Лыжные трассы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3

  ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой

проблеме………………………………………………………………………....6

  1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
  2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11

1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18 

ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24

    2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24

    2.2. Методы исследования…………………………………………………..24

    Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24

    Педагогический эксперимент………………………………………………..25

     Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26

     Методы математической статистики……………………...………………...26

    2.3. Организация исследования…………………………………………….26

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30

    ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40

    ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Для современного спорта характерны высокие требования к качеству построения тренировочного процесса и эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности. В этой связи в последние годы постоянно поднимается вопрос о результатах выступлений российских лыжников-гонщиков в международных соревнованиях, свидетельствующих о недостаточно высоком уровне их специальной подготовленности по сравнению с ведущими зарубежными спортсменами. Наиболее ярко это проявилось на зимних Олимпийских играх в Ванкувере 2010 г.

     Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.

     Рост конкуренции стимулирует поиск резервов в подготовке спортсменов. В то же время вопрос лыжероллерной подготовки лыжников-гонщиков изучен мало. Неизвестно, в каком соотношении друг к другу необходимо развивать скоростно-силовые качества основных мышечных групп лыжника, чтобы усовершенствовать двигательную структуру соревновательного движения.

     В настоящее время специальная подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, увеличением скоростей, появлением спринтерских дистанций, частым применением массовых стартов с целью увеличения зрелищности общего старта. Эффективность специальной подготовки, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика.

     Все это обусловливает актуальность исследований, направленных на совершенствование специальной, функциональной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков, используя модельные отрезки трассы различной длины и крутизны.

     Современные соревновательные и тренировочные трассы, имеющие сильнопересеченный рельеф (1/3 подъемы, 1/3 спуски, 1/3 равнина), предъявляют повышенные и специфические требования к соотношению и чередованию видов специальной подготовки и энергетическому обеспечению организма спортсменов при передвижении на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами.

       Современная система тренировки лыжников-гонщиков предполагает широкое применение средств как общей, так и специальной физической подготовки. Освоение двигательного навыка, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма спортсмена на всех этапах спортивного совершенствования осуществляется через освоение комплекса основных способов передвижения на лыжах и специально-подготовительных упражнений.

     Основой нашего исследования стало предположение, что рациональное соотношение и чередование средств специальной подготовки, и прежде всего передвижение на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами на модельных трассах с целью повышения уровня специальной физической подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежный период тренировки, более эффективно, чем традиционная методика их применения. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эти предположения. Исследование позволило выявить оптимальную продолжительность, а также средства, методы их соотношения и чередования в процессе развития специальных физических качеств и двигательных навыков в бесснежном периоде.

      Новизна исследования состоит в том, что мы попытались выявить

оптимальные соотношения и рациональные чередования средств лыжероллерной подготовки для развития специальной выносливости в тренировочном процессе квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежном периоде и разработать методику педагогического контроля за динамикой специальной подготовленности лыжников-гонщиков в бесснежный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

    1. Модельные характеристики лыжных трасс

     В настоящее время уровень спортивных результатов в лыжных гонках резко повысился. Несмотря на то, что лыжные трассы усложняются, скорости преодоления дистанции возросли, причем настолько, что результат лучше 38 мин. на дистанции 15 км у мужчин не редкость. В этой связи вопрос о характере трасс лыжных гонок приобрел одно из ведущих значений при подготовке к соревнованиям.

     С тех пор как соревнования по лыжным гонкам стали проводиться на пересеченной местности вопрос изучения характера лыжных трасс, у специалистов лыжного спорта вызывает особый интерес. Характеризуя параметры сложности трасс, большинство авторов (28, 49, 50, 53) справедливо относят к ним крутизну, длину подъемов и спусков, сумму перепадов высот, гармоничность трассы. Однако за основу определения категорий трудности трасс (их пять) авторы взяли лишь один признак - сумму перепадов высот, величина которой не всегда отражает трудность трассы, если не учитываются средние данные длины всех подъемов, равнины после подъемов и спусков на трассе, а также энергетическое обеспечение организма лыжников-гонщиков на этих участках.

     В исследованиях последних лет наблюдается несколько иной подход к оценке показателей трасс современных лыжных гонок учитываются энерготраты спортсмена на единицу пути и время, затраченное на преодоление подъемов.

     Подъемы являются наиболее трудными и решающими участками при прохождении трасс лыжных гонок, так как требуют повышенной функциональной, физической, волевой и тактической подготовки спортсменов (12, 13, 28, 49).

     Данные исследований сложности подъемов при выборе трасс лыжных гонок показывают, что в зависимости от длины и крутизны они подразделяются на пять видов: очень простой (крутизна 3-6°, длина 25-50 м), простой (крутизна 6-9°, длина 50- 100м), средней сложности (9-12°, длина 100-200 м), сложный (крутизна 12-15°, длина 200-400 м), очень сложный (крутизна 15-18°, длина 400-800 м) (28, 50).

     В этой классификации сложности подъемов предполагается вместе с ростом крутизны увеличение их длины, что не дает полного представления об энергетическом обеспечении организма лыжников, так как крутизна подъемов не влияет на характер энергетических процессов, а с увеличением длины, вернее, времени преодоления подъема, расход энергетических ресурсов возрастает.

     Нами был предложен несколько иной подход к классификации трудности подъемов: с учетом энергетического обмена. Были проанализированы лыжные трассы, на которых проводились всероссийские соревнования (Екатеринбург, Рыбинск, Сыктывкар, Красногорск, Планерная, Кавголово, Мурманск). При этом учитывались длина и крутизна подъемов и спусков, длина равнинных участков, время, затраченное на прохождение элементов трассы, сумма перепадов высот, максимальный подъем, перепад высоты.

     Анализируя рельеф отдельных лыжных трасс, можно заметить, что соотношение составляющих их участков различно. Длина подъемов на всероссийских лыжных трассах варьируется в довольно широком диапазоне от 30 до 600 м, а время их преодоления от 18 до 150 с, крутизна колеблется от 3° до 18°. Протяженность спусков и их крутизна находятся примерно в таком же соотношении, как и на подъемах, а время прохождения варьируется от 11 до 42 с.

     Исследования показали, что все подъемы на этих трассах, преодолеваемые с максимальной скоростью, в зависимости от характера энергетического обеспечения организма лыжников-гонщиков условно можно разделить на три группы: короткие со временем прохождения до 18 с, где работа осуществляется в основном за счет анаэробных алактатных процессов; средние - до 60 с, когда преобладают анаэробные гликолитические процессы, и длинные - до 150 с, на которых анаэробная гликолитическая производительность достигает максимума, но усиливается роль аэробных источников энергии. При этом суммарное время, затраченное на преодоление этих подъемов, при прохождении дистанции различно, и составляет в среднем соответственно 8,2, 65,3, 26,5% от времени, приходящегося на все подъемы. Вместе с тем для каждой трассы это соотношение различно.

     Сравнение средних результатов, показанных 12 лучшими лыжниками на всех рассматриваемых трассах, со временем, затраченным на преодоление коротких, средних и длинных подъемов, показывает, что оно составляет соответственно 3,8; 27,4 и 11,8% или 43,0% от времени всей гонки. Это согласуется с данными, которые указывают, что на долю подъемов во время соревнований приходится 43-51% времени преодоления всей дистанции.

     В процентном отношении от времени 12 лучших результатов в гонке на 15 км по всем изучаемым трассам среднее время на преодоление коротких подъемов колеблется от 2,2% в Рыбинске и Красногорске до 7,8% в Кавголово; средних от 14,7% в Мурманске до 45, 5% в Рыбинске; длинных от 3,4 % в Кавголово до 34,0% в Мурманске и Петрозаводске.

     В связи с этим необходимость использования в учебно-тренировочном процессе лыжников-гонщиков подъемов различного профиля диктуется практикой лыжного спорта. По мнению Н.П. Аникина (1971), из упражнений важны те, которые подготавливают лыжника к преодолению подъемов, а эффективность проведения учебно-тренировочного процесса во многом зависит от рельефа местности.

     Ряд авторов, рассматривая обучение и тренировку лыжников-гонщиков, указывают, что они должны проводиться при строгом учете постоянно меняющихся условий рельефа местности. При этом Е.Н. Рябенко (1964) предлагает использовать три разновидности рельефа в зависимости от длины и крутизны подъемов: слабопересеченный, среднепересеченный и сильнопересеченный. Е.И. Степанов (1973) рекомендует в зависимости от суммы перепада высот на 1,0 км соответственно: слабопересеченный - 28 м, сильнопересеченный - 58 м. В настоящее время в практике лыжного спорта получили широкое распространение тренировки на рельефе, максимально похожем на рельеф предстоящих соревнований, на которых моделирование трудных участков и всей соревновательной дистанции позволяет лыжникам определить наиболее оптимальный режим выполнения нагрузки (1, 4).

     Современные лыжные гонки, проводимые на сложных трассах в условиях острой конкуренции, представляют собой двигательную работу переменной мощности и предъявляют высокие требования к организму спортсмена. Специалисты лыжного спорта В.А. Кинль (1987), СМ. Луньков (1990) и др. для подготовки лыжников-гонщиков к неравномерным по длительности напряжениям, характерным для соревновательных условий, рекомендуют проводить повторные и переменные тренировки на разнообразной по рельефу местности с включением отрезков от 300 до 1200 м. Однако при этом авторы не указывают, каким должен быть рельеф рекомендуемых отрезков, в частности длина подъемов.

     Такого же мнения придерживается и М.Ф. Антонов (1977), рекомендуя проводить тренировки на слабо-, средне- и сильнопересеченной местности. Отрезки в повторных тренировках составляют от 300 до 500 м, однако каков профиль отрезков, автор не указывает, хотя во время просмотра трассы предстоящих соревнований рекомендует сделать 3-4 ускорения на подъемах длиной 200-300 м.

     Учитывая, что во время гонки лыжник должен увеличить скорость преодоления подъемов, Н.П. Аникин (1971) считает необходимым включать в переменную тренировку 3-4 ускорения на подъемах длиной 300-400 м. Такого же мнения придерживается П.Д. Гадалов (1975), рекомендуя во время тренировочных занятий преодолевать подъемы длиной от 150 до 600 м с различной интенсивностью.

Информация о работе Лыжные трассы