Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:04, реферат
По данным Министерства статистики Республике Беларусь в образовательных учреждениях в 1 классе 30% детей, которые имеют хронические заболевания, в 5 классе - 50%, в 9 классе - 64%. В целом, лишь у 7% школьников наблюдается удовлетворительное функциональное состояние организма. С 1 до 9 класса частота снижения остроты зрения растет в 1,5 раза; частота несоблюдения осанки - в 1,5 раза; распространенность болезней опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения - в 1,4 раза; распространенность болезней эндокринной системы - в 2,6 раза. По данным Министерства образования 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………5
1.1 Понятие оздоровительной физической физкультуры………………..5
1.2 Законодательное и нормативно-правовое обеспечение оздоровительной физической культуры……………………………………………………………9
1.3 Виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий…13
Глава 2. Методика проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательной школе…………………………………19
Глава 3. Организация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательной школе………………………………………………24
Заключение…..…………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………….30
Различают традиционные народные оздоровительные системы, такие как аюрведа, йога и современные научно обоснованные системы: фитнес, велнес, шейпинг, аэробика. Так же выделяют народные, которые складывались тысячелетиями, и авторские методики оздоровления. Ещё выделяют комплексные методики оздоровления и простые, которые затрагивают только одну сторону оздоровления. Существуют так же инновационные, разработанные на научной основе и оригинальные, разработанные по самостоятельно. Например, оздоровление по Иванову.
Основной идеей сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний является оздоровительная программа, которая рассчитана для каждой категории населения отдельно: дети, молодежь, взрослые и пожилые люди или индивидуально для конкретного человека, которая включает семь главных технологических путей:
2. Физическая активность и физическая тренировка, которая включает в себя все возможные технологии массового спорта и оздоровительной физической культуры;
3. Очищение. Имеется в виду выведение ненужных метаболитов, шлаков из организма;
4. Здоровая среда жизнедеятельности;
5. Рекреация (отдых, развлечение, восстановление);
6. Режим труда и отдыха;
6. Психическое оздоровление[1].
Факторы природы и физические упражнения, постоянно используются человеком для целей оздоровления. Человеческий организм так устроен, что когда на него влияют физическая нагрузка либо причины окружающей среды, то все это приводит его к переходу на более здоровый уровень деятельности. Человек просто не может жить без двигательной нагрузки. Очень большие и вредные нагрузки приводят к болезни и гибели, а оптимальные – к оздоровлению и к продлению жизни.
Почти все эксперты считают, что необходимо сохранять и восстанавливать лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжать искать новые высокоэффективные физкультурно-оздоровительные и спортивные технологии, которые направлены на наибольшее вовлечение всего населения в активные занятия физической культурой и спортом. На сегодняшний момент все это поддерживается государством.
1.2 Законодательное и нормативно-правовое обеспечение оздоровительной физической культуры
Государственная политика в области ОФК и массового спорта направлена повышения творческого долголетия, на укрепление здоровья нации, продления жизни каждого подданого страны.
Вопросы развития ОФК в настоящее время наблюдаются в прямой связи с решением задач изменения экономики, культуры и воспитания подрастающего поколения.
Важнейших событием для физкультурного движения было принятие Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». Закон был введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 18 июня 1993 г.
В Постановлении отмечалось, что физическая культура и спорт в Республике Беларусь есть как не что иное как часть национальной культуры и истории белорусского народа, которая содействует гармоничному развитию личности, достижению высокого уровня работоспособности и активного долголетия, установлению здорового образа жизни.
Закон указывает на социальные, правовые и экономические положения развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, регулируют участие государства, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц в укреплении здоровья людей методами физической культуры и спорта[3].
Закон направлен на:
— организацию занятий физической культурой и спортом в системе воспитания и образования;
— использование средств физической культуры и спорта в интересах личности и общества; приоритетное развитие физического воспитания населения и, в первую очередь, детей и учащейся молодежи;
— обеспечение гарантий социальной и правовой защищенности граждан, занятых в области физической культуры и спорта.
— обеспечение раздельного финансирования и экономического стимулирования деятельности в области физической культуры и спорта;
Закон состоит из шести разделов, в которых размещены 26 статей.
Раздел 1 Права граждан в области физической культуры и спорта. Он включает в себя четыре статьи, в которых определены права на занятия физической культурой и спортом (ст. 1), на образование физкультурных объединений, спортивных клубов, ассоциаций (ст. 2), на профессиональную спортивную деятельность (ст.З), на коммерческую, предпринимательскую деятельность и рекламу (ст. 4).
Раздел 2 Управление физической культурой и спортом. Он состоит из пяти статей, в которых указано содержание работы органов государственного управления (ст. 5), участия организаций здравоохранения в развитии физической культуры и спорта (ст. 6), обеспечение санитарного и эпидемического благополучия и радиационной безопасности (ст. 7), соблюдение правил безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом (ст. 8), пропаганда физической культуры и спорта (ст. 9).
Раздел 3. Система физического воспитания населения. В этом разделе изложены основные положения организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста(ст. 10), учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений (ст. 11), студентов (ст. 12), по месту работы, жительства и отдыха населения (ст. 13), физической подготовки военнослужащих и личного состава правоохранительных органов (ст. 14), физической культуры и спорта для инвалидов (ст. 15).
Раздел 4. Олимпийское движение, международные спортивные связи Республики Беларусь, спорт высших достижений, в нем регламентированы работа Национального Олимпийского комитета Республики Беларусь (ст. 16), международные связи (ст. 17), спорт высших достижений (ст. 18), подготовка спортивного резерва (ст. 19).
Раздел 5. Образование, кадры, наука. В этом разделе определены основные положения: организации физкультурного образования (ст. 20), занятий педагогической деятельностью по физической культуре и спорту (ст. 21), повышения и переподготовки специалистов (ст. 22), организации научных исследований (ст. 23).
Раздел 6. Материальная база и финансирование физической культуры и спорта. В этом разделе освещены правовые вопросы функционирования материальной базы (ст. 24), ее развития (ст. 25), финансирования физического воспитания, порядка и размеров налогообложения прибыли (доходов) предприятий физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (ст. 26).
В той или иной степени 22 статьи Закона направлены на развитие и совершенствование вопросов, связанных с ОФК.
Закон направлен на развитие и расширение физкультурно-спортивной базы, расширению подготовки физкультурных кадров, увеличение производства спортивного инвентаря и спортивной формы.
Закон не допускает перепрофилирования физкультурно-спортивных объектов.
Руководителям предприятий, организаций и учреждений, предложено решать вопросы оздоровления работающих.
Важнейшим для развития оздоровительной физической культуры и спортивно-массовой работы стало отдельное финансирования —. раздельно для спорта высших достижений, отдельно для массовых мероприятий физической культуры и спорта, а также льготного налогообложения прибыли предприятий, работающих на отрасль «Физическая культура и спорт».
Одним из важных основополагающих документов для развития оздоровительной физической культуры и спортивно-массовой работы и туризма в республике Беларусь стала Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма.
Государственной программой развития физической культуры, спорта и туризма определен ряд задач о повышении продуктивности физического воспитания учащихся и студентов, дошкольников, и определены мероприятия по выполнению программы.
Министерство спорта совместно с Министерством образования и с другими заинтересованными структурами проделывают огромную работу по реализации этих мероприятий и решению задач Государственной программы. В процессе этой работы совершенствуется правовая и нормативная база:
— разработаны и утверждены приказом Министерства образования типовые перечни спортивного инвентаря и оборудования для детских дошкольных учреждений, школ, ПТУ, средне-специальный учебных заведений, лицеев, гимназий;
—проработаны, дополнены и внедрены в практику программы но физической культуре для учащихся I-V, V-XI классов;
— разработаны государственные нормативы уровня физической подготовленности учащихся и студентов.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 1998 г. № 1574 «О мерах повышения эффективности физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов» Министерством образования разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по физической культуре, а так же совместно с Министерством спорта — Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс, Программа молодежного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси».
Они являются нормативной основой и программной по созданию в Республике Беларусь общественно управляемого процесса физкультурно-массового оздоровительного движения учащихся, молодежи и направлены на повышение результативности физкультурно-массовой работы в учебных заведениях.
В стане принят Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс, который вместе с программами устанавливает ступень индивидуальной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся и студентов в возрасте от 7 до 21 года, согласно принятым ступеням: I ступень (7-10 лет) «Олимпийские надежды», II ступень (11-15 лет) «Спортивная смена», III ступень (16-17 лет) «Физическое совершенство», IV ступень (18-21 год) «Здоровье, сила, красота» [3].
Программа молодежного физкультурно-
В последние годы произошли
качественные изменения в структуре
управ-ления и организации
Физическая культура призвана расширять возможности приобщения каждого желающего к занятиям ОФК и МС, сделать доступными физкультурно-оздоровительные занятия по месту учебы и работы для всех возрастных категорий населения республики независимо от их подготовленности и способностей.
В Кодексе Республики Беларусь об образовании (пункт 1, статья 32) говорится, что учащиеся учреждений общего среднего образования обязаны заботиться о своем здоровье, стремиться к духовному, нравственному и физическому развитию, самосовершенствованию. Для этих целей организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые являются частью образовательного процесса (пункт 4, статья 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Эти мероприятия призваны решать задачи:
–включение школьников в постоянные занятия физической культурой и спортом;
–создание условий для оздоровления учащихся средствами физической культуры и спорта;
–тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, специализированными учебно-спортивными учреждениями по формированию здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта
–выбор перспективных и талантливых в разных видах спорта учащихся и передача их в специализированные учебно-спортивные учреждения.
Учреждения общего среднего образования должны обеспечивать охрану здоровья обучающихся, которая, помимо оказания медицинской помощи, включает в себя организацию оздоровления, создание условий для занятий физической культурой и спортом пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, [6].
Программы и планы воспитательной работы учреждения образования предусматривают мероприятия по осуществление основных направлений воспитания обучающихся, в том числе и осознание значимости здоровья как ценности, воспитание культуры здорового образа жизни, физическое самосовершенствование.
Из всего выше сказанного стоит отметить, что нормативно-правовая база по организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий предъявляет высокие требования к их организации и периодичности проведения.
1.3 Виды физкультурно-массовых оздоровительных мероприятий
К наиболее результативным формам спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности относятся физкультурные праздники соревнования, туристические походы, конкурсы, игры на местности путешествия, слёты. Наиболее традиционными являются:
1 Осенний или весенний лёгкоатлетический кросс;
Информация о работе Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в общеобразова-тельной школе