Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты системы слуха;
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении слуха по данным научно-исследовательской литературы;
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха по данным научно-исследовательской литературы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха 4
1.2. Этиология, патогенез, классификация нарушений слуха 7
3. Основные нарушения физического развития и основных двигательных качеств детей с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2 16
2.1. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением слуха 16
2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха 21
2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 25
2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кур Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев, В. Ф. Возрастные изменения физического развития, двигательной деятельности школьников с нарушениями слуха и коррекционно-воспитательная работа на уроках физкультуры Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук/ Афанасьев В. Ф. -М., 2008.
  2. Байкина Н.Г., Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих [Текст]: Учебное издание. - М.: Советский спорт, 2001.
  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт ,  2006.
  4. Возрастные основы здоровья: Учебно-методическое пособие/ С.Б.Нарзулаев,И.И.Диамант,Е.В.Ширенкова,Н.Н.Демидко,Г.Н.Лапина.-Томск. :Изд-во ТГПУ,2007.
  5. Голозубец, Т.С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голозубец Т.С. - Хабаровск, 2005.
  6. Горбунова, О.В. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста с речевыми нарушениями средствами оздоровительной аэробики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горбунова О.В. - Хабаровск, 2008.
  7. Дзержинская, Л. Б. Методика коррекции отклонений в развитии глухих школьников средствами ритмической гимнастики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дзержинская Л.Б. - Волгоград, 2007.
  8. Добрынина, Л.А. Адаптивное физическое воспитание глухих школьников на основе развития координационных способностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Добрынина Л. А. - Хабаровск, 2010.
  9. Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Королев С.А. - М., 2004.
  10. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения/ СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008.
  11. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.Б. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре.- М.: «Советский спорт»,2004.
  12. Лисовский В.А.,.Евсеев С.П, Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов. Учебное пособие/М.: Советский спорт, 2004.
  13. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии, М.: «Советский спорт»,2004с.
  14. Сквознова, Т.М. Гимнастические упражнения с мячами // ЛФК и массаж. -2007. - № 10 - С. 23-29.
  15. Смирнова И.А. Реализация коррекционных задач на физкультурном занятии. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения - 2007, №8
  16. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.
  17. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физкультуры пед. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура»/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
  18. Теория и организация физической культуры: Учебник. Том 2/ Под ред. С.П.Евсеева. –М.: Советский спорт, 2007.
  19. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000
  20. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л.В.Шапковой. –М.: Советский спорт, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Гимнастический комплекс для детей с нарушением слуха

 

Части комплекса

                 Содержание

Дозировка

    Организационно-методические указания

 

 

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

 

 

Ч

А

С

Т

Ь

Подготовительная часть:

1. Построение, постановка задач урока.

 

 

2. Повороты на месте направо, налево, кругом;

 

 

3. Движение в обход налево в  обход с выполнением заданий:

        - на носках, руки на поясе;

        - на пятках, руки за голову

 

4.  Бег с заданием:

- по 1 хлопку - упор присев;

- по 2 хлопку - бег.

 

5. Ходьба в колонне по 1

- упражнения на восстановление  дыхания.

 

6. Перестроение из колонны по  оному в колонну по 3 в движении.

 

7.  Общеразвивающие  упражнения  с гимнастической палкой.

 

  1.И.п.- о.с., палка внизу.

  1-полунаклон вперёд, голову опустить, выдох;

   2-3- палку вверх, подняться на носки и потянуться  вверх, вдох;

   4.-и.п.

 

2.И.п.- стойка ноги врозь, палка впереди, хват шире  плеч;

поворот вправо;

и.п.

4то же самое влево.

 

   3.И.п.-стойка ноги врозь, палка внизу

      1-наклон  вперёд, палкой коснуться пола, выдох;

      2-и.п.,вдох

 

  4.И.п.-о.с., палка внизу;

   1-2- присесть, палка  вперёд;

   3-4-и.п..

   5-6- присесть . палка  вверх;

   7-8-и.п.

 

  5. И.п.- о.с., палка вертикально впереди.

     1-мах правой  вправо;

     2-и.п.

     3-4-то же , но левой

 

  6.И.п.-о.с., палка за  спиной под локтями.

    1-шаг правой  назад;

    2-опуститься  на колено;

    3- приставить  к правой левую;

    4- сед на пятках;

    5-8 встать выставляя  вперёд правую

   То же с левой  ноги.

 

  7.И.п.-стока на коленях, палка за головой

   1- поворот вправо;

   2-и.п.

  3-4 то же влево.

 

8. И.п.- сед в группировке, палка прижата под  коленями.

    1-2-перекат назад;

    3-4-перекат вперёд  в и.п.

 

9.И.п.-о.с палка впереди горизонтально перед ногами,

           руки на поясе.

  1-2- прыжки на двух  вперёд, назад

 

8. Перестроение из колонны по 3 в  колонну по 1.

 

9. Перестроение в 2 отделения:

1 отделение- отделение мальчиков

2 отделение- отделение девочек

 

8. Подготовка мест занятий

 

2 мин.

 

 

 

2 серии

 

 

 

 

0,5 круга 

 

0,5 круга 

 

 

2 круга

 

 

1 круг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

8-10 раз

 

 

 

8-10 раз

 

 

 

8-10 раз

 

 

 

 

 

 

4-6 раз

 

 

 

 

 

8-10 раз

 

 

 

 

 

4-6 раз

 

 

 

 

 

 

8-10 раз

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратить внимание на соблюдение техники безопасности, на форму учащихся, самочувствие

 

Вначале выполнить с открытыми глазами. Потом то же, но с закрытыми глазами

 

Задать темп подсчётом. Следить за осанкой

 

 

 

Следить как ученики реагируют на сигналы, все ли своевременно выполняют действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проходя мимо тумбы с гимнастическими палками в зять гимнастические  палки

 

 

 

 

Руки выпрямлены

 

 

 

 

 

Повороты с максимальной амплитудой

 

 

 

Ноги не сгибать

 

 

 

Спина прямая

 

 

 

 

Во время маха ноги стараться в коленях не сгибать

 

 

 

 

Спину держать прямо

 

 

 

 

 

 

Повороты с максимальной амплитудой

 

 

 

 

 

Подбородок прижат к груди, спина округлая

 

 

 

 

 

 

 

 

Проходя мимо тумбы положить гимнастические палки

 

 

 

Каждое отделение готовит место занятий.

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

 

Ч

А

С

Т

Ь

Основная часть

 

  Видеопоказ  гимнастических упражнений

 

 

 

I, II отделения

Учить технике выполнения: 2 кувырков вперёд слитно .

  Последовательность обучения:

- из упора присев кувырок вперёд  в упор присев;

- из упора присев кувырок вперёд  в упор присев и 

   прыжок вверх;

- из упора присев 2 кувырка вперёд в упор присев.

 

 

 

 

 

Учить технике выполнения: упражнения «мост»из положения стоя с помощью.

  Последовательность обучения:

- выполнить «мост» из положения  лёжа на спине

-из  и.п. , стоя спиной к гимнастической  стенке на расстоянии полушага, наклон назад с захватом руками за рейку;

-то  же на большем расстоянии и  поочередно перехватывая руками  рейки гимнастической стенки, опуститься  как можно ниже.

--«мост»  наклоном назад с поддержкой.

 

I отделение .Мальчики. Перекладина (средняя)

Совершенствовать технику  подъёма переворотом в упор  махом одной, толчком другой; соскок махом назад  на перекладине .

  Последовательность выполнения:

-из виса на гимнастической  стенке поднимание прямых ног  повыше;

-из  виса стоя спиной стоя спиной  к гимнастической стенке толчком одной и махом другой поднять ноги повыше, опуская ноги вернуться в и.п.

-из  виса стоя но согнутых руках  толчком одной и махом другой  подъём переворотом в упор  с помощью и самостоятельно.

 

- в висе стоя медленно согнуться  в тазобедренных суставах, не задерживаясь, быстро разогнуться вверх-назад от перекладины. Отталкиваясь руками и разводя их в стороны, прогнуться.

 

- в упоре медленно согнуться  в тазобедренных суставах, не  задерживаясь, быстро разогнуться  вверх-назад от перекладины. Отталкиваясь руками и разводя их в стороны, прогнуться.

 

II отделение. Девочки . Р/ высокие брусья.

Совершенствовать технику выполнения наскока прыжком на нижнюю жердь, соскок с поворотом.

Последовательность выполнения:

- прыжком в упор на коне (козле)

-прыжком в упор на бревне;

-прыжком  в упор на нижнюю жердь р/в  брусьев;

-сосков  с поворотом.

 

Развитие физических качеств (I, II отделение)

 

Развитие силовых качеств:

 

А) Сгибание и разгибание рук в  упоре лёжа

Мальчики: 3 x 15

Девочки: 2 x 10.

Б)Подтягивания в висах

Мальчики: 3x 3

Девочки: 3x 6

 

 

 

Просмотр, объяснение ключевых элементов, акцентирование  на возможные ошибки, показ страховки и самостраховки.

 

 

Следить после первого кувырка вперёд, который выполняется более энергично, чем обычно, поставить руки на пол и , не задерживаясь, выполнить второй кувырок.

Типичные ошибки:

-опора  руками близко к стопам;

-отсутствие  отталкивания ногами;

-недостаточная  группировка;

-опора  руками сзади при переходе  в упор присев.

-остановка  между кувырками;

 

 

 

 

Помогать стоя сбоку. Поддерживая под лопатки при опускании и поднимании туловища

 

 

Упражнения выполнять под руководством учителя

 

 

 

 

 

 

Выполнять , стараясь поднимать ноги выше

Типичные ошибки:

-в  начале упражнения таз уводиться  назад, ноги не под перекладиной

-мах  ногой производиться не вверх-назад, а вперёд вверх с разгибанием рук и преждевременным наклоном головы назад;

-отведение  головы назад в первой половине  подъема.

Страховка (для учителя):

  В начале поворота держать  за запястье, маховую ногу, перенося  руку за спину. В момент выхода в упор поддерживать за ноги и под грудь.

Страховка(для учителя)::

Стоя сбоку, за запястье и под бедро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенность:

Тело учащейся выпрямлено и уравновешено относительно опоры, положение в плечах- высокое.

 

Страховка(для учителя)::

Стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за бедро спереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Ь

Н

А

Я

  Заключительная часть

 

1.Уборка мест занятий

2.построение в шеренгу

3. Игра на координацию «запрещённое  движение»;

4.Подведение итогов урока.

 

 

Отметить работу тех кто активно работал.

 

Домашнее задание:

Поднимание туловища из и.п. лёжа, руки за голову

 Мальчики: 2x 15;  

Девочки: 2x10


 

 

 

 

 

 

СТРОЕНИЕ  ОРГАНА  СЛУХА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Результаты ортостатической пробы среди мальчиков

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Результаты ортостатической пробы среди девочек

 

 


Информация о работе Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха