Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты системы слуха;
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении слуха по данным научно-исследовательской литературы;
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха по данным научно-исследовательской литературы;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха 4
1.2. Этиология, патогенез, классификация нарушений слуха 7
3. Основные нарушения физического развития и основных двигательных качеств детей с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2 16
2.1. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением слуха 16
2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха 21
2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 25
2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По сравнению с кондуктивной тугоухостью, сенсориневральные нарушения слуха представляют собой более серьезную медицинскую и социальную проблему: они встречаются чаще кондуктивных, сенсориневральные нарушения являются главной причиной глухоты и тяжелых степеней тугоухости, протекают более тяжело, чем кондуктивные.
Вклад сенсориневральных нарушений слуха в инвалидизацию детского населения (глухонемота, трудности в обучении, социальной адаптации) несопоставим с таковым для кондуктивных нарушений слуха. Возможности медицинской помощи при сенсориневральном типе нарушений слуха довольно ограниченны. Возможная медицинская и реабилитационная помощь людям с такими нарушениями слуха относится к разряду весьма дорогостоящих. Сенсориневральные нарушения слуха могут возникнуть в любом возрасте, но значительная часть их проявляется уже в самом раннем детстве (обычно - уже к моменту рождения). Среди причин этого типа нарушений слуха значатся многие генетические и внешнесредовые факторы.
К сожалению, на сегодняшний день практически не существует действенных способов лечения сенсориневральных нарушений слуха - в подавляющем большинстве случаев [18].
Проблемы с вышеозначенными образованиями могут быть разными. Например, при ряде наследственных синдромов или неблагоприятных внешнесредовых влияниях на развивающийся плод, человек рождается с пороками развития наружного уха - отсутствием или грубым недоразвитием ушных раковин. Довольно часто эта проблема сочетается с так называемой полной атрезией слухового прохода - в таком случае у человека отсутствует наружное отверстие слухового канала.
Наружный слуховой проход также может быть значительно сужен (это называется стенозом) - в общем, во всех этих случаях резко снижается возможность "доставки" механических звуковых колебаний "вглубь" слухового анализатора, где, собственно и протекает сам процесс "слышания".
Вышеупомянутые атрезия и/или стеноз слухового прохода могут быть симптомами более 100 наследственных синдромов. Несколько реже встречаются пороки развития структур среднего уха; они также приводят к кондуктивной тугоухости [18].
Гораздо чаще, чем наследственно обусловленные или просто врожденные дефекты формирования звукопроводящего аппарата, встречаются его приобретенные дисфункции.
Наиболее значительные - воспалительные поражения среднего уха - так называемые средние отиты.
Особенно часто встречается это заболевание в раннем детском возрасте. Именно средний отит является основной причиной кондуктивной тугоухости у детей. Отит может приводить к нарушению целостности барабанной перепонки, частичному разрушению слуховых косточек - в общем, повреждать нормально сформированный звукопроводящий аппарат уха [8].
Помимо средних и наружных, экссудативных, острых и хронических отитов, кондуктивные нарушения слуха могут быть обусловлены серными пробками, расположенными в просвете наружных слуховых проходов.
К кондуктивной тугоухости могут приводить травмы барабанной перепонки (или, значительно реже - структур среднего уха).
Слух теснейшим образом связан с движением. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений.
Выделяют следующие особенности двигательной сферы детей с нарушением слуха:
• недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;
• относительная замедленность овладения двигательными навыками;
• трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;
• относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;
• замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
• отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;
• отставание в развитии жизненно важных физических способностей: скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков [19].
У детей с недостатками слуха контроль со стороны слухового анализатора отсутствует или очень ослаблен. Кинестетическая чувствительность, которая должна взять на себя контроль за движениями, сама страдает из-за снижения слуха. Это приводится к тому, что даже при выполнении бытовых движений дети с недостатками слуха производят лишний шум, движения у них замедленны и неритмичны [5].
Своеобразное физическое развитие детей с недостатками слуха проявляется в выполнении основных движений (ходьбы, бега, лазанья, прыжков, метаний).
Многие авторы [6,12,15] отмечают у детей с нарушенным слухом неустойчивую походку, затрудненный контроль за движениями и ориентировкой в пространстве. Ученые рассматривают эти факты как проявление недостаточной функциональной активности вестибулярного анализатора. Как показывают исследования, глухие по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.
При ходьбе у детей с
нарушенным слухом заметна
Наиболее выраженные ошибки при ходьбе автоматически переносятся в бег. При беге появляется неэкономичность работы ног. Некоторые дети сильно наклоняются вперед, поэтому бег приобретает характер "падающего". Не только широко ставят ступни ног, но и разворачивают носки наружу". Своеобразно выполняют глухие дети прыжки. Результаты прыжков в длину и в высоту у детей с нарушением слуха низки в силу нерациональной техники разбега, связанной с особенностями выполнения бега, а также из-за боязни без опорного положения, плохой устойчивости равновесия, нарушенной координации движений.
Неслышащие дети боятся подниматься по гимнастической стенке. При выполнении лазанья у них отмечается дискоординация, замедленность и неуверенность движений, боязнь высоты.
Слабослышащие тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим людям [14].
Результаты анализа особенностей проявления скоростных качеств в условиях, требующих различного уровня концентрации внимания, показали выраженные различия между глухими и слышащими. Время зрительно-моторной реакции у глухих отличается от латентного периода у слышащих. Движения рук у глухих медленнее, чем у слышащих: в 13—14 лет — на 13%, в 15—17 лет — всего на 5%. Развитие быстроты движений у глухих достигает достаточно высокого уровня уже к 13—14 годам. В последующие годы интенсивного улучшения быстроты движений не наблюдается. Глухие школьники по мышечной силе отстают от слышащих в 9, 11, 12 лет до 33% по показателям абсолютной силы, но динамика ее возрастного развития почти совпадает с показателями слышащих сверстников [20].
Мышечная сила у глухих ниже, чем у слышащих. До 13 лет сила мышц ежегодно увеличивается на 1—4 кг, а 14—15 лет прирост составляет 5—9 кг. До 13—14 лет показатели силы имеют одинаковую величину и тенденцию роста у мальчиков и девочек. У детей с недостатками слуха статическая выносливость в возрасте 7—8 лет ниже, чем у слышащих. К 9—10 годам глухие по уровню выносливости к мышечным усилиям приравниваются к слышащим. В возрасте 13—15 лет у всех школьников наблюдается невыраженное снижение статической выносливости, а к 16—17 годам их показатели приближаются к результатам их слышащих сверстников.
Для решения существующих проблем в физическом развитии и двигательной сфере детей с нарушением слуха, возможно использование методики адаптивного физического воспитания на основе использования элементов гимнастики [10].
Процесс физического воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип доступности
и индивидуализации, предусматрив
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед учащимися и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия, дисциплинируют учащегося, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Принцип повторяемости материала, гимнастические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности - понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью [11].
Организация гимнастических занятий для учащихся с нарушением зрения обеспечивается рядом методических приемов:
Метод строгой регламентации упражнений является основным методическим приемом и характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной временной и физической нагрузкой.
Метод регламентированного упражнения позволяет:
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими приемами являются:
Информация о работе Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха