Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
• выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
• разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. Теоретические основы развития выносливости...................................................6
1.1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14
2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков........22
2.1. Общая методика развития специальной выносливости.................................22
2.2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков.....25
3. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников.........................................................44
3.1 Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
3.2 Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50
ВЫВОДЫ...................................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

Файлы: 1 файл

ГонкиДип.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Подготовительный  период.

Цель - подготовка к зимнему сезону, то есть к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в основном периоде.

Основные задачи:

1) развитие  общей выносливости;

2) разносторонняя  физическая подготовка;

3) овладение  техникой движений.

Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание, катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и т.д.

Основной  период (Соревновательный).

Цель - показать высокие результаты в соревнованиях.

Основные задачи:

1) овладение  техникой движений и совершенствование  в ней;

2) развитие  специальной выносливости;

3) дальнейшее  развитие быстроты, общей выносливости.

Упражнения: передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах.

Переходный  период.

Цель - подвести свой организм к началу занятий в новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.

Основные задачи:

1) снижение  тренировочных нагрузок;

2) активный  отдых.

Упражнения: равномерный бег, плавание, езда на велосипеде, игры.

Юный  лыжник-гонщик вместе с тренером составляет общий план тренировки и недельный микроцикл. Наведём примерные планы микроциклов подготовительного и основного периодов.

Примерный микроцикл подготовительного периода (вторая половина декабря) для юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.

1-й  день. Отдых.

2-й  день. Задачи тренировки: изучение  техники и её совершенствование,  развитие быстроты и специальной  выносливости.

Разминка - равномерное передвижение - 7 мин, общеразвивающие упражнения - 5 мин.

Основная  часть. Совершенствование техники попеременного хода 15-20мин, игры на лыжах для развития скорости и ловкости (встречные эстафеты, «Салки»), переменная тренировка 4-5 км, передвижение в слабом темпе с ускорениями 4-5 раз по 300 м (пульс при ускорениях до 160-170 уд/мин).

Заключительная  часть. Равномерное передвижение в слабом темпе - 5-7мин.

3-й  день. Отдых.

4-й  день. Задачи тренировки: овладение  техникой и совершенствование  в ней, развитие силовой и  общей выносливости.

Разминка - 10-15 мин.

Основная  часть. Изучение одновременных ходов и их совершенствование; упражнения на развитие силовой выносливости: передвижение на лыжах без палок - 10 мин, ускорение бесшажным ходом - 4 раза по 60 м.; равномерная тренировка: передвижение на лыжах в среднем темпе по пересечённой местности - 5-7 км (пульс 140-150 уд/мин).

Заключительная  часть. Равномерное передвижение - 5 мин, катание с гор - 3 мин.

5-й  день. Отдых.

6-й  день. Активный отдых: игры (хоккей, футбол, баскетбол) - 20-30 мин, общеразвивающие  упражнения - 10-15 мин.

7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей выносливости, равновесия, ловкости.

Разминка - 10 мин.

Основная  часть. Изучение спусков, торможений, равномерная тренировка: передвижение в слабом темпе - 8-10 км (пульс 130-140 уд/мин).

Заключительная  часть. Упражнения на расслабление - 3-5 мин.

Этот  цикл повторяется в течение месяца. Но количество километров от занятия  к занятию должно расти. В следующем  месяце увеличивают скорость передвижения.

Примерный микроцикл основного периода (январь-февраль) для юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.

1-й  день. Отдых.

2-й  день. Задачи тренировки: совершенствование  техники, развитие быстроты и  скоростной выносливости.

Разминка - 10-15 мин.

Основная  часть. Совершенствование техники попеременного и одновременного ходов, ускорения для развития быстроты - 6 раз по 100 м, переменная тренировка - 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями 5 раз по 500 м (пульс при ускорениях 170 уд/мин, между ускорениями 130-140 уд/мин).

Заключительная часть. Равномерное передвижение - 3-5мин, катание с гор - 10-15 мин.

3-й  день. Отдых.

4-й  день. Задачи тренировки: совершенствование  техники, развитие силовой и  общей выносливости.

Разминка - 10-15 мин.

Основная  часть. Совершенствование техники подъёмов; игровые упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра «Финские гонки», эстафеты в подъём); равномерная тренировка в среднем темпе - 5-6 км (пульс 150-160 уд/мин).

Заключительная  часть. Равномерное передвижение - 4-5 мин.

5-й  день. Отдых.

6-й  день. Активный отдых: равномерный  бег 10-15 мин, общеразвивающие упражнения - 10-15 мин или игры 20 мин.

7-й  день. Задачи тренировки: совершенствование  техники (спусков и поворотов), развитие скоростной выносливости.

Разминка - 15 мин.

Основная  часть. Совершенствование техники спусков и поворотов, повторная тренировка: 3 раза по 1 км в высоком темпе (пульс 180 уд/мин) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.

Заключительная  часть. Равномерное передвижение в слабом темпе 5-10 мин.

Таким образом, тренер, используя те или  иные варианты микроциклов, может активно  управлять тренировочным процессом, подводя лыжника в будущем  к наиболее ответственным соревнованиям  в наивысшей спортивной форме. Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что в работе с юными лыжниками-гонщиками над развитием у них выносливости, нужно учитывать все факторы построения тренировочного процесса, правильно и рационально используя методы и средства в работе над воспитанием этого физического качества.

 

  1. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников

3.1 Методы  тестирования уровня развития  специальной выносливости

 

Как уже отмечалось, успех в современных лыжных гонках с высокими требованиями к скоростно-силовой подготовленности, определяет главным образом два фактора: умение проявлять достаточную мощность отталкиваний и поддерживать уровень мощности длительное время. Существуют и другие факторы, влияющие на спортивный результат (техническое мастерство, психологическое состояние, правильно подобранная смазка лыж и т.д.), но первые два являются ведущими. Следует также отметить, что в лыжных гонках отсутствие стандартных условий скольжения и многообразие рельефа затрудняют объективную диагностику развития специальных физических способностей: длина шага одного и того же спортсмена в разных погодных условиях может изменяться от 4 до 6 метров. Это вынуждает искать надежные косвенные методы тестирования для оценки развития различных сторон подготовленности спортсмена [40. С. 100].

Тестирование спортсменов  предполагает использование трех основных принципов [31. C. 8.]:

1. Упражнения  и двигательные задания, которые  используются при проведении  обследования спортсмена, должны как можно точнее соответствовать специальной структуре его соревновательных локомоций – принцип специализации;

2. Двигательный режим  во время тестирования должен  отражать специфику соревновательного  метаболизма – принцип адекватности  спортивному метаболизму;

3. В качестве регистрируемых  параметров должны быть использованы  наиболее информативные, надежные  и воспроизводимые параметры,  адекватно отражающие характер  функционирования лимитирующих  звеньев достижения высокого  спортивного результата – принцип  подбора информативных параметров.

Одним из основных критериев  выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Материал выносливости – это время, в течение которого выполняется физическая деятельность определенной интенсивности и характера. К примеру, в циклических видах спорта (бег, ходьба, плавание и др.) измеряется наименьшее время преодоления дистанции. В единоборствах и игровых видах спорта замеряют время, в течение которого происходит уровень двигательной деятельности заданной эффективности. В сложнокоординационных видах спорта, для которых характерна точность движений (фигурное катание, спортивная гимнастика и др.), показатель выносливости – это стабильность технически правильного выполнения действия. Существуют наиболее распространенные методики тестирования уровня специальной выносливости:

Определение коэффициента выносливости.

Коэффициент выносливости отражает функциональное состояние  сердечно-сосудистой системы и дыхания:

Коэффициент выносливости = (ЧСС в покое Х 10)/(Пульсовое давление)

Пульсовое давление представляет собой разницу систолического и диастолического давления.

Значение  коэффициента выносливости.

  • Коэффициент выносливости 12 и менее:

Балл – 5 (высокий). Рекомендации: не снижать нагрузку, поддерживать работоспособность.

  • Коэффициент выносливости 13-15:

Балл – 4 (выше среднего). Рекомендации: увеличить  объем нагрузок.

  • Коэффициент выносливости 16-20:

Балл – 3 (средний). Рекомендации: снизить эмоциональнее, силовые, скоростно-силовые нагрузки. Постепенно увеличивать объем аэробных нагрузок.

  • Коэффициент выносливости 21-25:

Балл – 2 (ниже среднего). Рекомендации: избегать целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок. Активно использовать дыхательную  гимнастику.

  • Коэффициент выносливости 26 и более:

Балл – 1 (низкий). Рекомендации: основная работа – в  аэробном режиме.

Силовая выносливость значительно отличается от беговой. Последняя зависит главным образом  от тренированности сердца. Тем не менее, улучшая силовую выносливость – вы одновременно улучаете и выносливость сердца.

В тесте на определение  уровня развития общей выносливости оценивается физическая работоспособность, максимальное потребление кислорода, функциональный возраст. Для этого используется Степ-тест с определением PWC170.

PWC170 (PWC – это первые буквы английского термина «физическая работоспособность» – Physical Working Capacity) – количество работы выполненной при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин.

Тест  уровня силовой выносливости.

Данный тест осуществляется при помощи отжиманий от пола. Мальчики выполняют стандартные отжимания, девочки же отжимаются с колен. Выполняется упражнение без перерывов и отдыха.

Результаты  теста:

Высокий уровень  – 3 минуты и более.

Средний уровень  – 1-3 минуты.

Низкий уровень  – менее 1 минуты.

Быстроту движения кисти и скоростную выносливость, а также быстроту реакции можно определить с помощью теппинг-теста. Для этого берут лист стандартной бумаги (формат А4) и делят на четыре части. Затем испытуемым предлагается в течение 40 секунд по 10 сек в каждой части листа с максимальной быстротой проставлять точки. Включают секундомер; через каждые 10 сек подается команда, после которой испытуемые переходят с одной части листа на другую; в конце 40 секунд дается команда «Стоп!», после чего спортсмены подсчитывают количество точек и записывают результат в каждой части листа, то есть получаем 4 цифры.

Например: в I части  листа, то есть за первые 10 сек, испытуемый нанес 47 точек, во II части, то есть за вторые 10 сек - 59 точек, в III части, то есть за третьи 10 сек - 67 точек, а в IV части, то есть за последние 10 сек - 61 точку. Это свидетельствует о том, что:

1) быстрота реакции  испытуемого низкая, так как только  через 20 секунд после начала  проведения теста, то есть в  третьей части, он показал наибольший результат - 67 точек;

2) быстрота движения  кисти достаточно высокая - 67 точек  (хорошим результатом считается  60 и более точек за 10 сек);

3) скоростная  выносливость небольшая, так как  через 30 сек, то есть в четвертой  части, у испытуемого снижается быстрота движения до 61 точки за 10 сек. [16]

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных  фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. [37. С. 287.]

Информация о работе Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе