Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат
Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
Нужно подчеркнуть, что учитывать
индивидуальные особенности - это не
значит идти на поводу у них. Индивидуальные
свойства, в частности типологические
особенности высшей нервной деятельности,
поддаются направленному
1.4. Принцип систематичности
Суть принципа систематичности раскрывается в ряде положения, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.
Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Заведомо ясно, что регулярные занятие дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос заключается в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса физического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха.
Физическое воспитание мыслится
в целом как непрерывный
Функциональные и структурные
изменения, происходящие в организме
вовремя и в результате занятий
физическими упражнениями, обратимы,
то есть они претерпевают обратное
развитие в случае прекращения занятий.
Достаточно относительно небольшого перерыва,
как начинается угасание возникших
условно-рефлекторных связей, снижение
достигнутого уровня функциональных возможностей
и даже регресс некоторых
Поэтому понятно, что оптимальные
условия для физического
Повторяемость и вариативность. В процессе физического воспитания ярко выражен момент повторяемости: повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях, а также - в определенных чертах - и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Повторения не менее необходимы и для того, чтобы обеспечить долговременные приспособительные перестройки морфо-функционального порядка, на базе которых происходит развитие физических качеств, закрепить достигнутое и создать предпосылки дальнейшего прогресса.
Однако если ограничиваться
лишь повторением (понимая под этим
стереотипное воспроизведение пройденного),
то рано или поздно это приведет
к косности приобретенных навыков
и приостановит развитие физических
способностей. Поэтому повторяемость
- только одна из черт рационального
построения процесса физического воспитания.
Столь же существенное значение имеет
противоположная черта - вариативность,
то есть широкое видоизменение
Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Проблема оптимальной последовательности занятий теснейшим образом связана с проблемой доступности. Ведь, намечая путь следования в процессе физического воспитания, надо исходить прежде всего из возможностей занимающихся и закономерностей их развития, идти от того, что посильно на данном этапе, к тому, что становится доступным на следующем, и т.д.
Доступность, таким образом,
обусловливает
Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т.д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее целесообразный путь, разумеется, не просто.
1.5. Принцип динамичности
(постепенное усиление
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.
Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. Физическое воспитание, как и всякий процесс, находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом - повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.
Переход в процессе физического
воспитания от одних форм двигательной
деятельности к другим, все более
сложным, необходим в первую очередь
для выполнения образовательных
задач: не обновляя упражнения, нельзя,
естественно, приобрести достаточно широкий
круг жизненно важных умений и навыков.
Это необходимо вместе с тем и
как условие дальнейшего
Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.
Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия - в том числе если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, - то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.
Следует подчеркнуть также
значение прочности приобретаемых
навыков и адаптационных
Волнообразные колебания нагрузок - недельной, месячной, годовой - являются как бы фоном, на который накладывается и прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.
2. Методы физического воспитания
Вполне очевидно, что действенность
любого педагогического средства зависит
во многом от метода (способа) его применения.
Специфические методы физического
воспитания неотделимы от физических
упражнений. Но никакое обучение и
воспитание не мыслится без методов,
связанных с применением
2.1. Методы регламентированного упражнения
В методах этого типа - о чем говорит уже их наименование - деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
В твердо предписанной программе движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
В возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;
В создании или использовании внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием и т.д.).
Смысл такой регламентации
заключается в том, чтобы обеспечить
оптимальные условия для
Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов (периодов), последовательно сменяющихся в процессе физического воспитания.
Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревновательным методами.
2.2. Игровой метод
значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей - в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении, и т.д. Однако одна из главнейших функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогическим существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.
«Сюжетная организация». Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих.
Разнообразие способов достижения цели. Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия.
Широкая самостоятельность
действий занимающихся, высокие требования
к их инициативе, находчивости, ловкости.
В силу отмеченных особенностей игровой
метод предоставляет играющим простор
для творческого решения
Моделирование напряженных
межличностных и межгрупповых отношений,
повышенная эмоциональность. В большинстве
игр хотя и условно, но с достаточно
высокой степенью психической напряженности,
воспроизводятся активные межличностные
и межгрупповые отношения, которые
строятся как по типу сотрудничества
(между игроками одной команды), так
и по типу соперничества (между «противниками»
в парных и командных играх), когда
сталкиваются противоположные интересы,
возникают и разрешаются
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольщей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Информация о работе Методические принципы физического воспитания