Методические принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат

Описание работы

Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

Файлы: 1 файл

реферат по-физре.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

2.3. Соревновательный метод

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу  широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации  и стимулирования деятельности в  самых различных сферах жизни. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод  в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой  форме. В первом случае речь идет о  нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации  при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во-вторых - об относительно самостоятельной  форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная определяющая черта  соревновательного метода - сопоставление  сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого  метода.

Фактор соперничества  в процессе состязаний, а также  условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных  при многоступенчатых соревнованиях-первенствах  и т.д.) создают особый эмоциональный  и физиологический «фон», который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем  в игре, выражены моменты психической  напряженности. Здесь постоянно  действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные  состязания характеризуются наряду с этими отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности  перед целым коллективом за достижение соревновательной цели - победы.

Соревновательный метод  характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для  сравнения и если не упорядочен сам  процесс сопоставления. В отдельных  случаях унификация может иметь  силу лишь в пределах данного коллектива (группы, класса и т.п.). Но она всегда так или иначе присутствует при  использовании соревновательного  метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые  во многих случаях приобрели уже  значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод  предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования  нагрузки и непосредственного руководства  деятельностью занимающихся. Можно  сказать, что в данном отношении  он занимает как бы промежуточное  положение между игровым методом  и методами строго регламентированного  упражнения. (Если соревнуются в  играх, то соревновательный и игровой  методы, естественно, совпадают).

Соревновательный метод  применяется при решении разнообразных  педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков  и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими методами физического  воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем  способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного  метода и в воспитании морально-волевых  качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, настойчивости, способности  преодолевать трудности, самообладания, самоотверженности и др. необходимо, однако. Помнить, что фактор соперничества  и связанные с ним отношения  могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных  черт характера (эгоизма, чрезмерного  честолюбия, тщеславия и т.п.). поэтому  соревновательный метод оправдывает  свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

2.4. Использование словесных  и сенсорных методов

Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений), как известно, составляют основу общепедагогических методов  обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического  воспитания.

Практически все основные стороны деятельности пелагога в  процессе физического воспитания связаны  с использованием слова: посредством  слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя  задания, формируют отношение к  ним, руководят их выполнением, анализируют  и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции  действий воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы - дидактический рассказ, беседа, обсуждение и т.д. - приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в немалой степени  способствует специальная гимнастическая и спортивная терминология. Непосредственно  в процесс занятий физическими  упражнениями включаются преимущественно  те словесные методы, которые позволяют  сохранять высокую моторную плотность  занятий и органически связывать  слово с движением. К ним относятся, в частности:

Инструктирование - точное, емкое  словесное объяснение задания, техники  изучаемых действий или тренировочных  упражнений, правил их выполнения и  т.д. Это один из основных методов, применяемых  на различных этапах физического  воспитания.

Сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных  пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью  направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

Указания и команды - специфические  формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным  наклонением. Они принадлежат к  числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью  предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.

Словесные оценки - общепринятые или специальные категории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным значением - быть мерой достигнутых успехов - они  могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия занимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем самым  сообщает, согласуются ли они с  намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения - устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или  по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления  о полученном задании либо о выполненном  упражнении. Для преподавателя это  один из основных источников информации об эффективности педагогического  процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как  способ организации и углубления восприятий, представлений и понятий, складывающихся в процессе физического  воспитания, а также как один из способов самооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы  и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто  заключается в описании с помощью  внутренней речи общей картины предстоящих  двигательных действий либо отдельных  сторон их. Метод самоприказов также  основан на использовании связей между словом и движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про  себя отдельных фраз и слов-приказов) непосредственно включена в процесс  выполнения двигательных действий как  фактор самоуправления этим процессом.

Сенсорные методы основаны на наглядности. Наглядность в физическом воспитании понимается широко: как  опора на свидетельства всех органов  чувств, благодаря которым достигается  контакт с действительностью (использование  зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность в таком  широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т.д. эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы.

Методы натуральной и  опосредованной демонстрации. К ним  относится прежде всего методически  организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе).

Демонстрация наглядных  пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условий их выполнения. Это самые  давние традиционные виды опосредованной демонстрации.

Предметно-модельная и  макетная демонстрация - демонстрация, например, элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей  человеческого тела или металлических  моделей системы «тело гимнаста - снаряд».

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит  в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и  в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа  отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация, т.е. воссоздание отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры. Так, например, для формирования представлений  о необходимой частоте движений ее воссоздают с помощью метронома  и акустической аппаратуры (акустическая демонстрация) или посредством световых электросигналов (светосигнальная  демонстрация).

Методы направленного  «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного  аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место  в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Чтобы содействовать этому, прибегают к методам «прочувствования»  движений с практической апробацией их в специально созданных условиях.

Методы ориентирования. Это  введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей  на подвесках, флажков, мишеней, щитов  с разметкой, разграничительных  линий в зале и т.д.), которые  указывают направление, амплитуду  и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они  делают более предметными внешние  проявления усилий.

Методы лидирования и  текущего сенсорного программирования. Это относительно новая группа методов  начала развиваться ускоренными  темпами в связи с прогрессом электроники и техники изготовления автоматических устройств, которые  могут применяться в физическом воспитании.

Есть все основания  считать, что по мере дальнейшего  внедрения в физическое воспитание идей кибернетики, бионики, теории информации в их творческом педагогическом преломлении, равно как и современных научно-технических  достижений, произойдет качественный скачок во многих разделах методики физического  воспитания.

3.Основы обучения движениям  

 

Обучение движениям представляет собой системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем  необходимого в жизни объема двигательных умений, навыков и связанных с  ними знаний. Образовательная сторона  физического  воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.

Двигательное умение - это  степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся  нестабильности движения (действия).

Двигательный навык - это  степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью                                                                

В процессе многократного  повторения разучиваемого двигательного  действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят  в навык. Прочный двигательный навык  сохраняется в течение многих лет.

Процесс обучения двигательному  действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники  двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной  форме. Задачи:

·     создать общее представление:

·     научить элементарной технике этого действия:

·     сформировать общий ритм:

·     предупредить грубые искажения техники. 

Второй этап - углубленное  детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Задачи:

·     понять закономерности движений:

·     уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого:

·     усовершенствовать ритм движений:

·     создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в  разнообразных условиях его применения. Задачи:

·     закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата:

·     избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии:

·     совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность:

·     ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики).

Информация о работе Методические принципы физического воспитания