Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты системы слуха;
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении слуха по данным научно-исследовательской литературы;
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха по данным научно-исследовательской литературы;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха 4
1.2. Этиология, патогенез, классификация нарушений слуха 7
3. Основные нарушения физического развития и основных двигательных качеств детей с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2 16
2.1. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением слуха 16
2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха 21
2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 25
2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность. По данным статистики, в России 13 млн. глухих и слабослышащих людей, а один ребёнок из тысячи рождается с патологией слуха. Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере ребенка, что может выражаться в нарушении статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки [7].
Проблема физической реабилитации детей с ограничениями в состоянии здоровья достаточно актуальна, так как в данном случае физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательных возможностей, но и мощный фактор коррекции нарушенных функций и возможного приобретения компенсаций. Характер нарушений функций или отклонений в развитии организма при различных формах инвалидности обуславливает соответствующие изменения в адаптации к окружающей среде.
Несмотря на то, что выявлены некоторые особенности развития двигательной сферы детей с нарушением слуха, которые сопровождаются нарушением функциональных систем и выражаются в снижении уровня развития силы, гибкости, двигательно-координационных способностей, все же целостная их характеристика еще не получила должного научно-методического обоснования.
Доказано, что дети с нарушением слуха на протяжении всего обучения в школе отстают от слышащих сверстников, как в физическом развитии, так и по уровню физической подготовленности. В связи с этим, возникает необходимость создания эффективно действующего комплекса гимнастических упражнений, который обеспечил бы должный уровень развития двигательных способностей в сочетании с коррекционной направленностью процесса физического воспитания слабослышащих. Гимнастика в системе физического воспитания необходима для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья [20].
Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Слух – одно из пяти чувств человека – способность воспринимать звуки окружающего мира. Благодаря слуху, человек различает звуки, распознает их характер, локализацию, овладевает речью.
Слуховая система человека является очень сложным приемником звуковой информации. Ее можно условно разделить на две подсистемы: периферическую часть и высшие отделы, включающие слуховые зоны коры головного мозга, центральные слуховые пути и др. Периферическую часть слуховой системы можно рассматривать, по аналогии с техническими устройствами, как акустическую антенну, дифракционный фильтр и предусилитель, которые локализуют, фокусируют и усиливают звуковой сигнал; микрофон, преобразующий акустический сигнал в электрические импульсы; спектроанализатор с высокой разрешающей способностью; аналого-цифровой преобразователь; нелинейный компрессор и усилитель-, процессор предварительной обработки сигнала и др [13].
Рис. 1. Строение органа слуха
Высшие отделы слуховой системы выполняют функции логического процессора, который выделяет (декодирует) полезные звуковые сигналы на фоне шумов, группирует их по определенным признакам, сравнивает с имеющимися в памяти образами, определяет их информационную ценность, производит смысловую расшифровку, формирует целостный слуховой образ, принимает решение об ответных действиях и т. д.
Периферическую слуховую систему делят на три части: внешнее, среднее и внутреннее ухо [7].
Внешнее ухо состоит из ушной раковины и слухового канала, заканчивающегося тонкой мембраной, называемой барабанной перепонкой. Внешнее ухо — это прежде всего акустическая антенна, которая обеспечивает локализацию звуков, их концентрацию и усиление, а также предохраняет барабанную перепонку от повреждений и обеспечивает согласование ее импеданса (сопротивления) с внешним акустическим полем.
Ушная раковина (лат. pinna) представляет собой сложную хрящевидную структуру (длиной примерно 6,7 см), разделенную внутри на несколько полостей, наибольшая из которых, примыкающая к слуховому каналу, имеет объем порядка 3,8 см3. Все части ушной раковины имеют очень важное значение для локализации звука: при падении звуковой волны под разными направлениями за счет дифракции, отражения от разных частей ушной раковины и возбуждения резонансов в ее главных полостях происходит изменение временной структуры сигнала, поступающего в слуховой канал, и изменение его спектральных характеристик. Ушная раковина играет роль дифракционного фильтра, изменяя характеристику сигнала в области 3-10 кГц и формируя определенную характеристику направленности слуховой системы [5].
Функции основных частей органа слуха представлены в таблице 1.
Таблица 1
Части уха |
Строение |
Функции |
Наружное |
Ушная раковина, слуховой
канал, барабанная перепонка - туго |
Защищает ухо, улавливает
и проводит звуки. |
Среднее |
Полость заполнена
воздухом. |
Проводит звуковые
колебания. Слуховые косточки (масса 0.05
г) последовательно и подвижно соединены.
Молоточек примыкает к барабанной перепонке и воспринимает
ее колебания, затем передает их на наковальню
и стремечко, которое соединено с внутренним
ухом через |
Внутреннее ухо |
Полость заполнена
жидкостью. |
Овальное окно посредством эластичной мембраны воспринимает колебания, идущие от стремечка, и передает их через жидкость полости внутреннего уха на волоконца улитки. Улитка имеет канал, закручивающийся на 2,75 оборота. Посередине канала улитки проходит перепончатая перегородка - основная мембрана, которая состоит из 24 тыс. волокон различной длины, натянутых как струны. Над ними нависают цилиндрические клетки с волосками, которые образуют кортиев орган - слуховой рецептор. Он воспринимает колебания волокон и передает возбуждение в слуховую зону коры больших полушарий, где формируются звуковые сигналы (слова, музыка) |
|
Орган равновесия:три полукружных канала и отолитовый аппарат |
Органы равновесия воспринимают положение тела в пространстве. Передают возбуждения в продолговатый мозг, после чего возникают рефлекторные движения, приводящие тело в нормальное положение |
Механизм воспроизведения звука
Звуковые сигналы поступают в слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания барабанной перепонки приводят в движение три слуховые косточки. Посредством слуховых косточек колебания передаются в жидкость внутреннего уха (улитки). Движение жидкости в улитке стимулирует крошечные волосковые сенсорные клетки. Волосковые клетки преобразуют механические колебания в электрические сигналы. Электрические сигналы посредством клеток спирального ганглия и слухового нерва передаются к коре головного мозга. Мозг воспринимает и анализирует полученные сигналы как звук [11].
Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности [2].
Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин.
Нарушение развития слухового органа может возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда зачаток слухового анализатора оказывается особенно ранимым.
Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают от разнообразных причин. Тяжелые нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового нерва), в то время как легкая и средняя степень нарушения слуха может возникнуть при поражении лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).
Среди причин нарушения слуха у детей первое место занимают последствия острого воспаления среднего уха (острого среднего отита). Поражение слуха в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях после острого среднего отита остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение из уха – хронический гнойный отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха [6].
Частой причиной поражения слуха у детей являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы.
Важную роль в возникновении стойких нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний в этиологии нарушений слуха у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие поражения слуха в детском возрасте, наибольшее значение имеют эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка [16].
Нарушения слуха и расстройство функции вестибулярного аппарата при цереброспинальном менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойным лабиринтом, возникающем в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя [9].
Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа) [3].
В числе этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые химические вещества, оказывающие токсическое воздействие на слуховой анализатор. К числу относятся различные промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.
В возникновении стойких нарушений слуха известное значение имеет травма, в частности предродовая. Сюда относятся повреждения слухового органа вследствие сдавливания и деформации головки плода во время прохождения через узкие родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов [11].
Классификация нарушений слуха
В России, в сурдопедагогике, принята классификация Л.В.Неймана. По этой классификации люди с нарушениями слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.
Глухота – глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. Диагноз «тугоухость» подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз «глухота» означает практически полную утрату этой способности [19].
Классификация степеней тугоухости:
Нарушения слуха можно классифицировать по типу, степени и моменту наступления.
Информация о работе Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха