Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить эффективность применяемых средств (упражнения на растягивание) и методов (соотношение повторного и вариативного упражнения) для развития гибкости юных гимнасток.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являлся учебно-тренировочный процесс с юными гимнастками.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературы………………….......4
Понятие гибкости в художественной гимнастике…………..4
Цели, задачи и особенности художественной гимнастики,
как вида спорта………………………………………………...15
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………………19
2.1. задачи исследования……………………………………………...19
2.2. методы исследования……………………………………………..19
2.3. организация исследования………………………………………..19
2.3.1. анализ литературы…………………………………………….20
2.3.2. педагогические наблюдения………………………………….20
2.3.3. тестирование двигательных качеств…………………………20
2.3.4. метод математической статистики…………………………...22
Глава 3. Результаты исследования…………………………………………..24
Выводы………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………...39
а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно;
б) тоже с булавами, гантелями, мешочками с песком;
в) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;
г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.
Обучение шпагата рекомендуется начинать с выполнения упражнений, описанных в п.3.поднимание ног в сторону на 90 градусов, содействует хорошему выполнению прямого шпагата и исключает травматические повреждения. Кроме указанных упражнений рекомендуются следующие:
а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром;
б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;
в) тоже, но встать на 2 – 3 рейку;
г) стоя ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги стремиться сесть на мяч;
д) из седа ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И.П.
Главная задача координационная совершенствования – обеспечение широкого базиса (фонда усвоенных двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей.
Чтобы успешно её решить, детей в первую очередь обучают обширному кругу двигательных действий. Для этого на занятиях с ними применяли разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из которых можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них являлась группа общеподготовительных координационных упражнений. В старшем дошкольном возрасте преобладают аналитические координационные упражнения, воздействующие на различные специальные и специфические к.с. Много внимания в этом возрасте уделялось общеразвивающим упражнениям без предмета и с предметами. Говоря об особенностях развития к.с. старшем дошкольном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Метод стандартно – повторного упражнения совершенно необходим в работе с дошкольниками, однако, по мере того, как ученики начнут уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, он должен уступить место методу вариативного упражнения. В противном случае, приобретаемые навыки могут перейти в косные стереотипы, а это недопустимо, т.к. техника движения в дальнейшем будет перестраиваться в связи с ростом физических способностей и значительным увеличением размеров тела.
Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в этом возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования.
В качестве средств воспитания двигательно – координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия.
Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно – координационные способности.
Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подвижных игр.
При развитии КС за основу приняли методику Н.В.Хомякова (1998). В своей методике он предложил применение на начальном этапе обучения специальных упражнений, направленных на устранение моторный асимметрии, что будет содействовать гармоническому развитию гимнасток, более полному проявлению координационных способностей и позволить в дальнейшем достигать более высоких результатов.
Л.П.Матвеев (1991) предлагает воспитание двигательно - координационных способностей идя по двум основным линиям:
Первая линия реализуется непосредственно в процессе разучивания новых двигательных действий, путём последовательного решения новых двигательных задач, вытекающих из необходимости согласования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений.
Вторая линия в методике воспитания двигательно – координационных способностей характеризуется введением фактора необычности при выполнении действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.
Координационные способности в художественной гимнастике проявляются в способности гимнастки выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а также точно и экономично.
КС тесно связаны с развитием силы, быстроты и выносливости.
В процессе технической подготовки гимнасткам необходимо не только овладеть сложной координацией движений, но и научиться сохранять её в различных изменяющихся условиях, что имеет большое значение в их спортивной деятельности.
Координация немыслима без развития суставно – мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.
Поэтому гимнасткам необходимо систематически выполнять новые, всё более сложные, упражнения в различных условиях.
Для развития координации движений использовали танцевальные движения, акробатические и гимнастические упражнения. Но лучшим средством послужили упражнения художественной гимнастики, особенно с предметами, а также элементами танца, которые способствовали развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С этой же целью включались занятия упражнения в поворотах.
С целью воспитания КС на учебно – тренировочных занятиях ставили гимнасток в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону. Иногда меняли форму привычных предметов: давали мяч большого размера; скакалку – более короткую или более длинную, изготовленную из другого материала; обруч – легче или тяжелее, с большим или меньшим диаметром; ленту - длиннее или шире; палку – тяжелее и короче; при исполнении силовых упражнений применялись отягощения.
Изменяли обычные условия, тем самым заставляя гимнасток преодолевать возникающие трудности. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшали или повышали площадь опоры, увеличивали количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.
При изучении элементов акробатики полезно гимнасткам выполнять упражнения на полу без ковра, а по мере овладения техникой исключать страховку и помощь.
В качестве развития КС использовались игровой и соревновательный методы.
Таблица № 4
Корреляционная таблица взаимосвязи развития гибкости и координации движений в конце исследования.
Тесты |
«Цапля» |
«Упор присев – упор лежа» |
«Восьмерка» |
Шпагат |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
Мост |
0,3 |
0,4 |
0,04 |
Выкрут |
0,2 |
0,2 |
0,08 |
На основе корреляционного анализа была выявлена слабая обратнопропорциональная взаимосвязь между гибкостью в плечевых суставах и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,08 и оказался недостоверным при (p > 0,05). Наиболее тесное прямопропорцоиональная взаимосвязь наблюдается между гибкостью в тазобедеренных суставах и статическим равновесием, а также между гибкостью позвоночного столба и согласованностью движений, и ориентированию в пространстве. Коэффициент корреляции составил r = 0,4 и оказался не достоверным при (p > 0,05).
Таблица №5
Корреляционная таблица взаимосвязи
общей двигательной
подготовленности и координации движений в конце исследования
Тесты |
Прыжок в длину с места |
Бег 20 метров |
Вис на согнутых руках |
«Цапля» |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
«Восьмерка» |
0,1 |
0,07 |
0,03 |
«Упор присев – упор лежа» |
0,2 |
0,1 |
0,6 |
Корреляционный анализ выявил сильную прямо пропорциональную взаимосвязь между согласованностью движений и силовой выносливостью рук. Коэффициент корреляции составил r = 0,6 и оказался достоверным (p < 0,05).
Таблица №6
Динамика показателей развития гибкости
и координации движений
в процессе исследования (Х).
Тесты |
Количество испытуемых |
До исследования |
После исследования |
Абсолютный сдвиг |
P |
«Шпагат» (см) |
15 |
19,8 |
18,9 |
0,9 |
0,005 |
«Мост» (см) |
15 |
0,7 |
0,5 |
0,2 |
0,16 |
«Выкрут» (см) |
15 |
57 |
55,66 |
1,34 |
0,12 |
«Цапля» (сек) |
15 |
3,26 |
3,66 |
0,4 |
0,028 |
«Восьмерка» (сек) |
15 |
39,13 |
37,93 |
1,2 |
0,02 |
«Упор присев – упор лежа» (кол-во раз) |
15 |
6,2 |
6,4 |
0,2 |
0,384 |
Прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих развитие гибкости (подвижность позвоночника составила 0,2; подвижность в плечевых суставах 1,34; подвижность в тазобедренных суставах составила 0,9), а также координации движений (равновесие на одной ноге составило 0,4; «упор присев – упор лежа» составил 0,2; передвижений по восьмиобразной траектории составило 1,2), что указывает на достоверность различий. Достоверность статистики значима p < 0,05.
Таблица №7
Динамика показателей, характеризующих общую двигательную подготовленность в процессе исследования.
Тесты |
До исследования |
После исследования |
Абсолютный сдвиг |
P |
Бег 20 м (сек) |
6,01 |
5,8 |
0,21 |
0,06 |
Прыжок в длину с места (см) |
120,2 |
120,8 |
0,6 |
0,12 |
Вис на согнутых руках (сек) |
4 |
4,8 |
0,8 |
0,02 |
В процессе исследования было обнаружено достоверное улучшение во всех показателях. Так, прирост результатов наблюдается во всех тестах, характеризующих двигательную подготовленность (скоростные способности составили 0,2; скоростно-силовые способности 0,6; сила рук 0,8), что говорит о достоверности различий p < 0,05.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие координации движений и гибкости у девочек 5 – 6 лет позволяет повысить уровень двигательной подготовленности.
Выводы:
При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсменки значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.
Информация о работе Методика развития гибкости у юных гимнасток