Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа
Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43
Вместе с тем в немногочисленных исследованиях говорится не только о конкретизации объема работы на подъемах, но и об избирательном воздействии преодоления подъемов с разной интенсивностью на развитие физических качеств.
В соревновательном периоде в зависимости от поставленных задач объем упражнений на скорость составляет в одном занятии 6-15 км, из них на долю подъемов приходится от 3 до 7 км.
Исследованиями многих авторов отмечается избирательное воздействие рельефа местности на развитие физических качеств: увеличение объема скоростной работы на подъемах различной длины и крутизны развивает быстроту Бутин И.М.(1976), воспитанию скоростно-силовых качеств у лыжников способствует прохождение подъемов крутизной 4-6° и длиной 150 м с максимальной интенсивностью (15, 17); развивает силовую подготовку лыжников преодоление крутых подъемов с различной интенсивностью; преодоление подъемов в аэробно-анаэробном режиме развивает силовую выносливость лыжников.
Вышесказанное подчеркивает необходимость моделирования рельефа местности в тренировочном процессе лыжников-гонщиков в зависимости от направленности тренировочных занятий. Поэтому планирование общей тренировочной нагрузки на подъемах различной длины и крутизны должно стать необходимым условием усиленной подготовки лыжников-гонщиков, так как преодоление различных по профилю подъемов с разной интенсивностью способствует развитию как необходимых качеств, так и энергетической производительности лыжников-гонщиков при передвижении на лыжероллерах.
1.2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде
Оптимизация процесса спортивной тренировки у лыжников-гонщиков предполагает не только знание ведущих факторов, лежащих в основе развития различных физических качеств, их взаимосвязей и количественных влияний, оказываемых на результат, но и выбор наиболее эффективных средств тренировки и их рациональное применение на практике. Решение вопроса об эффективности использования различных средств тренировки оказывает непосредственное влияние на повышение спортивных результатов в лыжных гонках (Манжосов В.Н.; 1986, Кондратов А.В., 1986 и др.).
Основным и более специфическим средством физической подготовки при достижении высоких спортивных результатов является физическое упражнение. Целесообразность какого-либо упражнения в спортивной тренировке определяется прежде всего той пользой, которую оно может принести росту достижений в избранной спортивной дисциплине. В спортивной практике физические упражнения принято разделять по их близости к движениям, специфическим для данного вида спорта, на специальные и общие, а также на специфические и неспецифические (Матвеев Л.П., 1991; Годик М.А., 1980 и др.).
В лыжном спорте выделяют основные и вспомогательные физические упражнения. Вспомогательные упражнения подразделяются на общеразвивающие и специальные, последние, в свою очередь, могут иметь несколько разновидностей: подготовительные, имитационные и подводящие (Евстратов В.Д., Чукардин Г. Б., Сергеев Б.И., 1989 и др.). В теории и практике спорта различают соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения.
Соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются предметом специализации и выполняются в полном соответствии с условиями состязаний по данному виду спорта. Если соревновательные упражнения не вызывают сомнения относительно их содержания, то вопрос о содержании специально-подготовитедьных упражнений следует признать дискуссионным, поскольку в имеющейся литературе существуют на этот счет противоречивые суждения.
Специально-
В настоящее время большинство ведущих исследователей сходится на том, что имитационные упражнения должны иметь не только внешнее сходство, но главный образом - внутреннее соответствие структуре движения, характеру нагрузки и работе мышц (Платонов В.Н., 1980, 1986 и др.). Они же предлагают подбирать имитационные упражнения таким образом, чтобы движения спортсмена в них как можно более соответствовали координации, структуре и характеру выполнения по кинематике и динамике избранного вида спорта.
Малый удельный вес, приходящийся в режиме тренировки на специальные имитационные средства, и увлечение лыжниками-гонщиками беговыми упражнениями привело к образованию своеобразных «ножниц» между общефизической и специальной подготовкой.
О недопустимости применения в качестве средства специальной подготовки упражнений из других видов спорта в силу их неадекватности воздействию на организм указывают физиологи (Васильева В.В. и др., 1974, 1987). Так, выносливость в лыжных гонках и беге в значительной мере связана с близкими по характеру требованиями к регуляции кровообращения и дыхания. В то же время эти виды упражнений характеризуются различными условными рефлексами в отношении теплорегуляции и координации движений. Вследствие этого выносливость необходимая для передвижения на лыжах, не будет полностью соответствовать выносливости, необходимой для бега.
По своему воздействию на организм средства, используемые лыжниками-гонщиками в различные тренировочные периоды и этапы, некоторые авторы разделяют на средства общей физической подготовки (ОФП) и средства специальной физической подготовки (СФП) (Кузин B.C., 1976; Филин В.П. и др., 1978).
Специальные упражнения, по мнению данных исследователей, должны быть направлены на решение двух основных задач: развитие специальных качеств - силы, выносливости, быстроты и т.п. в той форме, в которой это необходимо для достижения высоких результатов в лыжных гонках и овладения техникой передвижения на лыжах. Классификация специальных упражнений, разработанная М.А. Аграновским (1963), делит их на группы по признаку их влияния на организм спортсмена: для развития мышц рук, ног, туловища, равновесия; упражнения с приспособлениями, имитирующими движение на лыжах и без приспособлений. Упражнения выполняются с использованием веса собственного тела, силы энергии веса и силы энергии предметов, внешнего сопротивления, амортизаторов, отягощения, специальных площадок (с ограниченной опорой), лыжероллеров, различных видов искусственной лыжни.
Для того чтобы оценить сходство тренировочных упражнений с соревновательными, обычно сопоставляют их кинематические, динамические, энергетические характеристики (Кондрашов А.В.1990; Кондрашов А В., Бояринов А.А., 1992; Корабельников В.Н., 1993 и др.). На основании проведенных исследований экспериментально установили, что к специально-подготовительным упражнениям лыжника-гонщика в первую очередь относятся передвижение на лыжероллерах разных конструкций, передвижение на роликовых коньках, имитация попеременного двухшажного классического хода, специализированная ходьба (одна из разновидностей имитации) и др.
В.В. Ермаков и А.А. Макаров (1967), исследуя характер имитационных упражнений, степень напряжения и координацию мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении движения, близость их к основному упражнению лыжника-гонщика, отмечают, что наибольшим сходством с техникой лыжных ходов обладает техника, воспроизводимая на легких лыжероллерах. Исследования позволили расположить средства специальной подготовки по их значимости для совершенствования технического мастерства лыжников в бесснежное время года. Наиболее эффективными оказались передвижение по искусственной лыжне и на лыжероллерах, имеющих различия соответственно в 20% и 29% исследуемых характеристик. Далее по мере значимости расположились передвижение на лыжах по хвое (37,5%), передвижение на лыжах по опилкам (54,5%), передвижение ив тяжелых лыжероллерах ФРГ (56%), шаговая имитация (79%) и прыжковая имитация (87,5% различий).
Сравнение сходства двигательных и вегетативных характеристик имитационных упражнений с передвижением на лыжах, проведенное Ю.Ф. Рыбаковым и А.Н. Ростовцевым (1977), выявило взаимосвязь между частотой дыхания и темпом движений рук и ног у лыжников старших разрядов при передвижении попеременным двухшажным классическим ходом. При этом соотношение дыхания и движений при передвижении на лыжах и лыжероллерах по равнине равно 1:1 или близко к этому значению. Почти такая же картина наблюдается при передвижении в подъем со средней интенсивностью. При передвижении прыжковой имитацией в тех же условиях было установлено, что число двигательных циклов опережает число дыхательных при выполнении упражнений со средней и сильной интенсивностью.
Сравнительная оценка динамических опорных реакций в основных имитационных средствах подготовки лыжника (имитации лыжных ходов, передвижении на лыжероллерах, искусственной лыжне, роликовых коньках), проводимая с целью выявления сопряженного воздействия на развитие физических качеств и совершенствования техники, позволила установить, что структура движений лыжника-гонщика при передвижении на легких лыжероллерах, на лыжах по искусственной лыжне, в шаговой имитации существенных различий с основным упражнением не имеет, однако значительные различия наблюдаются в показателях вертикальной составляющей опорной реакции при толчке ногой в прыжковой имитации (215,4 кг против 121,7 кг при передвижении на лыжах) и при передвижении на роликовых коньках 216 кг. Чрезмерно затянут толчок ногой в шаговой имитации и при передвижении на тяжелых лыжероллерах (0,20 с и 0,22 с против 0,14 с при передвижении на лыжах) (Ермаков Д.В., 1984; Гурский А.В., Кобзева Л.Ф., 1988 и др.).
Изучение энергетического обеспечения организма при использовании специальных упражнений позволяет определить воздействие средств на организм спортсмена. В.В. Ермаков (36), исследуя энергообеспечение в основных и специально-подготовительных средствах подготовки лыжника, не обнаружили достоверных различий в этих упражнениях по следующим показателям: потребление кислорода на кг веса, легочная вентиляция, поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Исходя из представленных данных, В.И. Михалев (1983) расположил средства подготовки лыжника по энергетической значимости в следующем порядке: 1 - имитация; 2 - передвижение на легких лыжероллерах ГДР; 3 - передвижение на лыжах по снегу; 4 - бег; 5 - передвижение на лыжах по опилкам; 6 - передвижение на роликовых коньках; 7 - передвижение на тяжелых лыжероллерах ФРГ. По величине функционального воздействия авторы расположили исследуемые средства следующим образом: 1 - бег с имитацией;2 - передвижение на лыжероллерах; 3 - передвижение на роликовых коньках. Потребление кислорода по сравнению с имитацией составляет в беге 84,7%, при передвижении на лыжероллерах - 81,8% и при передвижении на роликовых коньках _ 79,4%. Значительное преобладание показателей энергообеспечения в беге с имитацией по сравнению с другими средствами подтверждается в ряде последующих исследований.
Эксперименты А.А. Грушина и В.Н. Манжосова (1982) по выявлению взаимосвязи между скоростью передвижения в беге, в беге с имитацией, при передвижении на лыжероллерах и лыжах и напряжением функционирования организма позволили установить зависимость в виде линейных регрессий. Отметим, что уровень ПАНО (порог анаэробного обмена) соответствует скоростям 60% в беге и 55% при передвижении на лыжероллерах.
В беге с имитацией энергообеспечение органов превышает уровень ПАНО в тренировках с любой скоростью. Авторы отмечают наибольшую степень включения анаэробных процессов при соревновательной скорости в тренировке с использованием бега с имитацией (80%), примерно одинаковую при передвижении на лыжах и лыжероллерах (75%) и наименьшую в беге (60%).
Приведенные данные, полученные разными исследователями, показывают неадекватное воздействие средств специальной подготовки на энергообеспечение спортсменов. Наиболее эффективным и доступным средством по общему мнению является бег с имитацией. Сильное воздействие оказывает и передвижение на лыжах по искусственней лыжне, однако ее использование не находит должного применения в практике подготовки лыжников-гонщиков.
Сравнительный анализ техники передвижения в различных скоростных режимах применительно к пластиковым лыжам дают А.В. Кондрашов и В.Н, Манжосов (1984). Они отмечают, что техника передвижения на лыжероллерах наиболее адекватно отражает структуру движений лыжника-гонщика в основном упражнении лыжника-гонщика в развивающем режиме их применения (95-105%о от соревновательной интенсивности) и что передвижение на лыжероллерах в подъемы от 5 до 8° целесообразно использовать с целью технического совершенствования применительно к хорошим условиям скольжения на лыжах, а имитацию - для плохих.
По данным этих авторов, в одновременном одношажном ходе длина цикла составляет 7,3±0,35 м при передвижении на лыжероллерах и 7,04±0,34 м при передвижении на лыжах, продолжительность цикла - соответственно 1,35±0,06 с и 1,28±0,08 с, скорость в цикле - 5,51 ±0,24 м/с и 5,57±0,1 м/с. Сравнительный анализ зависимости частоты шагов от крутизны склона показал, что для лыжероллеров характерна невысокая частота шагов даже на самых крутых подъемах. Так, на подъеме крутизной 11 ° частота шагов при передвижении на лыжероллерах составила 1,8 шаг/с, а при передвижении на лыжах - более 2,0 шаг/с. Причиной этого, по мнению авторов, является значительный вес лыжероллеров и их конструкционные особенности. Количество достоверных различий в шаговой имитации ими обнаружено 12 из 15 исследуемых (87,5%).