Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:04, реферат
По данным Министерства статистики Республике Беларусь в образовательных учреждениях в 1 классе 30% детей, которые имеют хронические заболевания, в 5 классе - 50%, в 9 классе - 64%. В целом, лишь у 7% школьников наблюдается удовлетворительное функциональное состояние организма. С 1 до 9 класса частота снижения остроты зрения растет в 1,5 раза; частота несоблюдения осанки - в 1,5 раза; распространенность болезней опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения - в 1,4 раза; распространенность болезней эндокринной системы - в 2,6 раза. По данным Министерства образования 10% выпускников школ могут быть отнесены к категории здоровых.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературы………………………………………………5
1.1 Понятие оздоровительной физической физкультуры………………..5
1.2 Законодательное и нормативно-правовое обеспечение оздоровительной физической культуры……………………………………………………………9
1.3 Виды массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий…13
Глава 2. Методика проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательной школе…………………………………19
Глава 3. Организация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательной школе………………………………………………24
Заключение…..…………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………….30
2 Весёлые старты;
3 Лыжные состязания «Снежный снайпер»;
4 Соревнования по волейболу и футболу, легкой атлетике;
5 Дни здоровья (проведение спортландий, спортивных праздников);
6 Туристическая полоса.
При проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий следует учитывать возрастные и психологические особенности учащихся. Согласно положения о круглогодичной внутришкольной спартакиаде учащиеся школы делятся на три подгруппы:
I - группа (1-4кл.)- включает физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия такие как весенний кросс, лёгкая атлетика, соревнования по уровню физической подготовки, подвижные игры и Дни здоровья, спортландии, лыжные гонки.
II – группа (5-7кл.) включает следующие мероприятия - осенний кросс, 4х-борье, СУФП, спортландии, спортивные и подвижные игры, шахматы, лёгкую атлетику, настольный теннис, лыжные гонки, Дни здоровья.
III – группа (8-11кл.) включает: СУФП, осенний кросс, лёгкую атлетику, футбол, мини-футбол, настольный теннис, спортивные игры, шахматы, комплекс «Защитник Отечества», 4х-борье, Дни здоровья, лыжные гонки.
Дни здоровья и спорта должны иметь оздоровительный характер, повышать двигательный режима учеников. При этом решаются следующие задачами:
–привлечение детей к постоянным занятиям физической культурой и спортом[5];
––прививать интерес к полезным привычкам: гигиеническим, двигательным и т.д.;
использование возможности каждого учебного предмета в создавать навыков здорового образа жизни;
–включать в занятия спортом большее количество учащихся и их родителей, педагогов;
–давать знания детям о здоровье человека, культуре безопасности, гигиене тела;
В программу дня здоровья и спорта включаются:
1) соревнования по программе «Старты надежд»;
2) подвижные и спортивные игры;
3) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы;
4) соревнования на лучшего бегуна короткие и средние дистанции, прыгуна, метателя;
5) показательные спортивные выступления
6). игры на местности, туристические походы;
Дни здоровья и спорта проводятся один раз в месяц. Удобнее всего проводить спортивные мероприятия во второй половина дня в субботу или воскресенье. Ученики принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий. Школьный коллектив физической культуры назначает помощь учителю физической культуры: физоргов, инструкторов и судей по спорту, членов совета коллектива физической культуры, комиссию по массовой физической культуре и комиссию по спортивным мероприятиям. В этом участвуют все учителя школы. Учителю физической культуры следует правильно скоординировать всю работу в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.
День здоровья и спорта проводятся для всех классов одновременно или от-дельно для 1-4, 5-8, 9-11 классов. Продолжительность не должна превышать для учащихся начальных классов 3 часа, средних классов — 4 часа, старших классов — 4-5 часов.
Для участия в этих мероприятиях привлекаются всех учащихся школы, имеющих разрешение врача. Учащиеся имеющие СМГ они могут использоваться в организационным моментах мероприятия.
Время и место проведения дней здоровья и спорта определяется в каждой школе самостоятельно с учетом погодных условий, состояния спортивной базы, установившихся традиций и других факторов. Чтобы мероприятия проходили результативно, организованно и интересно необходимо правильно выбрать место проведения, тщательно составить план мероприятия, подготовить судей из числа учащихся и распределить обязанности между ними. Следует также позаботиться о наглядной агитации и призах.
К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во главе с учителем физической культуры. Ему помогают педагог-организатор, совет коллектива физкультуры, классные руководители, ученический комитет, родители. Создается комиссия по подготовке физкультурного актива и хозяйственная комиссия.
Комиссия по подготовке физкультурного актива должна позаботиться о выделении судей, распределить их по бригадам, обеспечить их нарукавными повязками и другими знаками отличия. На хозяйственную комиссию поручается подготовка инвентаря и мест соревнований. Она должна организовать подготовку ям для прыжков, секторов для метаний, беговых дорожек, транспарантов, флагов, лозунгов, пригласительных билетов.
Директор школы, его заместители, учителя физической культуре и медицинский персонал осуществляют общее руководство подготовкой и проведением мероприятий, следят за соблюдением правил техники безопасности. Классные руководители обеспечивают организованное участие своих учащихся в проводимых соревнованиях.
Главным критерием оценки дня здоровья и спорта является массовость, количество учащихся, принявших участие в мероприятиях. Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой, также участвуют в проводимых мероприятиях, оказывают помощь во время соревновнаий.
Дня здоровья отличаются от других форм по следующим критериям:
1 Создаются условия для межпредметной связи.
2 Связывает все формы работы по физическому воспитанию: туризм, соревнования, подготовка по ОФП, утренняя гимнастика., требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей. родителей, шефов.
3 Они проводится на природе всей школой, и требуют решения вопросов организации и безопасности.
4 Мероприятие комплексное и требует организационных усилий большинства учителей-предметников, спонсоров, шефов, родителей.
Праздники физической культуры — это зрелищные массовые мероприятия показательного и развлекательного характера, которые способствуют популяризации физической культуры. Они проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. Их задача — показ успехов школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы.
В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используются вольные упражнения не сложные по содержанию, но выразительные с мячами, обручами и другими предметами. Они выполняются под музыку.
В состязания включают различные эстафеты: перетягивание каната, передачи мяча, прыжки и многое другое. Можно организовать показательные выступления школьников по акробатике, на гимнастических снарядах, художественной гимнастике.
Завершается праздник общими подвижными играми, в которых, кроме учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.
Как разновидность спортивного праздника можно использовать спортивные вечера, которые посвящены историческим датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение команд-победителей спортивных соревнований, лучших спортсменов школы, физкультурного актива школы. В качестве гостей на праздник приглашаются чемпионы, рекордсмены страны (республики), Олимпийских игр, ветераны спорта.
План проведения спортивного праздника:
1 Построение по классам (командам), торжественная линейка, исполнение гимна, подъем флага.
2 Парадный марш участников праздника.
3 Приветствие почетных гостей, директора школы.
4 Гимнастические выступления.
5 Эстафеты, спортивные соревнования.
6 Игры, спортивные и физкультурные развлечения.
Праздники имеют оздоровительное значение при условии что они насыщены мероприятиями, в которых могут принять активное участие все зрители: простейшие подвижные игры, конкурс на лучшее выполнение упражнений, физкультурные паузы. В программу праздника не рекомендуется включение массовых соревнований школьников, требующие большого количества времени.
Школьные праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч.
Соревнования «Веселые старты» помогает широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, метание, прыжки), способствуют активному отдыху учеников. Они проводятся на протяжении всего учебного года и проводятся между командами одного класса или командами классов, например, три-четыре команды одного класса соревнуются с таким же количеством команд другого, параллельного класса, между учениками 1-2, 3-4 классов. Могут соревноваться сборные команды 2-3 школ, которые расположенных недалеко друг от друга.
Эти соревнования могут, включатся в школьную спартакиаду, а так же в содержание праздника на начало и окончание учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Очень важно, чтобы школьники, принимающие участие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали и соблюдали правила подвижных игр, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств.
Подготовка школьников происходит на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках и секциях. Руководит соревнованиями школьный коллектив физической культуры. При этом действуют общие правила проведения школьных спортивных соревнований.
Спортивные соревнования «Старты надежд» проводятся под девизом: «Лучший спортсмен», «Чемпион школы», «Команда-чемпион» (в возрастной группе). Они организуются с целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к постоянным и результативным занятиям спортом.
Соревнования «Старты надежд» ставят перед собой задачу выявления чемпиона — спортивной личности ученика (команды учеников) и выделения как пример спортивно развитой здоровой личности[5].
Соревнования предполагают выполнение упражнений, входящих в школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся. Программу таких соревнований определяет физкультурно-спортивный актив класса, школы.
В соревнованиях принимают участие школьники, прошедшие медосмотр и допущенные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и су-действу.
Общешкольные спортивные соревнования решают следующие задачи:
– обеспечить возможность выполнения ими норм спортивной классифика-ции;
– содействовать улучшению физической подготовленности школьников;
– выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников;
– честно оценить качество спортивной работы в школе;
– содействовать пропаганде физической культуры.
Проводятся соревнования на первенство школы, по упражнениям общей физической подготовки, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, заинтересовывают учащихся на дальнейшее физическое совершенствование.
В 2012/2013 учебном году в учреждениях общего среднего образования рекомендуется проведение таких физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися как:
1) участие на первом этапе в республиканских спортивных соревнованиях «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», летнее и зимнее многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста, летнее и зимнее многоборья «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
2) соревнования по выполнению требований Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси», «Защитник Отечества»;
3) физкультурные минутки, физические упражнения и игры в перерывах между уроками, физкультурные занятия во время спортивного часа в группах продленного дня;
4) физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка», «Хрустальный конек», ежемесячные Дни здоровья (каждую вторую субботу месяца);
5) участие в республиканских акциях «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», республиканском физкультурном конкурсе «Алiмпiёнiк»;
6) организация и проведение занятий (в том числе и для учащихся I–IV классов) в секциях, группах и кружках по видам спорта;
7) соревнования по видам спорта круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования
8) подготовка и участие сборных команд учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях.
При организации и проведении круглогодичной школьной спартакиады обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:
–легкая атлетика;
–футбол, баскетбол, волейбол;
–гандбол («Стремительный мяч»);
–летнее и зимнее многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
–летнее и зимнее многоборья «Здоровье»;
–соревнования по видам испытаний на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
–соревнования по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер»
–детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
Информация о работе Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в общеобразова-тельной школе