Лыжные трассы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Изучение специальной литературы и практического опыта свидетельствует об отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по применению в подготовке лыжников-гонщиков лыжероллеров как средства, обеспечивающего режим структурного соответствия передвижения классическими и коньковыми ходами на трассах для соревнований по лыжным гонкам. Такие рекомендации окажут несомненную пользу в повышении эффективности тренировочного процесса лыжников-гонщиков в бесснежный период подготовки и решении задач соревновательного периода.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………………..3
ГЛАВА 1. Обзор научно-методической литературы по изучаемой
проблеме………………………………………………………………………....6
1. Модельные характеристики лыжных трасс……….......................................6
2. Характеристика специально-подготовительных упражнений, применяемых лыжниками-гонщиками в бесснежном периоде…………........11
1.3.Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года…………………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Цель, задачи, методы и организация исследования…………..24
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………………...24
2.2. Методы исследования…………………………………………………..24
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы…………………………………………………………………...24
Педагогический эксперимент………………………………………………..25
Методы педагогических контрольных тестов…………………………..….26
Методы математической статистики……………………...………………...26
2.3. Организация исследования…………………………………………….26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение ……………………30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….….43

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

     Сопоставляя механизмы движения в шаговой и прыжковой имитации, И.Т. Яковлев и О.Ю. Солодухин (1985) отмечают, что структура двигательных действий исследуемых упражнений не укладывается в рамки существующего деления лыжного хода на периоды и фазы. Отсутствует период скольжения, место которого занимает фаза полета. В шаговой имитации наглядно просматривается двухопорное положение. Существенные различия имитации от основного упражнения позволяют использовать ее только для совершенствования структуры и отдельных элементов техники лыжных ходов.

     Тренировки на снегу на летне-осеннем этапе подготовительного периода высоко в горах (на высоте 2,5-3 тыс.м) стали привлекать к себе тренеров и спортсменов после 1969 г. На глетчере Дахштейн в Австрии были проведены первые международные соревнования с участием более двухсот спортсменов. Однако использование таких условий подготовки доступно лишь для малого числа ведущих спортсменов и имеет определенные трудности: малое количество удобных для занятий мест, далекое расположение, значительные материальные затраты.

     Использование среднегорья - это одно из путей повышения тренированности лыжников-гонщиков на всех этапах годичного цикла. Проблема тренировки в среднегорье достаточно хорошо изучена отечественными специалистами (Ландышев В.В., 1993; Макушев С.В., 1993 и др.).

     Характерным для современной подготовки лыжников-гонщиков является широкое использование специальных скоростно-силовых упражнений, а также ряда нетрадиционных средств (тренажеров, приспособлений, устройств), позволяющих по-новому решать задачу повышения спортивно-технического мастерства и развития специальных физических качеств спортсмена.

     В своих исследованиях О.Г. Иванов и К.Е. Каппель (1984) утверждают, что применение тренажерных средств на летне-осеннем этапе подготовительного периода дает положительный эффект, позволяя создавать необходимые для повышения специальной работоспособности режимы выполнения физических упражнений. Эти режимы трудно обеспечить в естественных условиях, однако благодаря им полностью реализуется принцип сопряженного воздействия при совершенствовании специальной физической подготовленности.

     1.3. Система подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в бесснежное время года

     Современный уровень спортивных достижений в лыжных гонках характеризуется значительным ростом соревновательных скоростей и технических показателей. Это связано как с качественным скачком в материально-техническом обеспечении учебно-тренировочного процесса, так и с совершенствованием методики подготовки лыжников.

     Качественный скачок произошел в росте спортивных показателей лыжников-гонщиков и в результате применения более эффективных скоростных способов передвижения - коньковых лыжных ходов, позволяющих при определенных условиях (состоянии лыжни, температуре воздуха, смазке лыж, высоком уровне специальной физической, технической подготовленности и т.д.) добиваться существенного преимущества в достижении скорости передвижения перед традиционными, классическими способами - попеременными и одновременными ( Лопухов Н.П., Макаров А.А., 1992).

     Современная система тренировки лыжников-гонщиков предполагает широкое применение средств как общей, так и специальной физической подготовки. Усвоение двигательных навыков, развитие физических качеств и функциональных возможностей организма спортсмена на всех этапах спортивного совершенствования осуществляются путем выполнения основных (способы передвижения на лыжах) и специально-подготовительных упражнений.

     Для развития основных качеств лыжника-гонщика необходимо комплексное использование средств специальной подготовки на весенне-осеннем этапе годичного цикла тренировки, а объем этих средств должен составлять до 70% тренировочной нагрузки ( Мартынов B.C., 1992 и др.).

     В годичном цикле подготовки бесснежный период длится с апреля по ноябрь и на всем его протяжении закладывается основной фундамент подготовленности лыжника. Особое значение приобретает использование специальных средств подготовки, соотношение объемов которых является одним из главных вопросов теории и практики лыжного спорта.

     Применение средств общей физической (ОФП) и специальной (СФП) подготовки обязательно в каждом периоде тренировки, причем изменение и чередование этих средств должно отражать задачи тренировки и уровень подготовленности лыжника-гонщика. Наибольший удельный вес общая физическая подготовка, по мнению И.Г. Огольцова (1971), должна иметь в подготовительном периоде, особенно на весенне-летнем этапе. По данным автора целесообразно следующее соотношение средств общей и специальной физической подготовки у квалифицированных лыжников: на весенне-летнем этапе - 70-76% ОФП и 24-30% СФП, на осеннем - 50-60% ОФП и 40-50% СФП от общего времени тренировки.

     Использование специальных упражнений зависит также от одновременного или последовательного (поэтапного) пути развития общей и специальной выносливости. Сторонники одновременного совершенствования общей и специальной выносливости считают необходимым сочетать их развитие на всех этапах годичного цикла тренировки. Одновременное использование различных по характеру нагрузок с последовательным изменением их преимущественной направленности, считает В.И. Михалев (1983 и др.) совершенствует различные физиологические функции в таком соотношении, какое характерно для соревновательной деятельности лыжника-гонщика.

     Сторонники поэтапного подхода полагают, что целесообразно в начале повышать уровень общей выносливости, а затем переходить к развитию специальной выносливости.

     Н.И. Семенов (1982) показал, что методика поэтапного развития общей и специальной выносливости более эффективна по сравнению с методикой одновременного их развития на этапах годичного тренировочного цикла. При подготовке лыжников-гонщиков старших разрядов автор рекомендует следующую очередность развития общей и специальной выносливости на весенне-осеннем этапе подготовительного периода: 1 этап (вторая половина мая - август) - развитие общей выносливости; 2 этап (сентябрь, октябрь) -преимущественное развитие специальной выносливости. При этом оптимальное соотношение специфических и неспецифических средств тренировки составило на первом этапе соответственно 1:2 и 1:1 - на втором.

     В.Д. Евстратов с соавт. (1975), исследуя специальную работоспособность лыжников-гонщиков при различном сочетании средств подготовки, пришли к выводу, что специальная подготовленность повышается существеннее при большем объеме имитационных упражнений с лыжными палками и передвижениях на лыжероллерах. Они приводят следующие объемы нагрузки, выполненные лыжниками-гонщиками (юниорами) в подготовительном периоде тренировки: 1504 км - общий объем циклической работы, из которого 974 км - бег, 180 км - имитация лыжных ходов с палками и 350 км -передвижение на лыжероллерах.

     По данным А.Д. Захарова (1979), объем специальной физической подготовки на весенне-осеннем этапе тренировки должен составлять 2700 км (включая бег), из них 1000 км передвижение на лыжероллерах.

     И.Т. Яковлев (1984), исследуя применение специальных средств в бесснежное время года, установил, что большой объем нагрузки, выполненный при передвижении на лыжероллерах и лыжах по искусственной лыжне способствует повышению функциональных возможностей организма спортсмена и более тесной координации функций.

     Рациональное соотношение средств общей и специальной физической подготовки в подготовительном периоде, по мнению В.П. Филина с соавт. (1978), позволяет повысить и стабилизировать спортивно-технические результаты лыжников-гонщиков. Ими предлагается следующее распределение средств в бесснежное время года: май - 15%, июнь - 20%, июль и август - по 35%, сентябрь - 60% и октябрь - 70%.

     Обобщая материал по методике целенаправленного применения специальных упражнений, В.В. Ермаков с соавт. (1985) отмечают, что различная направленность занятий не одинаково влияет на уровень становления и совершенствования спортивно-технического мастерства в бесснежное время года. Различная направленность и объем специальной подготовки позволяют решать задачи не только по поддержанию на определенном уровне специальных двигательных навыков и повышать уровень функциональных возможностей, но и за счет изменения характеристик движения расширять диапазон приспособительных возможностей к сбивающим воздействиям внешней среды и на этой основе повышать надежность технического мастерства. Объем специальной работы должен достигать 60% и более от общего объема нагрузки, причем специализированность должна возрастать постепенно на протяжении всего подготовительного периода тренировки.

     В.Д. Евстратов с соавт. (1988) отводят на специализированную тренировку в бесснежный период 70-75% времени, при этом возрастает роль лыжероллерной подготовки, на которую приходится 60-65% общего объема циклической работы.

            А.А. Грушин с соавт. (1981) считают что для развития важнейшей для лыжника-гонщика кардиораспираторной системы более эффективен бег с имитацией лыжных ходов с палками и в меньшей мере передвижение на лыжах и лыжероллерах. Однако при развитии анаэробной производительности на околосоревновательных скоростях все средства равноценны.

     B.C. Мартынов (1992) установил корреляционную зависимость между ростом спортивных результатов мужской сборной команды России по лыжным гонкам и увеличением объема выполненной специальной работы. Высокая корреляционная зависимость обнаружена им также между передвижением на лыжах во второй и третьей зонах интенсивности (ЧСС - 140-180 уд/мин) и передвижением на лыжероллерах в третьей зоне интенсивности (ЧСС - 160-180 уд/мин), слабая - с показателями, характеризующими общефизическую подготовленность, в частности с результатами в беге. У ведущих гонщиков лыжероллерная подготовка составляет 50-70% от общего объема циклической нагрузки.

     П.М. Виролайнен (1982) экспериментально обосновал эффективность применения лыжниками-гонщиками имитационных упражнений в ходе преодоления подъемов в подготовительном периоде тренировки. На основании исследования предлагается алгоритм обучения технике попеременного двухшажного хода, который включает в себя следующие виды основных специальных упражнений: специализированная ходьба, шаговая имитация, стелющаяся имитация, беговая имитация, прыжковая имитация, передвижение на лыжероллерах. Применение указанных специальных упражнений в определенном чередовании, сочетании и дозировке позволяет успешно решать вопросы развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и повышения функциональных возможностей организма лыжников-гонщиков.

     При совершенствовании технической подготовленности в бесснежный период тренировки большинство авторов отдает предпочтение передвижению на лыжероллерах, как наиболее близкому к основному упражнению лыжника-гонщика по кинематическим, динамическим параметрам и функциональному воздействию на организм спортсмена (33, 34).

     Из многообразия существующих методов тренировки лыжников-гонщиков наибольшее применение в практике нашли такие, как равномерный, переменный, интервальный, повторный, контрольный и соревновательный.

     Однако большее предпочтение при развитии уровня специальной физической подготовленности отдается непрерывным методам тренировки, что продиктовано соревновательной деятельностью лыжников-гонщиков, развитием тех функций и качеств, которые обеспечивают ее эффективность. Необходимость предельного развития аэробных возможностей организма, за счет которых в большей степени идет энергообеспечение в лыжных гонках, является основным положением для предпочтения достаточно длительной, непрерывной работы со средними и околосоревновательными скоростями (Кобзева Л.Ф., 1988 и др.).

     Следует также отметить, что в настоящее время в связи с увеличением количества специальной работы в подготовке квалифицированных спортсменов на весенне-осеннем этапе в тренировки включается передвижение на лыжах по снегу, которые проводятся на высокогорных плато и в северных районах страны. Однако отсутствие лыжных баз в соответствующих местах делает недоступными такие тренировки даже для спортсменов высокого класса. При невозможности проведения учебно-тренировочных занятий на снегу в весенне-летний период эти мезоциклы можно заменить лыжероллерной подготовкой.  
 

ГЛАВА 2.    ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1. Цель и задачи исследования

     Цель исследования: выявить эффективность специальной подготовки  лыжников-гонщиков в бесснежном периоде на основе  применения лыжероллеров в передвижении классическими и коньковыми ходами.

    Задачи исследования:

     1.Провести анализ литературных источников по данной проблеме.

     2. Выявить оптимальное соотношение и рациональное чередование средств лыжероллерной подготовки в тренировочном процессе лыжников-гонщиков в бесснежном периоде.

     3.Определить информативные тесты для оценки специальной подготовленности квалифицированных лыжников-гонщиков. 

2.2. Методы исследования

     Для решения задач  использовались следующие методы:

     1.Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

     2.Тестирование специальной подготовленности;

     3.Педагогический эксперимент;

Информация о работе Лыжные трассы