Лыжные трассы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)
ify">      4.Математическо-статические методы обработки полученных данных.

     Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы

     Анализ научно-методической литературы по подготовке лыжников гонщиков позволил выявить состояние изучаемого вопроса с позиции современных требований, взглядов и положений. Исследовались материалы, касающиеся специальной подготовки в различных видах спорта, для выявления ее значения в спортивной тренировке. Проанализированы научные публикации, учебники, учебные пособия, в которых освещались вопросы методов и средств управления тренировочным процессом, как в различных видах спорта, так и в лыжных гонках.  

Педагогический эксперимент

     Педагогический эксперимент стал ведущим методом  исследования. С целью объективного решения поставленных в работе задач в период с 2008 по 2009 г. были проведены педагогические эксперименты, в процессе которых выявлялось эффективное соотношение видов специальной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков и последовательность их чередования в бесснежном периоде.

     Время и место проведения эксперимента, а также его продолжительность определялись конкретными задачами исследования и спецификой планирования тренировочного процесса в лыжных гонках.

     Педагогический эксперимент был проведен в следующих периодах и этапах:

    - в переходном периоде (16 апреля - 31 мая);

  • в подготовительном периоде: на этане обшей подготовки (01 июня -20 июля), на первом этапе специальной подготовки (21 июля - 31 августа), на втором этапе специальной подготовки (01 сентября - 20 октября);
  • в соревновательном периоде (январь - 15 апреля).

     Главной задачей первого педагогического эксперимента было изучение основных показателей тренировочного процесса, вносящих вклад в достижение спортивного результата в лыжных гонках, изучение индивидуальных различий специальной подготовленности лыжников-гонщиков, определение рационального соотношения и чередования видов специальной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков на этапах бесснежного периода с применением лыжероллеров. 

     Методы педагогических контрольных тестов

     С целью получения  показателей изменения уровня развития специальной подготовленности, контроля за динамикой спортивно-технической подготовленности лыжников-гонщиков применялись педагогические контрольные тесты.

     Контрольные тесты были разбиты на группы по признаку преимущественного проявления ведущих компонентов специальной выносливости.

     Тесты на силовую выносливость: преодоление 100-метрового отрезка в подъем 6-9° одновременным двухшажным коньковым ходом; передвижение без помощи рук в подъем 4-5°, 200 м, попеременным двухшажным коньковым ходом; передвижение без помощи одних рук в подъем 4-5° попеременным двухшажным ходом по равнине, 200 м.

     Тесты на скоростную выносливость: передвижение на лыжероллерах 500 и 100 м на равнине классическими и коньковыми ходами с максимальной интенсивностью, ЧСС 180 ± 10 уд/мин.

     Уровень развития специальной подготовленности определялся временем, затраченным на преодоление соревновательной дистанции 5 и 15 км.

Математико-статистические методы

     Материалы, полученные в процессе педагогических экспериментов, были обработаны методом математической статистики для средних выборок. В процессе математической обработки определялись показатели средней математической величины, стандартного среднеквадратического отклонения, достоверность различий по критерию Стьюдента-Фишера.  

2.3. Организация исследования

     С целью задач работы процесс исследования был разделен на два этапа.

     Первый этап включал в себя анализ литературных источников, педагогические наблюдения, изучение документации. Исследования были направлены главным образом на изучение основных показателей тренировочного процесса, вносящих вклад в достижение спортивного результата в лыжных гонках, выявление рационального соотношения лыжероллерной подготовки классическими и коньковыми ходами, а также на определение тестов оценки лыжероллерной подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков.

     Исследования были организованы на учебно-спортивной базе Ялта-Зай РТ, в условиях учебно-тренировочных сборов и Всероссийских соревнований.

     В исследовании приняли участие спортсмены имеющие подготовку на уровне первого разряда и кандидата в мастера спорта.

     При разработке тренировочных программ основное внимание было уделено выявлению оптимальной последовательности и длительности применения в мезоцикле нагрузок, направленных преимущественно на формирование общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков. В первом случае планировались большие по объему тренировочные нагрузки (30-35 км) при ЧСС 160± 10 уд/мин. Во втором случае применялись средние по объему нагрузки (25-30 км), выполняемые переменным методом при ЧСС, равной 180± 10 уд/мин.

     Представленная градация нагрузок обусловила построение ударных и ординарных микроциклов (МЦ). Тренировочная программа ударных недельных МЦ предполагала проведение в 1, 2, 4 и 5-й дни двухразовых занятий, первое из которых являлось основным, а второе - дополнительным. В основные занятия включались нагрузки, направленные на формирование специальной выносливости, а в дополнительные - малые (5-7 км) и средние (8-10 км) по объему тренировочные нагрузки, направленные на воспитание силовой и скоростной выносливости. В 3-й и 6-й тренировочные дни планировались соответственно малые (20-25 км) и средние (25-30 км) по величине нагрузки, направленные на воспитание общей выносливости. Тренировка 7-го дня посвящалась активному отдыху (игры, ОФП). В ординарных МЦ два тренировочных занятия проводились также в 1, 2, 4 и 5-й дни. При этом в основных занятиях 1-го и 4-го тренировочных дней планировались нагрузки, аналогичные ударным микроциклам, а во 2-й и 5-й дни - нагрузки, направленные на воспитание общей выносливости. В дополнительных занятиях 2-го и 5-го дней, а также в 3-й и 6-й дни МЦ включались малые по величине (20-25 км) тренировочные нагрузки с целью формирования общей выносливости. 7-й день МЦ посвящался активному отдыху. Тренировочная программа предполагала последовательность включения, отраженную на рис. 2. 
 

 

    Рис. 2. Последовательность применения микроциклов в бесснежном периоде: 1, 6-й - восстановительные МЦ; 2, 3, 7-й - ординарные МЦ; 4, 5-й - ударные МЦ

     Наряду с этим подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков включала в себя развитие и совершенствование специфических и неспецифических физических качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов в лыжных гонках. Акцент в тренировках делался на решение главных задач каждого периода. При решении поставленных задач по развитию и совершенствованию отдельных компонентов специальной подготовленности у лыжников-гонщиков нами использовались как широко применяемые в практике лыжных гонок средства тренировки, так и специфические упражнения для развития отдельных мышечных групп.

     Для лыжников-гонщиков с преимущественно развитой силовой выносливостью в подготовительном периоде использовались такие упражнения, как бег с имитацией в подъемы различной длины (от 20 до 60 м) и крутизны (от 3 до 18°), передвижение на лыжероллерах коньковыми и классическими ходами, передвижение на лыжероллерах с помощью одних рук и без отталкивания руками и др. Объем нагрузки по развитию силовой выносливости в среднем составил до 60% общего затрачиваемого времени на тренировках. В подготовку включались специфические средства воздействия не только на отстающие и ведущие компоненты специальной выносливости, но и упражнения на развитие отдельных групп мышц, оказывающих значительное влияние на проявление специальной подготовленности. Например, у лыжников-гонщиков с недостаточно развитой скоростной выносливостью мышц нижних конечностей акцент делался на выполнение ходов без помощи рук на лыжероллерах по равнине, пологим спускам и на подъемах незначительной крутизны (до 3°).

     У лыжников-гонщиков с преимущественно развитой скоростной выносливостью соотношение времени, затраченного на развитие силовой и скоростной выносливости, составляло соответственно 80 и 20%. При этом направленность средств была индивидуальна для каждого спортсмена. Средства совершенствования отдельных компонентов специальной подготовленности выбирались с учетом результатов контрольных тестов, отражающих уровень развития основных сторон подготовленности. 
 

ГЛАВА 3.   РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

     Эффективность разработанных тренировочных программ проверялась в педагогическом эксперименте, в котором приняли участие две группы.

     Обязательным условием для всех групп было: одинаковое общее количество тренировочных занятий в бесснежном периоде; относительно одинаковые показатели, объема и интенсивности в циклических видах нагрузки.

Переходный период (с 16 апреля по 31 мая);

Подготовительный период - этап общей подготовки (с 1 июня по20 июля);

            -первый этап специальной подготовки (с 21 июля по 31 августа);

            -второй этап специальной подготовки (с 1 сентября по 20 октября)

     Необходимо отметить, что в учебно-тренировочном процессе исходный уровень показателей развития общей физической подготовленности у спортсменов групп А и Б был примерно одинаковым.

     Различия между тренировочными программами состояли в том, что спортсмены группы А выполняли специальную нагрузку с учетом индивидуальных особенностей в развитии компонентов специальной выносливости. Применялись специфические средства воздействия не только на отстающие и ведущие компоненты специальной выносливости, но и упражнения на развитие отдельных групп мышц. При этом тренировочные программы были ориентированы на работу, приближенную к соревновательной. Учебно-тренировочные занятия проводились на  трассах с подъемами различной длины и крутизны.

     В подготовительном периоде общая тренировочная направленность предусматривала последовательное развитие функциональных возможностей, разностороннюю физическую подготовку, повышение уровня специальной и общей тренированности.

     На этапе общей подготовки применялись в основном равномерный (31%) и переменный (28%) методы, которые оптимально обеспечивают постепенный рост тренированности. В этот период использовались следующие средства, направленные на развитие специальной выносливости: бег, имитация в подъемы, лыжероллеры, кросс.

     На первом и втором этапах специальной подготовки подготовительного периода основным направлением было максимальное сближение тренировочного и соревновательного характера двигательной деятельности.

     Последнее определило увеличение значимости лыжероллерной подготовки. В этот период тренировки осуществлялось дальнейшее повышение объема и интенсивности специальной нагрузки. В соответствии с этим основными методами тренировки выступают: переменный (28%), интервальный (11%), повторный (10%) и контрольный (8%). Используемые средства: передвижение на лыжероллерах классическими и коньковыми ходами по средне- и сильнопересеченной местности, имитация в подъемы различной длины и крутизны (табл.1).

     Таблица 1.

Соотношение видов специальной полготовки квалифицированных лыжников-гонщиков групп А и Б в бесснежном периоде 

 
    Периоды
 
Этапы
 
Группы
Направленность учебно-тренировочных занятий
 
 
 
    Лыжероллеры
Бег,
      Классические Коньковые Имитация
      хода хода  
Переходный   А 15 21 36
    Б 18 18 16
Подготовительный Общей под- А 32 44 32
  готовки        
   
Б
30 30 44
  1-й   специ- А 22 48 22
  альной подготовки        
   
Б
26 26 55
  2-й   специ- А 15 58 25
  альной под-

готовки

       
   
Б
        25 25 40

Информация о работе Лыжные трассы