Методические принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат

Описание работы

Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.

Файлы: 1 файл

реферат по-физре.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

· Самостоятельные задания  по заданию и под контролем  преподавателя.

Обязательный теоретический  раздел программы излагается студентам  в форме лекций (в отдельных  случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического  и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые  дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся  с зачетными требованиями, а также  для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия  могут проводиться по заданию  и под контролем преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время.

Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и  итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия  проводятся в течение семестра после  прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и  учебного года студенты всех учебных  отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего  курса - экзамен.

Внеучебные занятия организуются в форме:

· Физических упражнений и  рекреационных мероприятий в  режиме учебного дня (утренней зарядки).

· Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или  другими внутривузовскими организациями.

· Самодеятельных занятий  физическими упражнениями, спортом, туризмом.

· Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских  и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных  форм учебных и внеучебных занятий  создает условия, обеспечивающие студентам  использование научно обоснованного  объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой  для нормального функционирования организма молодого человека студенческого  возраста.

Крупные формы занятий  и их характеристика

Внеклассная работа по физическому  воспитанию должна находиться в тесной связи с той работой, которая  проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной  работе по физическому воспитанию можно  выделить рад направлений. Нужно  организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового  физкультурного движения, важнейших  событиях спортивно жизни.

Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.

С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному  ориентированию. Эти мероприятия  обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач.

В системе внеклассной  работы большое значение имеет спортивные совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах  физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.

Секции организуются на добровольных началах и являются переходным звеном от урока к спортивной секции. Занятия  в секции общей физической подготовки могут преследовать различные цели:

1. помогать отстающим в  освоении учебной программы и  повышать уровень их физической  подготовки;

2. приобщить учащихся к  систематическим занятиям физической  культурой и содействовать последующему  выбору спортивной специализации; 

3. готовить занимающихся  к предстоящим внутришкольным  соревнованиям по учебной программе  или сдаче норм ГТО.

Основой содержания занятий  служит материал учебной программы, который может варьироваться  и усложняться в зависимости  от поставленной цели.

Современная практика и опыт работы по физическому воспитанию свидетельствует  о возможности создания спортивных секций по волейболу, бадминтону, баскетболу, настольному теннису, ритмической  гимнастике, лыжному спорту, боксу, атлетической гимнастике, тяжелой атлетике и другим видам спорта. Организация  таких секций зависит от материальной базы учебного заведения, наличия педагогов  и интереса детей к этим видам  спорта. Запись в эти секции производится ежегодно в начале сентября. В секции принимаются школьники прошедшие  медицинский осмотр и допущенные по состоянию здоровья к занятиям в них.

Существенным направлением внеклассной работы является организация  и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся спортивные праздники, организация спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья и т.д.

Соревновательные формы  организации занятий в физическом воспитании

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в  форме соревнований.

Сущность метода заключается  в использовании соревнований в  качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся, выполнения спортивного разряда или достижения высокого результата (рекорда). Достижение результата в соревновании происходит за счет высокой эмоциональной, психологической  и физической напряженности в  условиях конкурентной борьбы. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в  которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод  позволяет:

· стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

· определять и оценивать  качество владения двигательными действиями;

· обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

· содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод  используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном  виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного  метода - сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества  за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод  применяется при решении разнообразных  педагогических задач. Это, прежде всего, совершенствование умений, навыков  в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный  и физиологический фон, который  значительно усиливает воздействие  физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять  этот метод необходимо после специальной  предварительной подготовки.

6. Построение и структура  учебно-тренировочного занятия

При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют  на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.

Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить  перед занимающимися задачи, создать  четкое представление о содержании основной части. Продолжительность  вводной части около 5 мин.

Подготовительная часть  занятия включает общую и специальную  разминку. Задача общей разминки —  активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного  аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с  физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обычно для  этого применяется медленный  бег и гимнастические упражнения для всех основных групп мышц. Специальная  разминка готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда  выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации  движений и физической нагрузке с  предстоящими двигательными действиями в основной части занятия. Продолжительность  подготовительной части от 15 до 30 мин (зависит от подготовленности занимающихся и характера предстоящего задания).

Основная часть занятий  бывает простой и сложной. Простая  характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег на 300—500 м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол). В сложной части применяются  разнородные упражнения, требующие  иногда дополнительной специальной  разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Основная трудность при  проведении сложной основной части  занятий заключается в том, чтобы  определить порядок выполнения разнородных  упражнений. Рекомендуется в самом  начале основной части разучивать технику  физических упражнений большей координационной  сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств  целесообразно планировать в  следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце  занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью  медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной  работы, определяются задания для  самостоятельной подготовки и др.

Общая и моторная плотность  занятия

Проблема оптимизации  нагрузки зависит от ее дозирования  в физических упражнениях, от плотности  занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность — отношение  педагогически оправданного времени  ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время  — это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения  дисциплины.

При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к  стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность —  отношение времени, затраченного непосредственно  на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10— 15 до 79—90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной  нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий  занятий, от характера конкретных учебных  или тренировочных заданий.

Именно моторная плотность  часто определяет пульсовую «стоимость»  занятий, т.е. определяет кривую изменения  ЧСС в течение всего занятия  и, следовательно, фактическую интенсивность  физической нагрузки занимающегося. Упражнения — например, от напряжения сразу  к расслаблению; сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общее  правило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой дыхания, а расслабление — с активным выдохом.

Необходимо выполнять  и частные рекомендации: следить  за мимикой лица, на котором ярче всего отражается напряжение. При  выполнении упражнения рекомендуется  улыбаться, разговаривать, это способствует снятию излившего напряжения. Чтобы  преодолеть координационную напряженность, иногда полезно упражняться в  состоянии значительного утомления, которое заставляет концентрировать  усилия лишь в необходимые моменты

 

Заключение

С общей физической подготовкой  связано достижение физического  совершенства -- уровня здоровья и всестороннего  развития физических способностей, соответствующих  требованиям человеческой деятельности. Конкретные принципы и показатели физического  совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других -- силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

 

Список литературы.

1.Физическая культура  студента: Учебник/ Под ред. В.  И. Ильинича.2001                                  2. Физическая культура: Учебное пособие/  Под ред. Коваленко В.А.. 2000                                      3. Динер В.Л. Теория и методика  физической культуры. — Краснодар, 2001                                      4. Теоретическая подготовка юных  спортсменов/Под ред. Ю.Ф.Буйлина,  Ю.Ф.Курамшина.- М.: Физкультура и  спорт, 2002                                                                                    5. Мильнер Е.Г. Формула жизни. - М.: ФиС, 2003.


Информация о работе Методические принципы физического воспитания