Методическое обеспечение спортивных школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

В условиях становления современного информационного общества, в новой социально-культурной и экономической ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.

Содержание работы

Введение
Методическое обеспечение спортивных школ.
Термины «метод» и «методика».
Методическое обеспечение и методическое руководство.
Сущность методического обеспечения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 22.92 Кб (Скачать файл)

                Министерство образования Российской Федерации

Северо-Восточный  Федеральный Университет им. М.К. Аммосова

                       Институт физической культуры  и спорта

 

 

 

 

 

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

                                                     на тему:

                         «Методическое обеспечение спортивных школ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнила: Шевчук А.А.

                                                                                                                                 ФК-СТ-11

 

 

 

 

 

                                                          Якутск 2013

Содержание:

Введение

Методическое  обеспечение спортивных школ.

Термины «метод»  и «методика».

Методическое  обеспечение и методическое руководство.

Сущность  методического обеспечения.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях становления современного информационного общества, в новой  социально-культурной и экономической  ситуации в решении профессиональных задач и проблем важное значение приобретают не только прочные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов социально-культурной деятельности.

В настоящее время кадровая политика социально-культурной сфере  должна быть направлена не только на подготовку в рамках системы образования  компетентных высококвалифицированных  специалистов, но и на сохранение и  развитие отраслевого профессионального  потенциала, обеспечение его соответствия требованиям, которые выдвигаются  к нему формирующимся информационным обществом.

В свою очередь решение  этой задачи предусматривает формирование соответствующей инфраструктуры, все  более заметную роль, в которой  начинает играть система методического  обеспечения. Зародившись в рамках системы методического руководства  отраслью, как ее функция по информационно-методическому  обслуживанию, в современных условиях, когда система методического  руководства утратила свою значимость: где-то полностью разрушена, где-то присутствует в прежнем формате, и преобладают разработанные  еще в советский период формы  и методы, информационно-методическое обеспечение выдвинулось на первый план, как самостоятельное направление  работы.

В данной работе поставлена цель выявить сущность методического  обеспечения и его отличия  от методического руководства. Для  достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

дать определение терминам методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение;

определить предмет методической деятельности;

выявить основные функции  методического обеспечения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Методическое обеспечение спортивных школ. Общие термины

 

Термины «метод»  и «методика»

 

Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение, методическая работа - понятия, с которыми связана любая сколько-нибудь организованная практика. Без методического  обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Для дальнейшего рассмотрения темы дадим определения терминам «метод» и «методика», которые  является ключевыми во всех остальных  понятиях.

Метод - это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решении конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного  отбора, обобщения и оценки материала  с позиций того или иного эстетического  идеала. В своем общем значении метод - способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция - организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Например, экспериментальный метод  представляет собой такую упорядоченную  цепь шагов, которая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а  с другой - на концептуальный аппарат  типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др.

Методика - определённый способ осуществления практической или  теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации  деятельности (воспитательного процесса). Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. Определённая область знаний, отрасль  науки (в педагогической науке - методика воспитания). В этом случае, как и  любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу  человеческой деятельности, функцией которой является выработка и  систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как  сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат  этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания).

Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной  деятельности, методика искусствознания), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области  эстетического воспитания.

Методика - это центральный  блок в культурно-просветительной  работе, который осуществляет прием  и переработку информации и преобразует  ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму. Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные  учреждения обращаются к эмоциональной  сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего, социально-психологические.

Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста  в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют  выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью  которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой  деятельности, обуславливает конкуренцию  индивидуальных образцов, позволяет  в определенном порядке и системе  использовать приемы и способы профессиональной деятельности.

 

 Методическое  обеспечение и методическое руководство

 

Понятие методическое обеспечение выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение - новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности. С точки зрения содержания, методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Методическое обеспечение  рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими  функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. В свою очередь методическое руководство - это организация любого вида методической деятельности, которая всегда начинается с отбора целей, содержания, методов  и форм работы в социо-культурной сфере. Главное в этой функции - информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства передачи. Информация должна быть организована для развития системы  методического обеспечения. В качестве субъектов управления выступают: методисты, педагоги Домов детского творчества, Центров внешкольного развития, спортивных школ, других образовательных учреждений. Их главные функции - прием методической информации, закрепление и воспроизведение  в своей деятельности. Здесь управляет  не информация, а организационные  средства ее трансляции: методы, способы, формы передачи. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. Объект управления один - это смысл, содержащийся в  методической информации, который должен родиться в познающем сознании методистов, педагогов. Предметом методического руководства культурно-досуговой работы является методика, правила требований и приёмов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени.

Итак, основное различие между  методическим руководством и методическим обеспечением заключаются в том, что первое организует субъектов  культурной сферы, информацию, которую  они предоставляют, и управляет  процессами критерии отбора, передачи и сохранения, предполагает включение  в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций; второе определение  заключается в средствах и  учебных комплексах, оснащающих, способствующих более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной  деятельности педагогических работников системы дополнительного образования  детей, направленных на получение, оснащение  методическими материалами учреждений.

 

Сущность методического  обеспечения

 

Методическое обеспечение  культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание сервисных условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений. Из всего этого вытекает необходимость изучения системы методического обеспечения. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь четко представлять себе ее цели и задачи.

Главная цель методической работы - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого  потенциала и компетентности, а конечная цель методического обеспечения - оснащение  учреждений культуры передовой методикой  и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в  отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к  организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов  и к участникам коллективов, к  посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие  задачи:

·нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

·совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов культурно-досуговой  деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

·информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие  задачи:

·повышение уровня профессионализма;

·ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов;

·совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов  по организации творческой, учебной  работы участников коллективов;

·обучение технологии использования  современных способов анализа и  мониторинга качества услуг;

·поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

·организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

·организация информационного  обеспечения профессиональной деятельности работников;

·внедрение в практику работы основ научной организации  труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи как:

·согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам культурно-досуговой деятельности

·сохранение, поддержка и  развитие традиций коллектива;

·способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

·организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

·создание комплекса условий  для изучения, обобщения, внедрения  и распространению передового опыта.

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, было дано общее  представление о методической работе как объекте управления. Теперь можно  рассмотреть сущность и функции  методической работы в учреждении культуры.

Информация о работе Методическое обеспечение спортивных школ