Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы………………….......4
Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,
как вида спорта………………………………………………...15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19
2.1. задачи исследования……………………………………………...19
2.2. методы исследования……………………………………………..19
2.3. организация исследования………………………………………..19
2.3.1. анализ литературы…………………………………………….20
2.3.2. педагогические наблюдения………………………………….20
2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20
2.3.4. метод математической статистики…………………………...22
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..24
Выводы………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………...39
В результате серии научных исследований разработан комплекс педагогических контрольных тестов. Он характеризует уровень развития основных физических качеств детей, занимающихся художественной гимнастикой. Данный комплекс разработан с учетом нормативных документов ДЮСШ.
Для определения гибкости использовались тесты:
«ШПАГАТ» на правую ногу. Гимнастки 5 – 6 лет выполняют шпагат на полу. Измеряется расстояние от пола до бедра в сантиметрах. «Шпагат» позволяет определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.
«МОСТ» фиксируется 2 секунды оценивается расстояние между руками и пятками гимнастки в сантиметрах. «Мост» позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.
«ВЫКРУТ» в плечевых суставах со скакалкой выполняется три раза. Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволяет определить подвижность в плечевых суставах.
НАКЛОН вниз с гимнастической скамейки. Измерялось расстояние от пола до среднего пальца кисти.
Для определения общей физической подготовки были взяты следующие тесты:
И.П. – вис на высокой перекладине хватом сверху, подбородок выше перекладины, не касается. Как только подбородок коснулся перекладины, секундомер останавливали.
2.3.4. Методы математической статистики.
Все результаты экспериментальных исследований были обработаны с помощью методов математической статистики, изложенных в соответствующих руководствах (А.А. Федякин, В.В.Мякотных и т.д.)
По оценке достоверности полученных результатов в качестве основного был принят 1 – 5% уровень значимости.
Таблица №1
Уровень двигательной подготовленности в начале исследования
Тесты |
Х |
б |
Прыжок в длину с места (см) |
||
Бег 20 м (с) |
||
Вис на согнутых руках (с) |
||
Шпагат (см) |
||
Выкрут в плечевых суставах со скакалкой (см) |
||
Мост (см) |
||
Равновесие на одной ноге (с) |
||
Передвижение в упоре стоя по 8-образной траектории (с) |
||
Упор присев упор лёжа (в кол-ве раз) |
Таблица № 2
Корреляционная таблица взаимосвязи
развития гибкости и координации
движений в начале исследования
Тесты |
«ЦАПЛЯ» |
Упор присев - упор лёжа. |
«ВОСЬМЕРКА» |
Шпагат |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Мост |
0,3 |
0,08 |
0,1 |
Выкрут |
0,08 |
0,3 |
0,2 |
На основе корреляционного анализа у гимнасток на этапе предварительной подготовки выявлена слабая обратно пропорциональная взаимосвязь между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, а также подвижностью в плечевых суставах и статистическим равновесием. Полученный коэффициент корреляции составил r=0,08, что является недостоверным показателем. Наиболее сильная прямо пропорциональная взаимосвязь получена между подвижностью в плечевых суставах и согласованностью движений, коэффициент корреляции составил
r = 0,3. Достоверность результатов не обнаружена (Р > 0,05).
Таблица № 3
Корреляционная таблица взаимосвязи
развития координации движений
и общей двигательной подготовленности
в начале исследования.
Тесты |
Прыжок в длину с места |
Бег 20 метров |
Вис на согнутых руках |
Равновесие на одной ноге |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
Передвижение в упоре стоя по 8 образной траектории |
0,2 |
0,4 |
0,1 |
Упор присев- упор лёжа |
0,4 |
0,03 |
0,7 |
Корреляционный анализ выявил наиболее тесную прямо пропорциональную взаимосвязь между скоростно-силовыми и силовыми способностями, коэффициент корреляции составил r = 0,7 и оказался достоверным (p < 0,05)
Как показал анализ литературных источников, в художественной гимнастике, для достижения высокого уровня спортивного мастерства, необходимо развитие у занимающихся такого качества, как гибкость. Это положение подтверждается экспериментальными исследованиями. Следовательно, основной задачей педагогического эксперимента являлось совершенствование методики развития гибкости, на основе полученных результатов собственных исследований.
Процесс развития гибкости осуществлялся постепенно.
Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была небольшой, но упражнения применялись систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включались в утреннюю гимнастику.
Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, проводилась разминка для разогревания мышц.
Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до появления ощущения лёгкой болезненности.
Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на растягивание, которые могли быть динамического (пружинистые, маховые, и т.п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характере.
Упражнения на растягивание выполнялись как с отягощением так и без него.
Использование отягощений позволяет акцентированно развивать мышцы, обеспечивающие движения в суставах.
Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в различных сочленениях опорно-двигательного аппарата, состояли из упражнений активных (максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пассивных (максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение года увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторение в 1 секунду; при пассивных – 1 повторение в 1 – 2 секунды; удержание статических положений – 20-30 секунд.
При выполнении заданий на гибкость перед ребёнком ставилась конкретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.
Основным методом развития гибкости повторный метод, где
упражнения на растягивание выполнялись
сериями по 10 – 12 повторений в каждой.
Так как у детей 5-6 летнего возраста занятия проводились 3 раза в неделю, использовалась система домашнего задания, которая включала в себя: упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника, в тазобедренных и голеностопных суставов, подколенных связок, а также, прыжки на скакалке. Для Развития Гибкости в учебно-тренировочном процессе применялись упражнения скоростно-силового характера: пружинистые движения, махи с последующим удержанием ног. При этом, если упражнения выполнялись с отягощением, вес отягощения не должен был снижать скорость выполнения махов или пружинистых движений (отягощения не превышало 2-3% от веса тела гимнастки). В качестве методов совершенствования гибкости использовались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т.д.).
Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем – туловища и нижних конечностей.
Условия выполнения упражнения значительно облегчаются за счёт опоры. Упражнения сначала выполнялись у опоры, затем без опоры.
Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.
Упражнения, применяемые для развития гибкости:
Комплекс упражнений для развития гибкости
а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток;
б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;
в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать);
г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди)и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;
д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.
Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.
Упражнения для овладения мостом:
а) наклоны назад, касаясь стенки руками;
б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;
в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;
г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;
д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;
е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.
а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо);
б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке;
в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с помощью тренера (не допускать болевых ощущений);
г) Стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (мешки с песком весом 1 – 2 кг).
Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:
Информация о работе Методика развития гибкости у юных гимнасток