Лыжные трассы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

     Для каждой группы были составлены учебно-тренировочные планы.

     На всех этапах бесснежного периода нагрузки в экспериментальных группах были примерно равными, но при этом соотношение видов специальной подготовки имело существенные отличия (табл. 2).

     В первой группе (группа А) рекомендованное соотношение видов специальной подготовки составило: переходный период - лыжероллерная подготовка классическими ходами - 20%, коньковыми - 30%, бег с имитацией -50%; подготовительный период - на этапе общей подготовки соответственно 40%, 40% и 20%, на первом этапе специальной подготовки - 20%, 50% и 30%, на втором этапе специальной подготовки - 25%, 60% и 15%.

     Таблица 2.

Объем нагрузки по видам специальной подготовки 

Периоды Этапы Группы Общий объем

нагрузки

Объем нагрузки по видам специальной  подготовки (км)
 
 
 
 
лыжероллеры
 Бег,

 имитация

 
 
 
 
классические хода коньковые хода
 
Переход

ный

  А 526 105 158 263
 
 
Б
594 119 238 238
Подгото

витель

ный

Общей подготовки А 1732 693 693 346
 
 
Б
1740 522 522 696
 
1-й  специальной подго-товки
А 1774 355 887 532
 
 
 
Б
 
1780
 
534
 
534
 
712
 
2-й   специальной подго-

товки

    А 1801 450 1081 270
 
 
 
Б
 
1810
 
362
 
543
 
905

     Во второй группе (группа Б) рекомендованное соотношение видов специальной подготовки составило: переходный период - лыжероллерная подготовка классическими ходами - 20%, коньковыми - 40%, бег с имитацией -40%; подготовительный период - на этапе общей подготовки соответственно 30%, 30% и 40%, на первом этапе специальной подготовки - 30%, 30% и 40%, на втором этапе специальной подготовки - 20%, 30% и 50%.

     Вместе с тем, сравнивая показатели специальной подготовленности в конце педагогического эксперимента, следует отметить, что наибольший прирост изучаемых параметров специальной выносливости был достигнут в группе А, в группе Б - прирост был несущественным. В соревнованиях спортсмены группы А сумели реализовать свой более высокий потенциал развития специальной выносливости, что нашло отражение в результатах на дистанциях 5 и 15 км. Различия в группах имеют достоверный характер при уровне значимости (от р<0,05 до р<0,01).

     Сравнение итоговых результатов педагогического эксперимента с исходными данными дает основание констатировать, что улучшение показателей специальной выносливости произошло в обеих группах за счет разнонаправленности тренировочных нагрузок при почти равном их объеме и интенсивности.

     Анализируя эффективность разработанных нами тренировочных программ, было установлено, что наиболее высокий прирост произошел в отстающих компонентах специальной выносливости у лыжников-гонщиков группы А. Так, в этой группе обнаружилась тенденция к сглаживанию различий в развитии основных компонентов специальной выносливости, что позволяет констатировать уменьшение колебаний изучаемых показателей в уровне специальной подготовленности спортсменов. Наряду с этим установлено положительное влияние экспериментальной программы на уровень специальной выносливости, о чем свидетельствует улучшение показателей в тестах с применением одновременного одношажного конькового хода в подъем 3-4° и др.

     В группе Б повышение спортивно-технических результатов в гонке на 5 и 15 км носило недостоверные изменения.

     Результаты педагогического эксперимента позволили сделать следующее заключение:

  • соотношение видов специальной подготовки и чередование нагрузки по МЦ в экспериментальной методике обеспечивает повышение специальной работоспособности лыжников-гонщиков и дает возможность переноса технических навыков с лыжероллеров на лыжи;
  • лыжники-гонщики, применявшие в подготовке специально разработанные программы, с учетом их индивидуальных особенностей, достигли более выраженного повышения специальной подготовленности и ее основных компонентов, что способствовало значительному росту спортивно-технических результатов в лыжероллерных гонках классическими и коньковыми ходами;

     - установлено, что средства и методы, имеющие конкретную направленность на развитие важнейших компонентов специальной выносливости, оказывают более эффективное влияние на повышение спортивных результатов в лыжных гонках и на отдельные показатели специальной подготовленности спортсменов.

     Педагогический эксперимент (2009—2010гг.) заключался в исследовании динамики спортивно-технических результатов квалифицированных лыжников-гонщиков и в обосновании эффективности разработанной нами методики соотношения и чередования видов специальной подготовки и последовательность применения микроциклов. Работа главным образом была направлена на исследование функционального состояния организма спортсменов под влиянием лыжероллерных нагрузок и переноса специальных двигательных навыков с классических способов передвижения на коньковые и обратно.

     Эффективность предлагаемой методики определялась путем анализа:

  1. динамики роста спортивно-технических результатов в группе А и ее сравнения с результатами группы Б за весь период эксперимента;
  2. динамики показателей тестирования общей и специальной физической подготовленности;

     В ходе проведения второго педагогического эксперимента были выделены мезоциклы, в которые вошли 7 микроциклов. В исследованиях приняли участие две группы спортсменов - А и Б. На этапах бесснежного периода планирование объема и интенсивности различной направленности в экспериментальных группах были относительно равными. От этапа к этапу увеличивался общий объем работы, увеличивалась интенсивность работы и ее доля.

     Главной особенностью программ было использование в тренировочном процессе исследуемых микроциклов - упражнений, направленных на развитие специальных способностей на основе полученных данных первого педагогического эксперимента. Второй педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности воздействия тренировочных программ, предусматривающих использование дифференцированного подхода к развитию основных компонентов специальной выносливости у квалифицированных лыжников-гонщиков и влияния их на спортивно-технические результаты на дистанции 5 и 15 км.

Переходный период (с 16 апреля по 31 мая),

Подготовительный период - этап общей подготовки (с 1 июня по20 июля),

      -первый этап специальной подготовки (с 21 июля по 31 августа),

      -второй этап специальной подготовки (с 1 сентября по 20 октября)

     Спортсмены групп А и Б существенно не отличались по исходным показателям специальной подготовленности. До начала проведения педагогического эксперимента в уровне их спортивно-технической подготовленности существенных различий выявлено не было (табл.3).

     Особое внимание в группе А на этом этапе уделялось совершенствованию коньковых способов передвижения, особенно одношажному коньковому ходу, развитию локальной силовой и скоростной выносливости и т.д.

     В ходе педагогического эксперимента предусматривалось проведение контрольных испытаний для выявления изменений основных показателей  специальной и скоростно-силовой выносливости.

     Таблица 3.

     Показатели развития специальной подготовленности у

     лыжников-гонщиков

п/п

   Тесты Лыжероллеры

    (сек)

    До эксперимента
После эксперимента        
Группа А М± m Группа Б            М ± m  
Р
Группа A                                         М ± т Группа Б М ± т                   Р          
1 Преодоление подъема      6-9° одновременным двухшажным коньковым    ходом, 100м  
 
20,6 ± 1,0
 
 
20,8 ± 1,1
 
 
>0,05
 
 
17,6 ±0,7
 
 
19,3 ±0,8
 
 
<0,01
       
2 Передвижение без помощи рук в  подъем  4-5° 200 м  
41,9= 1,4
 
41,7 ± 1,4
 
>0,05
 
40,4 ± 1,3
 
43,1 ± 1,5
 
<0,01
       
3 Передвижение с помощью одних рук в подъем4-5°(200 м)  
47,2 ± 1,5
 
47,5 ± 1,5
 
>0,05
 
45,3 ± 1,5
 
46,5 ± 1,6
 
<0,05
       
4 Передвижение без помощи рук по        равнине, 100м  
15,7 ±0,8
 
15,6 ±0,7
 
>0,05
 
14,8 ±0,6
 
15,5 ±0,7
 
<0,01
       
5 Передвижение с помощью одних рук по равнине, 100 м  
18,0 ±0,9
 
18,3 ± 1,1
 
>0,05
 
16,7 ±0,8
 
17,3 ±0,9
 
<0,05
       
6 Результат       на дистанции 5 км 908,2 ± 12,1 909,0 ± 13,3 >0,05 879,2 ± 12,8 899,2 ± 12,2 <0,01        
7 Результат      на дистанции 15 км 3003,6

±23,4

3010,4

±25,4

>0,05 2910,3

±21,6

2990±25,3 <0,01        
 

     Сравнительный анализ данных тестирования, полученных при исходных контрольных испытаниях и в конце педагогического эксперимента, показал, что в обеих группах все показатели специальной выносливости улучшились. Однако улучшение показателей специальной подготовленности у лыжников-гонщиков группы А было более значительным по сравнению со спортсменами группы Б. Рост показателей специальной выносливости и спортивно-технических результатов на дистанциях 5 и 15 км произошел на фоне незначительного улучшения показателей общей физической подготовленности.

     Существенное различие между группами в динамике подготовленности спортсменов было достигнуто в основном за счет значительного улучшения показателей развития основных компонентов специальной выносливости.

     Необходимо отметить, что прирост основных показателей специальной выносливости произошел в обеих группах. Вместе с тем выявлено, что более высокие результаты как тестирования, так и выступлений в соревнованиях у спортсменов группы А были достигнуты за счет дифференцированного воздействия специальной тренировочной нагрузки на развитие ведущих и отстающих компонентов специальной выносливости.

     Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие заключения:

  1. Тренировочные программы, построенные с учетом дифференцированного воздействия на ведущие и отстающие компоненты специальной выносливости, оказывают значительное отрицательное влияние на достижение высоких спортивных результатов.
  2. Использование средств и методов на развитие локальной специальной выносливости различных мышечных групп при передвижении классическими и коньковыми ходами способствует повышению уровня развития специальной выносливости в целом.

     В отличие от наблюдаемых группы Б у лыжников-гонщиков группы А рост спортивно-технической подготовленности имел более выраженный характер чем у спортсменов с преимущественно развитой силовой выносливостью. Результаты измерения скорости преодоления подъема одновременным коньковым ходом в данной группе также выше, по сравнению со спортсменами группы Б. 

ВЫВОДЫ 

    
  1. Анализ специальной литературы и практического опыта построения тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки позволяет констатировать, что средства лыжероллерной подготовки  имеют достаточное научное обоснование по объему и особенностям их применения для развития специальной подготовленности спортсменов.
  2. Установлено, что в структуре тренировочного процесса в подготовительный период оптимальное соотношение по применению лыжероллеров составляет: на этапе общей подготовки классическими ходами 40%, коньковыми ходами - 40%, бег, имитация - 20%; на первом этапе специальной подготовки соответственно - 20, 50, 30%; на втором этапе специальной подготовки это соотношение составило соответственно - 25, 60 и 15%.

Информация о работе Лыжные трассы