Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты системы слуха;
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении слуха по данным научно-исследовательской литературы;
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха по данным научно-исследовательской литературы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха 4
1.2. Этиология, патогенез, классификация нарушений слуха 7
3. Основные нарушения физического развития и основных двигательных качеств детей с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2 16
2.1. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением слуха 16
2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха 21
2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 25
2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кур Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

2. С момента начала тренировки  включают секундомер и осуществляют непрерывное наблюдение: после окончания подготовительной части (разминки) обследуемый садиться и у него за первые 10 сек. каждой из 3 минут восстановительного периода подсчитывают пульс, измеряют АД и определяют ЧД за 20 сек. В такой же последовательности в течение 3-4 минут указанные показатели изучаются несколько раз в основной части урока (после выполнения серии упражнений); в конце и по завершению заключительной части, а также в восстановительном периоде.

3. Все показатели регистрируются в протоколе исследования (приложение 10), кроме этого ведется хронометраж тренировки (приложение 9), в котором отмечается выполнение физических упражнений (+), отдых (-), объяснение и показ (0), при исследовании пульса, АД, ЧД – записываются полученные цифровые выражения.

 

Метод испытания с дополнительной нагрузкой

Применяют для оценки физического состояния организма тренированного человека. Вместе с основной нагрузкой тренировки человек выполняет дополнительную нагрузку.

Требования, предъявляемые к дополнительной нагрузке:

1) должна быть кратковременной;

2) должна выполняться в максимально  быстром темпе или с максимальным  напряжением;

3) должна быть специфической, т.е. отражать специфику вида спорта.

Виды дополнительной нагрузки

1) специфическая, т.е. свойственная спортивной специализации обследуемого. Напр., гимнастика – комбинация обязательных вольных упражнений;

2) неспецифическая или стандартная (15 секундный бег на месте в  максимальном темпе или 20 приседаний  за 30 секунд).

Метод с дополнительной нагрузкой позволяет:

1) выявить начальные признаки  утомления и степень их проявления;

2) раскрыть механизмы приспособляемости  организма к максимальным физическим  нагрузкам; 

3) оценить последовательность и  правильность распределения нагрузки  в частях урока, а также целесообразность её;

4) определить какие физические  качества развиты достаточно, а  какие недостаточно;

5) определить к каким нагрузкам человек подготовлен, какие вызывают большое напряжение функций организма.

Методика проведения:

1). В покое исследуются пульс за 10 сек, АД, ЧД за 20 сек. Данные заносятся в протокол исследования.

2). После разминки, 1-го, 2–го и 3-го  блоков основной части тренировки  и после заключительной показатели  измеряются в течение 1- й минуты. Затем спортсмен выполняет дополнительную нагрузку, после её окончания все показатели (пульс, АД, ЧД) изучаются на протяжении  3-5 минут, а  в  восстановительном периоде  - 5 минут.

Контроль за уровнем развития физической подготовленности у детей с нарушением слуха предусматривает определение уровня развития основных физических качеств:

- выносливости;

- силы;

- гибкости;

- быстроты;

- координационных способностей.

Для контроля физических качеств используются следующие тесты и пробы [8]:

Проба Ромберга – используется для оценки координационных способностей, уровеня развития статического равновесия. Используют два варианта пробы:

Проба Ромберга («Пяточно-носочная») - испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

 

Оценочная таблица (норма)

Возраст (годы)

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Время

устойчивости (сек)

13

16

21

24

28

30

36

44

48

50

52

51

53


 

Проба Ромберга («Аист»)- испытуемый должен стоять на одной ноге, другая согнута в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Определяется время устойчивости в этой позе. 

Тест «ловля линейки» - исследует уровень развития реагирующей способности. Схема тестирования: Исходное положение испытуемого: стойка, сильнейшая рука согнута в локтевом суставе (угол 90°), ладонью внутрь, пальцы выпрямлены. Экспериментатор устанавливает линейку длиной 40 см на расстоянии 1--2 см от ладони параллельно ее плоскости. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего (наружного) края ладони. Экспериментатор без сигнала отпускает линейку. Перед испытуемым стоит задача как можно быстрее поймать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нулевой отметки до нижнего края ладони. Определяется средний результат из трех попыток.

Универсальным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма являются результаты показателей ортостатической пробы. 

Ортостатическая проба – после 3 минут лежа на спине определяется частота сердечных сокращений (ЧСС) и АД. Затем исследуемый ребёнок быстро встает, и сразу исследуется ЧСС и АД в состояние стоя.

Оценка результатов:

Учащение пульса за 1 мин. Менее 16 – хороший результат, от 16 до 20 – средний, более 20 -  ниже среднего результата.

2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха

 Для определения эффективности использования гимнастики для детей с нарушением слуха мы исследовали группу 10 человек мальчиков и девочек в возрасте 12 лет. В программу реабилитации включалось 10 занятий гимнастики, которые проводились 2 раза в неделю по 40 минут. Тестирование уровня физического развития проводилось до начала реабилитации и после. Особенности развития вестибулярного и кинестетического аппарата слабослышащих детей,  вызывающие нарушения пространственной ориентировки, статического и динамического равновесия, затрудняют овладение правильным выполнением элементов гимнастики. В процессе занятий гимнастикой упражнения силового и скоростно-силового характера, упражнения на растягивание, дыхательные упражнения мобилизирующего и успокаивающего характера, которые, в целом, способствовали уравновешиванию возбудительных и тормозных процессов, совершенствованию эмоционального самоконтроля, формированию активной установки на преодоление объективной трудности. 

Мы исследовали изменения под действием гимнастики уровня развития статического равновесия (Проба Ромберга) и реагирующей способности (тест «Ловля линейки»). Результаты теста (средние арифметические по всей группе) представлены в таблице 1.

Значительные темпы прироста свидетельствуют об эффективности коррекции данного вида двигательных нарушений средствами гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Изменение координационных способностей слабослышащих школьников 12 лет за время проведения педагогического эксперимента.

 

Пробы, тесты

Пол

Результаты

Улучшение результата

До

После

Проба Ромберга,

пяточно-носочная, в сек

мальчики

10,7

16,1

5,4 сек

50,5%

девочки

7,4

11,7

4,3 сек

58,1%

Проба Ромберга,

поза «аист», в сек

мальчики

4,2

6,6

2,4 сек

57,1%

девочки

3,6

5,2

1,6 сек

44,4%

Тест

(«ловля линейки», см)

мальчики

21,6

17,9

3,7

17,1%

девочки

23,0

18,7

4,3сек

18,7%


 

По результатам таблицы видно, что время выполнения пробы Ромберга (поза пяточно-носочная) увеличилось у слабослышащих мальчиков на 50,5  %, у девочек на – 58,1 %. В Пробе Ромберга (поза «аист») слабослышащие мальчики улучшили свой результат на 57,1 %, девочки – на 44,4 %. Показатели теста «Ловля линейки» уменьшились у слабослышащих мальчиков на 17,1 %, у девочек – на 18,7 %.

С помощью ортостатической пробы провели оценку уровня адаптационно-приспособительной деятельности организма у детей с нарушением слуха. Результаты оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Изменение показателей ортостатической пробы слабослышащих детей

за время проведения педагогического эксперимента (%)

Оценочные показатели ортостатической пробы

Пол

Результаты исследования

Улучшение показателей

До

После

норма

мальчики

15,4

32,2

16,8

девочки

23

38,7

15,7

удовлетворительная реакция

мальчики

38,4

47,0

8,6

девочки

23

38,5

15,5

неудовлетворительная реакция

мальчики

46,2

20,4

25,8

девочки

54

20,8

33,2


 

Рис. 1. Результаты ортостатической пробы среди мальчиков

 

Рис. 2. Результаты ортостатической пробы среди девочек

 

 

 

У слабослышащих школьников по окончанию курса реабилитации наблюдалась тенденция к улучшению показателей  ортостатической пробы: более чем на 25 % снизилось число мальчиков и девочек, имеющих неудовлетворительную реакцию, более чем на 20 %  увеличилось число детей данной группы имеющих показатели соответствующие норме. 

В процессе анализа результатов, полученных до и после комплекса реабилитации, нами было выявлено положительное влияние разработанной методики, что проявилось в достоверном улучшении многих тестируемых показателей.

 

ВЫВОДЫ

  1. В процессе анализа литературы нами были изучены анатомо-физиологические аспекты системы слуха. Слуховую систему человека разделяют на периферическую часть и высшие отделы, включающие слуховые зоны коры головного мозга, центральные слуховые пути и др. 

Функция слуховой системы состоит в формировании слуховых ощущений человека в ответ на действие звуковых волн, представляющих собой распространяющиеся колебания молекул воздуха (упругой среды).

  1. По классификации Л.В.Неймана люди с нарушениями слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Кроме этого нарушения слуха классифицируют на сенсориневральные и кондуктивные нарушения слуха. Стойкие нарушения слуха у детей могут быть врожденными (причины:инфекционные заболевания у матери во время беременности, химические вещества, травмы плода) и приобретенными (причины: поражении звуковоспринимающего и звуковоспринимающего аппарата, заболевания носа и носоглотки, острые инфекционные заболевания (эпидемический цереброспинальный менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка), антибиотики).
  2. Организация гимнастических занятий для учащихся с нарушением зрения обеспечивается рядом методических приемов: метод строгой регламентации упражнений, метод показа, метод наглядности, игровой метод, соревновательный метод. При обучении детей с нарушением слуха крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов.
  3. Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при обучении: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Гимнастика оказывает благоприятное влияние на развитие физических качеств (выносливость, сила, гибкость, быстрота, координационные способности) детей с нарушением слуха. Для контроля физических качеств используются следующие тесты и пробы: проба Ромберга («Пяточно-носочная», «Аист»), тест «ловля линейки», ортостатическая проба.
  4. Темпы прироста в результатах функциональных проб свидетельствуют об эффективности коррекции данного вида двигательных нарушений средствами гимнастики. Выявлено, что время выполнения пробы Ромберга (поза пяточно-носочная) увеличилось у слабослышащих мальчиков на 50,5  %, у девочек на – 58,1 %. В Пробе Ромберга (поза «аист») слабослышащие мальчики улучшили свой результат на 57,1 %, девочки – на 44,4 %. Показатели теста «Ловля линейки» уменьшились у слабослышащих мальчиков на 17,1 %, у девочек – на 18,7 %. У слабослышащих школьников по окончанию курса реабилитации наблюдалась тенденция к улучшению показателей  ортостатической пробы: более чем на 25 % снизилось число мальчиков и девочек, имеющих неудовлетворительную реакцию, более чем на 20 %  увеличилось число детей данной группы имеющих показатели соответствующие норме. 

Информация о работе Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха