светлой окраски, у другого они обычно бывают чёрного цвета, это белые и чёрные.  
Борьба белых и чёрных происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата, разделённого на 64 клетки светлой и тёмной окраски. Эти клетки называют полями . Поля светлой окраски называют белыми полями, а тёмной - чёрными полями.

 
Для описания положения и передвижения фигур и пешек на доске используется специальная система обозначения полей - нотация. Продольные ряды полей, или вертикали, обозначаются слева направо буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e, f, g, h, которые у шахматистов принято произносить соответственно: "а", "бэ", "цэ", "дэ", "е", "эф", "жэ", "аш". Поперечные ряды полей, или горизонтали, обозначаются цифрами от 1 до 8 (первая горизонталь, четвёртая горизонталь и т.д.). Каждое поле имеет своё название, состоящее из буквы вертикали и номера горизонтали, на пересечении которых оно находится: например, поле е4 ("e4" четыре), поле f5 ("эф" пять) и так далее. 
Кроме вертикалей и горизонталей на доске имеются также косые ряды полей - диагонали. Диагонали обозначаются указанием их крайних полей: а2-g8 ("a" два - "жэ" восемь), диагональ h4-d8 ("аш" четыре - "дэ" восемь) и т.д. Если на вертикалях и горизонталях цвет полей чередуется, то диагонали состоят из полей только одного цвета, т.е. могут быть или белопольными, или чернопольными . Например, диагональ b1-h7 ("бэ" один - "аш" семь) - белопольная, а диагональ c1-a3 ("цэ" один - "а" три) - чернопольная. Восьмипольные диагонали a1-h8 и h1-a8 называются главными (большими) диагоналями.

Фигуры и пешки. 
Начальная позиция

 
В начале игры, или партии, каждая сторона имеет по 8 фигур: один король, один ферзь, две ладьи, два слона , два коня, восемь пешек. Фигуры и пешки называются материалом. Следовательно, партия начинается при материальном равенстве сторон. Цель игры заключается в том, чтобы взять в плен неприятельского короля или объявить ему мат ("мат" по-арабски - умер). 

 
Ферзи и ладьи называются тяжёлыми фигурами, а слоны и кони - лёгкими. В шахматной нотации приняты следующие сокращения: король-Кр, ферзь-Ф, ладья-Л, конь-К, слон-С, пешка-п(при перечислении двух и более пешек - пп.  
Всякая расстановка фигур и пешек на шахматной доске называется позицией или положением.  Таким образом, белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные - седьмую и восьмую. Доска должна располагаться так, чтобы справа от играющего находилось белое угловое поле, т.е. поле h1 (для белых) и поле а8 (для чёрных). Чтобы не путать места короля и ферзя, нужно запомнить: "Ферзь любит свой цвет", т.е. белый ферзь должен стоять на белом поле (d1), а чёрный - на чёрном (d8). Правая (от белых) часть доски (вертикали "e"-"h") называется Королевским флангом, левая (вертикали "a"-"d") - ферзевым флангом.

Итак, начинается игра. Как производятся ходы в шахматах различными фигурами? Первый ход делают белые (игрок, которые выбрал белый цвет). Ход игроки делают поочередно, (правила шахмат гласят, что есть исключение, об этом чуть позже). Ход состоит из перемещения фигуры игрока на другое поле. И вот здесь мы сталкиваемся с массой пунктов.  
 
Ни одна фигура не должна быть передвинута на место, где уже занята позиция фигурой того же цвета. Если же это фигура "противника", то она удаляется (говорят, что она "взята". А теперь подробно о том, как может ходить фигура своего вида.  
 
1. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.  
2. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.  
3. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.  
4. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.  
5. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали (визуально буква Г, где конь в основании).  
6. Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали или с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты. Либо пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру. Правила шахмат описывают, что пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.  
7. Король может перемещаться двумя различными путями. Во-первых ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить. А также “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек – так звучат правила игры в шахматы. 

Информация о работе Культура шахматной игры