Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением слуха.
Задачи исследования:
Представить анатомо-физиологические аспекты системы слуха;
Проанализировать клинику и патогенез при нарушении слуха по данным научно-исследовательской литературы;
Изучить средства и методы адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха по данным научно-исследовательской литературы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 4
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика органа слуха 4
1.2. Этиология, патогенез, классификация нарушений слуха 7
3. Основные нарушения физического развития и основных двигательных качеств детей с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2 16
2.1. Методы и средства, используемые в адаптивно-физическом воспитании для детей с нарушением слуха 16
2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха 21
2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей 25
2.4. Оценка эффективности использования гимнастики при физической реабилитации детей с нарушением слуха 30
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кур Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха.doc

— 369.00 Кб (Скачать файл)

Игровой метод широко используется в процессе физического воспитания, как метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.п.

Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях.

 При обучении детей с нарушением слуха крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности [20].

Основными средствами физической реабилитации детей с нарушением слуха являются физические упражнения:

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

— без предметов;

— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления  сводов стопы.

5. Упражнения для развития и  укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность  движений рук и ног, тренировка  вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности  движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление  различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое  и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по  обучению приемам пространственной  ориентировки на основе использования  и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и  использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития мелкой  моторики руки.

14. Плавание.

15. Лыжная подготовка.

 

 

 

 

 

   2.2. Обучение гимнастическим упражнениям детей с нарушением слуха

 

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при обучении: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей и разгибателей); замедленная скорость обратной реакции; невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга [8].

Занятия физической культуры для глухих и слабослышащих имеют свои особенности. Обучение гимнастике необходимо условно делить на три этапа.

Первый этап обучения создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.

Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения.

Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий. На протяжении всех этапов необходимо применять следующие педагогические методы:

– практические (предписание алгоритмического типа);

– наглядные (показ и метод графической записи упражнений);

– словесные (объяснение, метод коррекции ошибок).

Роль этих методов в процессе выполнения упражнений неодинакова и зависит от задач конкретного урока. Так, на начальном этапе обучения гимнастическим упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам. Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения [19]. 

На начальном этапе обучения гимнастике необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи). Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации обучения гимнастики с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.).  Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего. После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином.

Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демонстрация графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения упражнений. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.

В процессе обучения комплексам упражнений необходимо применять метод алгоритмических предписаний. Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям: точно указывать характер воздействия каждого упражнения; все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности.

Выбор метода алгоритмических предписаний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагогический процесс. Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа. Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка. Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа.

Обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений [13]. 

По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление основных положений на уроках гимнастики осуществляется в следующем порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.

Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения упражнений. Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации.

Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения [15]. 

 

2.3. Медико-педагогический контроль развития физических качеств и физической подготовленности детей

Под медико – педагогическими наблюдениями (МПН) понимают совместные исследования, проводимые врачом и педагогом (тренером) во время учебных занятий и соревнований. Во время медико – педагогических наблюдений изучаются две стороны подготовленности занимающихся: функциональные показатели  и двигательная деятельность. Эти исследования, осуществляемые в процессе специфической деятельности занимающихся физической культурой и спортом существенно дополняют данные комплексных врачебных обследований. Они позволяют в достаточной мере:

1) изучить приспособляемость организма  к нагрузкам и характер восстановления  после них;

2) уточнить сущность и значимость  отклонений в состоянии здоровья  и определить, не усиливаются ли они под влиянием физических нагрузок;

3) сопоставить показатели функционального  состояния организма с результатами  работоспособности [7].

Задачи МПН

1. Изучение условий, организации  и методики проведения занятий.

2. Изучение воздействий физических нагрузок на организм занимающихся.

3. Определение уровня общей подготовленности  и специальной тренированности.

4. Обоснование планирования учебно - тренировочного процесса.

5. Выбор и обоснования методов  и средств, направленных на повышение работоспособности и улучшение восстановительных процессов.

К достаточно распространенным и хорошо изученным методам медико - педагогических наблюдений относятся: метод непрерывного наблюдения; метод испытания с дополнительной нагрузкой; метод определения суммарного влияния нагрузки и метод испытаний с повторными (контрольными) нагрузками.

Метод непрерывного наблюдения

Данный метод позволяет:

1) оценить адаптацию организма  к физическим нагрузкам;

2) установить начало утомления  и его величину;

3) установить начало предпатологических и патологических изменений в организме;

4) определить к каким нагрузкам  обследуемый подготовлен лучше, а к каким – хуже;

5) определить какие физические  качества недостаточно развиты  для достижения высоких результатов;

6.Является незаменимым при обосновании нового метода тренировки.

Методика проведения:

1. Перед началом занятия (в покое) определяют пульс за 10 сек., АД, частота дыхания (ЧД) за 20 сек., поводят другие исследования.

Информация о работе Методика обучения легкой атлетике детей с нарушением слуха