Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
• выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
• разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. Теоретические основы развития выносливости...................................................6
1.1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14
2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков........22
2.1. Общая методика развития специальной выносливости.................................22
2.2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков.....25
3. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников.........................................................44
3.1 Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
3.2 Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50
ВЫВОДЫ...................................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

Файлы: 1 файл

ГонкиДип.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Кроме указанных методик в настоящее время широко используются функциональные тесты на велоэргометре, или на тредбане (тредмиле, бегущей дорожке), так как их конструкции позволяют точно дозировать физическую нагрузку по мощности.

Но эти методики нельзя признать совершенными, так как, как правило, такие обследования не всегда адекватно отражают уровень подготовленности спортсмена, особенно лыжника-гонщика, так как данная нагрузка не является специализированной. Вышесказанное определяет актуальность проблемы исследования – поиск информативных способов тестирования лыжников-гонщиков. Н.М. Тарбеева предлагает в качестве инструмента контроля специальной скоростно-силовой подготовленности в лыжных гонках использовать метод интервальной тренировки Табата [33. С. 157. ].

Интервалы Табата (также встречается название Протокол Табата) – это интервальная тренировка с продолжительностью высокоинтенсивной физической нагрузкой 20 секунд через 10 секунд отдыха, такие циклы повторяются 8 раз подряд. Авторство этого метода подготовки принадлежит доктору Идзуми Табата и группе исследователей из Национального института фитнеса и спорта в Токио, Япония [43. С. 98.]. В предложенной методике для контроля используется Табата-счет − это самый низкий результат из 8 повторений.

Именно  динамика Табата-счета и является основным показателем прогресса в данной методике интервальной тренировки. Использование метода Табата в тренировочном процессе лыжников-гонщиков подсказало, что метод тренировки Табата может быть использован как метод контроля за специальной скоростно-силовой подготовленностью лыжников при использовании повсеместно распространенного тренажера для специальной силовой подготовки лыжника «SS94-M» или его аналогов. Имитационная работа руками попеременным классическим ходом выполнялась с применением тренажера. Компьютер тренажера «SS94-M» обеспечивал информацией о пройденном расстоянии за время работы. Для контроля регистрировалось расстояния в условных метрах (усл. м.), пройденные в каждом двадцатисекундном цикле. Затем выбирался наибольший и наименьший показатель, подсчитывалась разница между ними и общее расстояние, пройденное за 8 циклов. Например, за время теста были получены следующие результаты: 149-139-129-123-120-118-113-114. Наибольшее расстояние (Max) – 149 усл.м., наименьшее расстояние (Min) – 113 усл. м., разница между наибольшим и наименьшим расстоянием, показанным в выполненных восьми циклах работы (∆) – 36 усл.м. (149-113), общее расстояние, пройденное за 8 циклов (∑), – 1005 усл. м.

Для оценки внутренних параметров физической нагрузки с помощью прибора Forerunner 305 фиксировались показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) и с помощью портативного лактометра Accutrend Lactate проводились замеры содержания солей молочной кислоты в крови после каждого цикла и через 5 минут после окончания работы.

Согласно классификации  тренировочных и соревновательных нагрузок [40] максимальный результат, показанный в одном цикле работы, по внутренним и внешним параметрам тренировочной  нагрузки соответствует зоне анаэробной алактатной мощности и является показателем развития скоростно-силовых способностей.

Параметры, полученные по итогам всех 8 циклов (собственно, тренировка по методике Табата), соответствуют  работе в анаэробной гликолитической  зоне. Поэтому показатели разницы  между наибольшим и наименьшим расстоянием принимаем за критерий развития скоростно-силовой выносливости.

На  значение общего расстояния, пройденного  за 8 циклов, влияет не только развитие скоростно-силовых способностей и  скоростно-силовой выносливости, но и скорость снижения результата (с какого цикла и как резко начинается снижение результата), которая зависит от способности организма спортсмена к быстрым восстановительным процессам за 10-ти секундный промежуток отдыха между 20-ти секундными циклами высокоинтенсивной работы. Следовательно, по результату общего расстояния можно судить о развитии специальных анаэробных гликолитических возможностей.

Таким образом, значение максимального расстояния является показателем развития скоростно-силовых  качеств, разница между наибольшим и наименьшим расстоянием определяет развитие скоростно-силовой выносливости, сумма расстояний характеризует специальную выносливость и анаэробный гликолитический потенциал работающих мышечных групп лыжника-гонщика.

 

    1. Экспериментальные данные и анализ результатов

 

Контроль специальной  физической подготовленности лыжников-гонщиков по предлагаемой методике осуществлялся  в учебно-тренировочной группе мальчиков  и девочек 13-15 лет ДЮСШ. Динамика показателей контроля представлена на на рисунке 2.

 



 

 

 

 

 

 

 

Рис 2. Динамика результатов в тестировании лыжников-гонщиков

 

Протоколы тестирования приводятся в Приложении 3.

Первые показатели тренировки по методу Табата тестирование (тест № 1) были получены в ноябре 2012 г. На последующем тренировочном  этапе («вкатывание») проводилась лыжная подготовка преимущественно аэробной и аэробно-анаэробной направленности (мощности). Второе тестирование (тест № 2) было проведено в декабре 2012 и выявило улучшение показателей дельты-разницы расстояний у лыжников, что свидетельствует о развитии скоростно-силовой выносливости мышц плечевого пояса.

С середины декабря начинался соревновательный период, включающий тренировки скоростной и скоростно-силовой направленности и участие в соревнованиях. Проведенное  в январе тестирование (тест 3) показало значительный рост показателя максимального расстояния −маркера развития скоростно-силовых способностей.

Четвертое тестирование (тест № 4) проводилось в марте  в конце соревновательного периода, основной целью которого являлось реализация спортивного потенциала лыжников. Результаты тестирования показали, что в течение соревновательного периода удалось сохранить на достигнутом (необходимом и достаточном) уровне все исследуемые показатели спортсменов.

Анализ  динамики суммы расстояний показал, что специальные гликолитические возможности возрастали постепенно к началу основных стартов и сохранялся до конца соревновательного периода. Развитие гликолитических возможностей организма спортсменов достигалось последовательным скачкообразным ростом либо скоростно-силовых способностей, либо скоростно-силовой выносливости. В целом, показатели тестирования отражают направленность физической нагрузки, проводимой в тот или иной тренировочный мезоцикл.

 

 

 

Выводы.

Подводя итоги всему сказанному выше, можно  сделать следующие выводы:

1) Организм 13-15 летних подростков недостаточно  приспособлен для максимального  развития общей и специальной  вынос


Информация о работе Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе