Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат
Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
4. Воспитание физических качеств.
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.
Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.
Сила. Как физическое качество
сила выражается через совокупность
силовых способностей, которые обеспечивают
меру физического воздействия
Силовые способности проявляются
через силу действия, развиваемую
человеком посредством
Силовые способности определяются
мышечными напряжениями и соответствуют
различным формам изменения активного
состояния мышц. Мышечные напряжения
проявляются в динамическом и
статическом режимах
Выносливость. В теории и
практике физического воспитания выделяют
общую и специальную
Воспитание выносливости
осуществляется посредством решения
двигательных задач, требующих мобилизации
психических и биологических
процессов в фазе компенсаторного
утомления или в конце
К ведущим физическим способностям, выражающим качество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способности имеют единый измеритель - предельное время работы до начала снижения ее мощности.
Ловкость. Ловкость выражается
через совокупность координационных
способностей, а также способностей
выполнять двигательные действия с
необходимой амплитудой движений (подвижностью
в суставах). Ловкость воспитывают
посредством обучения двигательным
действиям и решения
Координационные способности
связаны с возможностями
Быстрота. Быстрота проявляется
через совокупность скоростных способностей,
включающих: а) быстроту двигательных
реакций; б) скорость одиночного движения,
не отягощенного внешним сопротивлением;
в) частоту (темп) движений. Многие физические
способности, характеризующие быстроту,
входят составными элементами в другие
физические качества, особенно в качество
ловкости. Быстроту воспитывают посредством
решения многообразных
Быстрота двигательной реакции
характеризуется минимальным
Сложные реакции разделяются
на реакции выбора и реакции на
движущийся объект. Реакция выбора
- это ответ определенным движением
на один из нескольких сигналов. Необходимыми
условиями для воспитания быстроты
являются повышенная работоспособность
и высокая эмоциональность
Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал (раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот.
Гибкость. Гибкость определяется,
как физическая способность человека
выполнять двигательные действия с
необходимой амплитудой движений. Она
характеризует степень
Различают пассивную и
активную гибкость. Пассивная гибкость
определяется по амплитуде движений,
совершаемых под воздействием внешних
сил. Активная гибкость выражается амплитудой
движений, совершаемых за счет напряжений
собственных мышц, обслуживающих
тот или иной сустав. Величина пассивной
гибкости всегда больше активной. Под
влиянием утомления активная гибкость
уменьшается, а пассивная увеличивается.
Уровень развития гибкости оценивают
по амплитуде движений, которая измеряется
либо угловыми градусами, либо линейными
мерами. В практике физического воспитания
выделяют общую и специальную
гибкость. Первая характеризуется максимальной
амплитудой движений в наиболее крупных
суставах опорно-двигательного аппарата,
вторая - амплитудой движений, соответствующей
технике конкретного
Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.
5. Формы занятий физическими упражнениями.
5.1. Урочные формы занятий.
Урок физической культуры - основная форма физического воспитания школьников и студентов.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников и студентов.
Характерные черты урока и общие требования к нему
Характерными чертами уроков, отличающими их от других форм физического воспитания, являются следующие:
· Явно выраженная дидактическая направленность, обусловленная решением общеобразовательных задач.
· Руководящая роль учителя, направленная на преподавание предмета и воспитание учащихся.
· Строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки.
· Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Построение такого обучения
обусловливает необходимость
Учитель обязан обеспечить высокий идейный уровень каждого урока путем обеспечения умелой связи изучаемого предмета с трудовой деятельностью учащихся в будущем.
Каждый урок должен быть тесно связан с предыдущими и последующими, создавая, таким образом, систему уроков.
Современный урок отличает хорошая
организация самостоятельной
Показательным для современного эффективного урока является разнообразие организационных форм, средств, методов и приемов, используемых учителем. Занятия нельзя строить по раз и навсегда избранному шаблону.
Непременным условием эффективности является необходимость достижения оптимальной двигательной активности всех учащихся на протяжении каждого урока.
Учителю следует обеспечить функционирование на каждом уроке гибкой информационной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся, которая органически должна впитаться в каждую его часть и использоваться для оценки хода и итогов процесса обучения и развития физических качеств.
Высокие требования предъявляются к условиям проведения уроков, как учебно-материальным, так и гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим.
5.2. Неурочные формы занятий
Малые формы занятий неурочного типа
Каждое отдельное, относительно
завершенное занятие
Очень важно в педагогическом
отношении ясно представлять диалектический
характер взаимосвязи содержания и
формы занятий физическими
В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения.
Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся.
Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания.
Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а, следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение.
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
Учебные занятия - основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:
· Теоретические, практические, контрольные;
· Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
· Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
Информация о работе Методические принципы физического воспитания