Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа
Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43
Для каждой группы были составлены учебно-тренировочные планы.
На всех этапах бесснежного периода нагрузки в экспериментальных группах были примерно равными, но при этом соотношение видов специальной подготовки имело существенные отличия (табл. 2).
В первой группе (группа А) рекомендованное соотношение видов специальной подготовки составило: переходный период - лыжероллерная подготовка классическими ходами - 20%, коньковыми - 30%, бег с имитацией -50%; подготовительный период - на этапе общей подготовки соответственно 40%, 40% и 20%, на первом этапе специальной подготовки - 20%, 50% и 30%, на втором этапе специальной подготовки - 25%, 60% и 15%.
Таблица 2.
Объем нагрузки
по видам специальной подготовки
|
Во второй группе (группа Б) рекомендованное соотношение видов специальной подготовки составило: переходный период - лыжероллерная подготовка классическими ходами - 20%, коньковыми - 40%, бег с имитацией -40%; подготовительный период - на этапе общей подготовки соответственно 30%, 30% и 40%, на первом этапе специальной подготовки - 30%, 30% и 40%, на втором этапе специальной подготовки - 20%, 30% и 50%.
Вместе с тем, сравнивая показатели специальной подготовленности в конце педагогического эксперимента, следует отметить, что наибольший прирост изучаемых параметров специальной выносливости был достигнут в группе А, в группе Б - прирост был несущественным. В соревнованиях спортсмены группы А сумели реализовать свой более высокий потенциал развития специальной выносливости, что нашло отражение в результатах на дистанциях 5 и 15 км. Различия в группах имеют достоверный характер при уровне значимости (от р<0,05 до р<0,01).
Сравнение итоговых результатов педагогического эксперимента с исходными данными дает основание констатировать, что улучшение показателей специальной выносливости произошло в обеих группах за счет разнонаправленности тренировочных нагрузок при почти равном их объеме и интенсивности.
Анализируя эффективность разработанных нами тренировочных программ, было установлено, что наиболее высокий прирост произошел в отстающих компонентах специальной выносливости у лыжников-гонщиков группы А. Так, в этой группе обнаружилась тенденция к сглаживанию различий в развитии основных компонентов специальной выносливости, что позволяет констатировать уменьшение колебаний изучаемых показателей в уровне специальной подготовленности спортсменов. Наряду с этим установлено положительное влияние экспериментальной программы на уровень специальной выносливости, о чем свидетельствует улучшение показателей в тестах с применением одновременного одношажного конькового хода в подъем 3-4° и др.
В группе Б повышение спортивно-технических результатов в гонке на 5 и 15 км носило недостоверные изменения.
Результаты педагогического эксперимента позволили сделать следующее заключение:
- установлено, что средства и методы, имеющие конкретную направленность на развитие важнейших компонентов специальной выносливости, оказывают более эффективное влияние на повышение спортивных результатов в лыжных гонках и на отдельные показатели специальной подготовленности спортсменов.
Педагогический эксперимент (2009—2010гг.) заключался в исследовании динамики спортивно-технических результатов квалифицированных лыжников-гонщиков и в обосновании эффективности разработанной нами методики соотношения и чередования видов специальной подготовки и последовательность применения микроциклов. Работа главным образом была направлена на исследование функционального состояния организма спортсменов под влиянием лыжероллерных нагрузок и переноса специальных двигательных навыков с классических способов передвижения на коньковые и обратно.
Эффективность предлагаемой методики определялась путем анализа:
В ходе проведения второго педагогического эксперимента были выделены мезоциклы, в которые вошли 7 микроциклов. В исследованиях приняли участие две группы спортсменов - А и Б. На этапах бесснежного периода планирование объема и интенсивности различной направленности в экспериментальных группах были относительно равными. От этапа к этапу увеличивался общий объем работы, увеличивалась интенсивность работы и ее доля.
Главной особенностью программ было использование в тренировочном процессе исследуемых микроциклов - упражнений, направленных на развитие специальных способностей на основе полученных данных первого педагогического эксперимента. Второй педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности воздействия тренировочных программ, предусматривающих использование дифференцированного подхода к развитию основных компонентов специальной выносливости у квалифицированных лыжников-гонщиков и влияния их на спортивно-технические результаты на дистанции 5 и 15 км.
Переходный период (с 16 апреля по 31 мая),
Подготовительный период - этап общей подготовки (с 1 июня по20 июля),
-первый этап специальной подготовки (с 21 июля по 31 августа),
-второй этап специальной подготовки (с 1 сентября по 20 октября)
Спортсмены групп А и Б существенно не отличались по исходным показателям специальной подготовленности. До начала проведения педагогического эксперимента в уровне их спортивно-технической подготовленности существенных различий выявлено не было (табл.3).
Особое внимание в группе А на этом этапе уделялось совершенствованию коньковых способов передвижения, особенно одношажному коньковому ходу, развитию локальной силовой и скоростной выносливости и т.д.
В ходе педагогического эксперимента предусматривалось проведение контрольных испытаний для выявления изменений основных показателей специальной и скоростно-силовой выносливости.
Таблица 3.
Показатели развития специальной подготовленности у
лыжников-гонщиков
№
п/п |
Тесты
Лыжероллеры
(сек) |
|
После эксперимента | |||||||||||||
Группа А М± m | Группа Б М ± m | Р |
Группа A |
Группа Б М ± т | Р | |||||||||||
1 | Преодоление подъема 6-9° одновременным двухшажным коньковым ходом, 100м | 20,6 ± 1,0 |
20,8 ± 1,1 |
>0,05 |
17,6 ±0,7 |
19,3 ±0,8 |
<0,01 |
|||||||||
2 | Передвижение без помощи рук в подъем 4-5° 200 м | 41,9= 1,4 |
41,7 ± 1,4 |
>0,05 |
40,4 ± 1,3 |
43,1 ± 1,5 |
<0,01 |
|||||||||
3 | Передвижение с помощью одних рук в подъем4-5°(200 м) | 47,2 ± 1,5 |
47,5 ± 1,5 |
>0,05 |
45,3 ± 1,5 |
46,5 ± 1,6 |
<0,05 |
|||||||||
4 | Передвижение без помощи рук по равнине, 100м | 15,7 ±0,8 |
15,6 ±0,7 |
>0,05 |
14,8 ±0,6 |
15,5 ±0,7 |
<0,01 |
|||||||||
5 | Передвижение с помощью одних рук по равнине, 100 м | 18,0 ±0,9 |
18,3 ± 1,1 |
>0,05 |
16,7 ±0,8 |
17,3 ±0,9 |
<0,05 |
|||||||||
6 | Результат на дистанции 5 км | 908,2 ± 12,1 | 909,0 ± 13,3 | >0,05 | 879,2 ± 12,8 | 899,2 ± 12,2 | <0,01 | |||||||||
7 | Результат на дистанции 15 км | 3003,6
±23,4 |
3010,4
±25,4 |
>0,05 | 2910,3
±21,6 |
2990±25,3 | <0,01 |
Сравнительный анализ данных тестирования, полученных при исходных контрольных испытаниях и в конце педагогического эксперимента, показал, что в обеих группах все показатели специальной выносливости улучшились. Однако улучшение показателей специальной подготовленности у лыжников-гонщиков группы А было более значительным по сравнению со спортсменами группы Б. Рост показателей специальной выносливости и спортивно-технических результатов на дистанциях 5 и 15 км произошел на фоне незначительного улучшения показателей общей физической подготовленности.
Существенное различие между группами в динамике подготовленности спортсменов было достигнуто в основном за счет значительного улучшения показателей развития основных компонентов специальной выносливости.
Необходимо отметить, что прирост основных показателей специальной выносливости произошел в обеих группах. Вместе с тем выявлено, что более высокие результаты как тестирования, так и выступлений в соревнованиях у спортсменов группы А были достигнуты за счет дифференцированного воздействия специальной тренировочной нагрузки на развитие ведущих и отстающих компонентов специальной выносливости.
Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие заключения:
В
отличие от наблюдаемых группы Б у лыжников-гонщиков
группы А рост спортивно-технической подготовленности
имел более выраженный характер чем у
спортсменов с преимущественно развитой
силовой выносливостью. Результаты измерения
скорости преодоления подъема одновременным
коньковым ходом в данной группе также
выше, по сравнению со спортсменами группы
Б.
ВЫВОДЫ