Методика развития гибкости у юных гимнасток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы………………….......4

Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,
как вида спорта………………………………………………...15

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19

2.1. задачи исследования……………………………………………...19

2.2. методы исследования……………………………………………..19

2.3. организация исследования………………………………………..19

2.3.1. анализ литературы…………………………………………….20

2.3.2. педагогические наблюдения………………………………….20

2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20

2.3.4. метод математической статистики…………………………...22

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..24

Выводы………………………………………………………………………...37

Список использованной литературы………………………………………...39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования РФ

Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела

Факультет Физической Культуры

Кафедра теории и методики физической культуры.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ  
методика развития гибкости у юных гимнасток

( художественная гимнастика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса группы 06-ФК

Михайлова Ольга Николаевна

 

Проверил:

Мякотных Владимир Васильевич

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Сочи 2008

                                         

 

 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы………………….......4

            

    1. Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
    2. Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,

          как  вида спорта………………………………………………...15

 

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19

 

          2.1. задачи  исследования……………………………………………...19

 

          2.2. методы  исследования……………………………………………..19

 

          2.3. организация  исследования………………………………………..19

 

             2.3.1. анализ литературы…………………………………………….20

 

             2.3.2. педагогические наблюдения………………………………….20

 

             2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20

 

             2.3.4. метод математической статистики…………………………...22

 

Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..24

 

Выводы………………………………………………………………………...37

 

Список использованной литературы………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

               Актуальность. Данная тема выбрана не случайно, поскольку значимость способности, которой характеризуется гибкость, является принципиально важной в художественной гимнастике, а именно без развития гибкости невозможно не только достичь каких – либо результатов в спорте, но и вообще исключено для занимающихся оставаться в этой сфере спортивной деятельности или творчества.

Следует отметить, что гибкость является основоположным качеством для вида спорта, о котором говорится в этой работе. Нужно помнить, что качество, определяющееся как гибкость, является специфическим и содержит в себе направления воздействующего определённого диапазона, поэтому даже если применять традиционную методику – добьёмся результатов.

Универсальный комплекс упражнений, который применяет тренер в своей работе, должен обладать воздействием не только для улучшения гибкости, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости и т.д.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.

          ОБЪЕКТОМ  ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение и применение специальных средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.

В основе рабочей гипотезы исследования лежит предположение о том, что на фоне развития гибкости повысится двигательная подготовленность юных гимнасток 5-6 лет на этапе начальной подготовки.

 

 

 

 

 

                       ГЛАВА 1. Состояние вопроса по данным литературы.

 

    1. Состояние вопроса по данным литературы.

 

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость - способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы (Т. С. Лисицкая, 1982 г.).

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков (Д. Мавромати, 1982).

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила (Ю.В. Менхин, 1989).

Недостаточная подвижность в суставах - следствие плохой эластичности мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять ногу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.

Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений - наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной, гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).(рис.1)

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).

  В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной растяжимостью или запасом гибкости.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая - амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия (Б.А. Ашмарин, 1990).

С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет (В. И. Филиппович, 1971).

Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).

 В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая, 1982).

          Развивают  гибкость с помощью упражнений  на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать  не только по активной, пассивной  направленности, но и по характеру  работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные статодинамические упражнения на растягивание (рис. 2).

          Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Также она зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена) (рис. 3).

          Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды. Предварительный массаж, горячий душ, умеренное возбуждение растягиваемых мышц также способствует увеличению гибкости более чем на 15%. (18)

     Ограничение гибкости связано и со связочным аппаратом: чем толще связки и суставная капсула и чем больше натяжение суставной капсулы, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений может быть лимитирован напряжением мышц-антагонистов. Поэтому проявление гибкости зависит не только от эластических свойств мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т.е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антагонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений, и тем “легче” выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает “закрепощение” движений, резко замедляет их выполнение, затрудняет процесс освоения двигательных навыков. В ряде случаев узловые компоненты техники сложно координированных движений вообще не могут быть выполнены из-за ограниченной подвижности работающих звеньев тела.

Художественная гимнастика - сложнокоординированный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали (Ю.Н. Шишкарева и Л.П.Орлов, 1954).

 В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако, большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая, 1982).

Информация о работе Методика развития гибкости у юных гимнасток