Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат
Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
2.3. Соревновательный метод
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во-вторых - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества
в процессе состязаний, а также
условия их организации и проведения
(официальное определение
Во время состязаний, особенно
значимых в личном и общественном
отношениях, в большей мере, чем
в игре, выражены моменты психической
напряженности. Здесь постоянно
действует фактор противодействия,
противоборства, столкновения противоположно
направленных интересов. Командные
состязания характеризуются наряду
с этими отношениями
Соревновательный метод
характеризуется также
Соревновательный метод
применяется при решении
2.4. Использование словесных и сенсорных методов
Слово и организованная «чувственная информация» (направленная демонстрация реальных явлений или их образных отображений), как известно, составляют основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания.
Практически все основные стороны деятельности пелагога в процессе физического воспитания связаны с использованием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставя задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих многообразных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.
Общепедагогические методы
- дидактический рассказ, беседа, обсуждение
и т.д. - приобретают в физическом
воспитании, как правило, более лаконичную
форму, чему в немалой степени
способствует специальная гимнастическая
и спортивная терминология. Непосредственно
в процесс занятий физическими
упражнениями включаются преимущественно
те словесные методы, которые позволяют
сохранять высокую моторную плотность
занятий и органически
Инструктирование - точное, емкое словесное объяснение задания, техники изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т.д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.
Сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию наглядных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу выполнения упражнений занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.
Указания и команды - специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелительным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, постановки и уточнения заданий.
Словесные оценки - общепринятые
или специальные категории
Словесные отчеты и взаиморазъяснения - устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это один из основных источников информации об эффективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубления восприятий, представлений и понятий, складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из способов самооценки и самоконтроля.
«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней речи методы самообучения и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных сторон их. Метод самоприказов также основан на использовании связей между словом и движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про себя отдельных фраз и слов-приказов) непосредственно включена в процесс выполнения двигательных действий как фактор самоуправления этим процессом.
Сенсорные методы основаны на
наглядности. Наглядность в физическом
воспитании понимается широко: как
опора на свидетельства всех органов
чувств, благодаря которым достигается
контакт с действительностью (использование
зрительных, двигательных, зрительно-двигательных
и других ощущений и восприятий).
Обеспечивая наглядность в
Методы натуральной и опосредованной демонстрации. К ним относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе).
Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условий их выполнения. Это самые давние традиционные виды опосредованной демонстрации.
Предметно-модельная и макетная демонстрация - демонстрация, например, элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или металлических моделей системы «тело гимнаста - снаряд».
Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа отдельные фазы.
Избирательно-сенсорная
Методы направленного
«прочувствования» движений. Хорошо
известно, что чрезвычайно важную
роль в управлении движениями играют
проприорецепторы самого двигательного
аппарата. Мышечные ощущения, поначалу
мало определенные, уточняются в процессе
освоения двигательных действий и занимают,
в конечном счете, ведущее место
в общем комплексе ощущений, составляющих
сенсомоторную основу двигательных
навыков. Чтобы содействовать этому,
прибегают к методам «
Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале и т.д.), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.
Методы лидирования и
текущего сенсорного программирования.
Это относительно новая группа методов
начала развиваться ускоренными
темпами в связи с прогрессом
электроники и техники
Есть все основания
считать, что по мере дальнейшего
внедрения в физическое воспитание
идей кибернетики, бионики, теории информации
в их творческом педагогическом преломлении,
равно как и современных
3.Основы обучения движениям
Обучение движениям
Двигательное умение - это
степень владения техникой действия
при повышенной концентрации внимания
на составные части при
Двигательный навык - это
степень владения техникой действия,
при которой управление движениями
происходит автоматически, и действия
отличаются надежностью
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап - ознакомление,
первоначальное разучивание движений
с целью обучить основам
· создать общее представление:
· научить элементарной технике этого действия:
· сформировать общий ритм:
· предупредить грубые искажения техники.
Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Задачи:
· понять закономерности движений:
· уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого:
· усовершенствовать ритм движений:
· создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения. Задачи:
· закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата:
· избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии:
· совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность:
· ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики).
Информация о работе Методические принципы физического воспитания