Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:22, реферат
Физическое воспитание - общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации.
· Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.
Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.
Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время.
Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса - экзамен.
Внеучебные занятия
· Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки).
· Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями.
· Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом.
· Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразных
форм учебных и внеучебных занятий
создает условия, обеспечивающие студентам
использование научно обоснованного
объема двигательной активности (не менее
5 часов в неделю), необходимой
для нормального
Крупные формы занятий и их характеристика
Внеклассная работа по физическому воспитанию должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить рад направлений. Нужно организовывать встречи со спортсменами, проведение лекций о развитии массового физкультурного движения, важнейших событиях спортивно жизни.
Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья учащихся.
С этой целью проводятся прогулки и экскурсии на природу, организуются походы, соревнования по спортивному ориентированию. Эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивные совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.
Секции организуются на добровольных началах и являются переходным звеном от урока к спортивной секции. Занятия в секции общей физической подготовки могут преследовать различные цели:
1. помогать отстающим в
освоении учебной программы и
повышать уровень их
2. приобщить учащихся к
систематическим занятиям
3. готовить занимающихся
к предстоящим внутришкольным
соревнованиям по учебной
Основой содержания занятий служит материал учебной программы, который может варьироваться и усложняться в зависимости от поставленной цели.
Современная практика и опыт
работы по физическому воспитанию свидетельствует
о возможности создания спортивных
секций по волейболу, бадминтону, баскетболу,
настольному теннису, ритмической
гимнастике, лыжному спорту, боксу,
атлетической гимнастике, тяжелой атлетике
и другим видам спорта. Организация
таких секций зависит от материальной
базы учебного заведения, наличия педагогов
и интереса детей к этим видам
спорта. Запись в эти секции производится
ежегодно в начале сентября. В секции
принимаются школьники
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся спортивные праздники, организация спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья и т.д.
Соревновательные формы
организации занятий в
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований.
Сущность метода заключается
в использовании соревнований в
качестве средства повышения уровня
подготовленности занимающихся, выполнения
спортивного разряда или
Соревновательный метод позволяет:
· стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
· определять и оценивать качество владения двигательными действиями;
· обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
· содействовать воспитанию волевых качеств.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода - сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Соревновательный метод
применяется при решении
6. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
При построении учебно-тренировочного занятия обычно его разделяют на четыре части: вводную, подготовительную, основную, заключительную.
Во вводной части необходимо создать рабочую обстановку, поставить перед занимающимися задачи, создать четкое представление о содержании основной части. Продолжительность вводной части около 5 мин.
Подготовительная часть
занятия включает общую и специальную
разминку. Задача общей разминки —
активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного
аппарата и функции основных систем
организма, тесно связанных с
физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Обычно для
этого применяется медленный
бег и гимнастические упражнения
для всех основных групп мышц. Специальная
разминка готовит организм к конкретным
заданиям основной части занятия, когда
выполняются специально-
Основная часть занятий
бывает простой и сложной. Простая
характеризуется однотипной деятельностью
(например, кроссовый бег на 300—500
м, двусторонняя игра в баскетбол, футбол).
В сложной части применяются
разнородные упражнения, требующие
иногда дополнительной специальной
разминки (например, при переходе от
прыжков к силовым упражнениям)
Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.
В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.
При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки и др.
Общая и моторная плотность занятия
Проблема оптимизации
нагрузки зависит от ее дозирования
в физических упражнениях, от плотности
занятия. Различают общую и моторную
плотность учебно-
Общая плотность — отношение
педагогически оправданного времени
ко всей продолжительности занятия.
Педагогически оправданное
К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.
При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности.
Моторная плотность —
отношение времени, затраченного непосредственно
на выполнение физических упражнений,
ко всей продолжительности занятия.
Моторная плотность может колебаться
от 10— 15 до 79—90%. Рациональная моторная
плотность и дозирование
Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося. Упражнения — например, от напряжения сразу к расслаблению; сочетающие расслабление одних мышц с напряжением других. При этом надо соблюдать общее правило: выполняя одноразовые упражнения на расслабление, сочетать напряжение мышц с вдохом и задержкой дыхания, а расслабление — с активным выдохом.
Необходимо выполнять
и частные рекомендации: следить
за мимикой лица, на котором ярче
всего отражается напряжение. При
выполнении упражнения рекомендуется
улыбаться, разговаривать, это способствует
снятию излившего напряжения. Чтобы
преодолеть координационную напряженность,
иногда полезно упражняться в
состоянии значительного
Заключение
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства -- уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других -- силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.
Список литературы.
1.Физическая культура
студента: Учебник/ Под ред. В.
И. Ильинича.2001
Информация о работе Методические принципы физического воспитания