Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
• выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
• разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. Теоретические основы развития выносливости...................................................6
1.1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14
2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков........22
2.1. Общая методика развития специальной выносливости.................................22
2.2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков.....25
3. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников.........................................................44
3.1 Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
3.2 Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50
ВЫВОДЫ...................................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

Файлы: 1 файл

ГонкиДип.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

 

Методика  развития и контроля специальной  выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет  в тренировочном процессе

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1. Теоретические  основы развития выносливости...................................................6

    1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
    2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14

2. Методы  и средства развития выносливости  юных лыжников-гонщиков........22

2.1. Общая методика развития специальной  выносливости.................................22

2.2. Методы и средства развития  выносливости юных лыжников-гонщиков.....25

3. Сравнительный  анализ методов контроля определения  уровня специальной выносливости  юных спортсменов-лыжников.........................................................44

    1. Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
    2. Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50

ВЫВОДЫ...................................................................................................................52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54

ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Выносливость  – одно из важнейших физических качеств, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий  уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным  свойством человеческого организма, выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты  современных научных исследований, в большинстве случаев ведущая роль в проявлениях выносливости принадлежит факторам энергетического обмена и вегетативным системам его обеспечения – сердечно-сосудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

В широком смысле выносливость – это способность  человека к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем больше выносливость. Особенно необходимо это качество при выполнении длительных или кратковременных упражнений скоростного и силового характера. 

Такой вид спорта как лыжные гонки связан с продолжительной циклической работой, поэтому решающее значение для достижения значительных спортивных результатов имеет высокий уровень как общей, так и специальной выносливости, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости невозможно достигнуть высокого уровня общей и специальной подготовки юных спортсменов-лыжников, поэтому в теории и методике лыжного спорта изучение выносливости в циклических видах спорта занимает одно из важнейших мест: этому вопросу было посвящено достаточно много научной литературы. Большое внимание в этих работах уделяется и развитию этого физического качества у начинающих лыжников-гонщиков 13-15 лет, поскольку этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом. Все авторы отмечают, что в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов нельзя применять те же средства и методы по развитию выносливости (особенно специальной), что и для лыжников старших разрядов. Эффективное использование в тренировке юных спортсменов 13-15 лет играют средства и методы, которые способствуют сохранению здоровья, повышению работоспособности и пополнению кандидатов в национальную команду, то есть воспитание спортивного резерва. Однако, следует отметить, что на современном этапе этой проблематике стали уделять гораздо меньше внимания: в работах последних лет почти не поднимается тема развития специальной выносливости.

Возросшая конкуренция в лыжных гонках, наличие  в разных странах высококвалифицированных  лыжников, способных завоевывать  призовые места на соревнованиях  мирового уровня, и жесткая борьба Всемирного антидопингового агентства (WADA) с применением запрещенных препаратов предъявляют высокие требования к технологиям спортивной подготовки. Наилучший результат от тренировок можно получить только при эффективном управлении тренировочным процессом, в основе которого лежит контроль и критерии оценки его диагностической информативности.

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную  изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
  • выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
  • разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Объектом изучения является учебно-тренировочный процесс в лыжных гонках.

Предмет изучения составляет комплекс средств и методов, используемых в процессе развития специальной выносливости, а также комплекс психофизиологических показателей используемых в процессе контроля над развитием этого вида выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 летнего возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнительный метод, в экспериментальной части использовался метод интервальной тренировки Табата.

Теоретико-методологическая основа работы базируется на общих принципах спортивной тренировки, изложенных в трудах Л.Л. Матвеева, теоретических положениях о развитии юных спортсменов В.П. Филина, работах о методике тренировок в лыжных гонках С.К. Фомина, о развитии локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта Е.Б. Мякинченко и других.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

1. Теоретические  основы развития выносливости

1.1 Общая  характеристика выносливости

Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [35]. Евсеев Ю.И. (2002), Литвинов Е.Н. (1984), Романенко В.А. (1986) дают несколько иное определение: под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой либо работы без заметного снижения работоспособности [13; 17; 30]. А уровень выносливости обычно определяется временем, в течение которого человек может выполнить заданное физическое упражнение. Чем продолжительнее время работы, тем выше выносливость [17]. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

- в продолжительности  работы без признаков утомления  на данном уровне мощности;

- в скорости  снижения работоспособности при  наступлении утомления. 

Исследуя способности  юного организма, В.П. Филин и М.Я. Набатникова выявили, что - выносливость прямо связана со способностью юного  спортсмена экономно расходовать свои силы при преодолении дистанции [23, 35].

Выносливость обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств.

В зависимости  от специфики работы (умеренной интенсивности, скоростная, силовая, координационная) можно говорить о способности  преодолевать утомление при нагрузках умеренной интенсивности скоростной, силовой или координационной направленности. Это дает основания к выделению разных видов выносливости: общая, скоростная, силовая, координационная.

Различают общую и специальную  выносливость. Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера. С точки зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно невысокой интенсивности, вовлекая в действие многие мышечные группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется:

  • аэробными возможностями организма (физиологическая основа общей выносливости);
  • степенью экономизации техники движений;
  • уровнем развития волевых качеств.

Функциональные  возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.

Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности.

Основным  показателем выносливости является максимальное потребление кислорода (МПК) л/мин. Средствами развития общей  выносливости являются упражнения, позволяющие  достичь максимальных величин сердечной  и дыхательной производительности и удерживать высокий уровень МПК длительное время. [14. С. 178.]

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Иными словами - это выносливость к определённому виду спортивной деятельности, способность эффективно проводить технические приёмы в течение схватки, игры и т. д. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри мышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей [37].

Специальная выносливость обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической  подготовленностью органов и  систем спортсмена, уровнем его физиологических и психологических возможностей применительно к виду работы. Особое значение имеет способность спортсмена продолжать упражнения при усталости благодаря проявлению волевых качеств. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и тактики.

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность  выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плаванье и другие циклические виды спорта) или определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).

Специальная выносливость с педагогической точки зрения представляет многокомпонентное понятие, т.к. уровень  её развития зависит от многих факторов:

  • общей выносливости;
  • скоростных возможностей спортсмена; (быстроты и гибкости работающих мышц);
  • силовых качеств спортсмена;
  • технико-тактического мастерства и волевых качеств спортсмена.

Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость, и т.д.). Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время ученые называют свыше 20 типов специальной выносливости. Основные типы представлены в работах В.А Романенко, Ж.К. Холодова, Я.А. Эголинского и др. [30, 37, 41]. Рассмотрим характеристики некоторых типов специальной выносливости.

Информация о работе Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе