Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа
Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы
Анализ
научно-методической литературы по подготовке
лыжников гонщиков позволил выявить состояние
изучаемого вопроса с позиции современных
требований, взглядов и положений. Исследовались
материалы, касающиеся специальной подготовки
в различных видах спорта, для выявления
ее значения в спортивной тренировке.
Проанализированы научные публикации,
учебники, учебные пособия, в которых освещались
вопросы методов и средств управления
тренировочным процессом, как в различных
видах спорта, так и в лыжных гонках.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент стал ведущим методом исследования. С целью объективного решения поставленных в работе задач в период с 2008 по 2009 г. были проведены педагогические эксперименты, в процессе которых выявлялось эффективное соотношение видов специальной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков и последовательность их чередования в бесснежном периоде.
Время и место проведения эксперимента, а также его продолжительность определялись конкретными задачами исследования и спецификой планирования тренировочного процесса в лыжных гонках.
Педагогический эксперимент был проведен в следующих периодах и этапах:
- в переходном периоде (16 апреля - 31 мая);
Главной
задачей первого педагогического эксперимента
было изучение основных показателей тренировочного
процесса, вносящих вклад в достижение
спортивного результата в лыжных гонках,
изучение индивидуальных различий специальной
подготовленности лыжников-гонщиков,
определение рационального соотношения
и чередования видов специальной подготовки
квалифицированных лыжников-гонщиков
на этапах бесснежного периода с применением
лыжероллеров.
Методы педагогических контрольных тестов
С целью получения показателей изменения уровня развития специальной подготовленности, контроля за динамикой спортивно-технической подготовленности лыжников-гонщиков применялись педагогические контрольные тесты.
Контрольные тесты были разбиты на группы по признаку преимущественного проявления ведущих компонентов специальной выносливости.
Тесты на силовую выносливость: преодоление 100-метрового отрезка в подъем 6-9° одновременным двухшажным коньковым ходом; передвижение без помощи рук в подъем 4-5°, 200 м, попеременным двухшажным коньковым ходом; передвижение без помощи одних рук в подъем 4-5° попеременным двухшажным ходом по равнине, 200 м.
Тесты на скоростную выносливость: передвижение на лыжероллерах 500 и 100 м на равнине классическими и коньковыми ходами с максимальной интенсивностью, ЧСС 180 ± 10 уд/мин.
Уровень развития специальной подготовленности определялся временем, затраченным на преодоление соревновательной дистанции 5 и 15 км.
Математико-статистические методы
Материалы,
полученные в процессе педагогических
экспериментов, были обработаны методом
математической статистики для средних
выборок. В процессе математической обработки
определялись показатели средней математической
величины, стандартного среднеквадратического
отклонения, достоверность различий по
критерию Стьюдента-Фишера.
2.3. Организация исследования
С целью задач работы процесс исследования был разделен на два этапа.
Первый этап включал в себя анализ литературных источников, педагогические наблюдения, изучение документации. Исследования были направлены главным образом на изучение основных показателей тренировочного процесса, вносящих вклад в достижение спортивного результата в лыжных гонках, выявление рационального соотношения лыжероллерной подготовки классическими и коньковыми ходами, а также на определение тестов оценки лыжероллерной подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков.
Исследования были организованы на учебно-спортивной базе Ялта-Зай РТ, в условиях учебно-тренировочных сборов и Всероссийских соревнований.
В исследовании приняли участие спортсмены имеющие подготовку на уровне первого разряда и кандидата в мастера спорта.
При разработке тренировочных программ основное внимание было уделено выявлению оптимальной последовательности и длительности применения в мезоцикле нагрузок, направленных преимущественно на формирование общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков. В первом случае планировались большие по объему тренировочные нагрузки (30-35 км) при ЧСС 160± 10 уд/мин. Во втором случае применялись средние по объему нагрузки (25-30 км), выполняемые переменным методом при ЧСС, равной 180± 10 уд/мин.
Представленная
градация нагрузок обусловила построение
ударных и ординарных микроциклов (МЦ).
Тренировочная программа ударных недельных
МЦ предполагала проведение в 1, 2, 4 и 5-й
дни двухразовых занятий, первое из которых
являлось основным, а второе - дополнительным.
В основные занятия включались нагрузки,
направленные на формирование специальной
выносливости, а в дополнительные - малые
(5-7 км) и средние (8-10 км) по объему тренировочные
нагрузки, направленные на воспитание
силовой и скоростной выносливости. В
3-й и 6-й тренировочные дни планировались
соответственно малые (20-25 км) и средние
(25-30 км) по величине нагрузки, направленные
на воспитание общей выносливости. Тренировка
7-го дня посвящалась активному отдыху
(игры, ОФП). В ординарных МЦ два тренировочных
занятия проводились также в 1, 2, 4 и 5-й
дни. При этом в основных занятиях 1-го
и 4-го тренировочных дней планировались
нагрузки, аналогичные ударным микроциклам,
а во 2-й и 5-й дни - нагрузки, направленные
на воспитание общей выносливости. В дополнительных
занятиях 2-го и 5-го дней, а также в 3-й и
6-й дни МЦ включались малые по величине
(20-25 км) тренировочные нагрузки с целью
формирования общей выносливости. 7-й день
МЦ посвящался активному отдыху. Тренировочная
программа предполагала последовательность
включения, отраженную на рис. 2.
Рис. 2. Последовательность применения микроциклов в бесснежном периоде: 1, 6-й - восстановительные МЦ; 2, 3, 7-й - ординарные МЦ; 4, 5-й - ударные МЦ
Наряду с этим подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков включала в себя развитие и совершенствование специфических и неспецифических физических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов в лыжных гонках. Акцент в тренировках делался на решение главных задач каждого периода. При решении поставленных задач по развитию и совершенствованию отдельных компонентов специальной подготовленности у лыжников-гонщиков нами использовались как широко применяемые в практике лыжных гонок средства тренировки, так и специфические упражнения для развития отдельных мышечных групп.
Для лыжников-гонщиков с преимущественно развитой силовой выносливостью в подготовительном периоде использовались такие упражнения, как бег с имитацией в подъемы различной длины (от 20 до 60 м) и крутизны (от 3 до 18°), передвижение на лыжероллерах коньковыми и классическими ходами, передвижение на лыжероллерах с помощью одних рук и без отталкивания руками и др. Объем нагрузки по развитию силовой выносливости в среднем составил до 60% общего затрачиваемого времени на тренировках. В подготовку включались специфические средства воздействия не только на отстающие и ведущие компоненты специальной выносливости, но и упражнения на развитие отдельных групп мышц, оказывающих значительное влияние на проявление специальной подготовленности. Например, у лыжников-гонщиков с недостаточно развитой скоростной выносливостью мышц нижних конечностей акцент делался на выполнение ходов без помощи рук на лыжероллерах по равнине, пологим спускам и на подъемах незначительной крутизны (до 3°).
У
лыжников-гонщиков с преимущественно
развитой скоростной выносливостью соотношение
времени, затраченного на развитие силовой
и скоростной выносливости, составляло
соответственно 80 и 20%. При этом направленность
средств была индивидуальна для каждого
спортсмена. Средства совершенствования
отдельных компонентов специальной подготовленности
выбирались с учетом результатов контрольных
тестов, отражающих уровень развития основных
сторон подготовленности.
ГЛАВА
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
Эффективность разработанных тренировочных программ проверялась в педагогическом эксперименте, в котором приняли участие две группы.
Обязательным условием для всех групп было: одинаковое общее количество тренировочных занятий в бесснежном периоде; относительно одинаковые показатели, объема и интенсивности в циклических видах нагрузки.
Переходный период (с 16 апреля по 31 мая);
Подготовительный период - этап общей подготовки (с 1 июня по20 июля);
-первый этап специальной подготовки (с 21 июля по 31 августа);
-второй этап специальной подготовки (с 1 сентября по 20 октября)
Необходимо отметить, что в учебно-тренировочном процессе исходный уровень показателей развития общей физической подготовленности у спортсменов групп А и Б был примерно одинаковым.
Различия между тренировочными программами состояли в том, что спортсмены группы А выполняли специальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей в развитии компонентов специальной выносливости. Применялись специфические средства воздействия не только на отстающие и ведущие компоненты специальной выносливости, но и упражнения на развитие отдельных групп мышц. При этом тренировочные программы были ориентированы на работу, приближенную к соревновательной. Учебно-тренировочные занятия проводились на трассах с подъемами различной длины и крутизны.
В подготовительном периоде общая тренировочная направленность предусматривала последовательное развитие функциональных возможностей, разностороннюю физическую подготовку, повышение уровня специальной и общей тренированности.
На этапе общей подготовки применялись в основном равномерный (31%) и переменный (28%) методы, которые оптимально обеспечивают постепенный рост тренированности. В этот период использовались следующие средства, направленные на развитие специальной выносливости: бег, имитация в подъемы, лыжероллеры, кросс.
На первом и втором этапах специальной подготовки подготовительного периода основным направлением было максимальное сближение тренировочного и соревновательного характера двигательной деятельности.
Последнее определило увеличение значимости лыжероллерной подготовки. В этот период тренировки осуществлялось дальнейшее повышение объема и интенсивности специальной нагрузки. В соответствии с этим основными методами тренировки выступают: переменный (28%), интервальный (11%), повторный (10%) и контрольный (8%). Используемые средства: передвижение на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами по средне- и сильнопересеченной местности, имитация в подъемы различной длины и крутизны (табл.1).
Таблица 1.
Соотношение
видов специальной полготовки квалифицированных
лыжников-гонщиков групп А и Б в бесснежном
периоде
|