Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
• выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
• разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. Теоретические основы развития выносливости...................................................6
1.1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14
2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков........22
2.1. Общая методика развития специальной выносливости.................................22
2.2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков.....25
3. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников.........................................................44
3.1 Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
3.2 Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50
ВЫВОДЫ...................................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

Файлы: 1 файл

ГонкиДип.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но опять же с максимальной интенсивностью. Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечиваются за счет анаэробно – гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается, а аэробно – анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5-3 мин. Основным критерием развития скоростная выносливость является время, в течении которого поддерживается заданная скорость либо темп движений.

Силовая выносливость отражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Для воспитания выносливость к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельных сопротивлений до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки. В тех случаях, когда хотят воспитать выносливость к силовой работе в статическом режиме работы мышц, используют метод статических усилий. Упражнения подбираются с учетом оптимального угла в том или ином суставе, при котором в специализируемом упражнении развивается максимум усилий. Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением –30-75% от максимума.

Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.). Методические аспекты повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинаций, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними.

Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха. Например, чтобы добиться высокого уровня в баскетболе, можно поступить следующим образом. Время игры в баскетболе (2*20 мин) делят на 8 периодов по 5 мин. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается и уменьшается число самих периодов [37].

Выносливость  к статическим усилиям характеризуется способностью длительно поддерживать умеренное мышечное напряжение. Такого рода мышечная деятельность наблюдается при переноске грузов, при продолжительном сохранении неподвижного тела. Действия, требующие статических усилий, являются одним из наиболее утомительных видов работы [41].

В зависимости от механизма энергообеспечения выносливость может быть аэробная и анаэробная.

Аэробная выносливость. Во время аэробной работы тело работает на уровне, при котором требуется кислород для потребления телом «топлива». При этом образуется такие отходы как диоксид углерода и вода, которые выводятся из организма вместе с потом и дыханием.

Аэробная выносливость в свою очередь делится на типы:

  • Короткая — от 2 до 8 минут;
  • Средняя — от 8 до 30 минут;
  • Длинная — от 30 и более.

Аэробная выносливость тренируются с использованием непрерывного и интервального тренинга.

Аэробный порог  — это точка, при достижении которой  начинают работать анаэробные «энергетические  каналы». Он наступает при достижении примерно 65% от максимальной частоты  сердечных сокращений, это примерно на 40 ударов ниже анаэробного порога.

При анаэробной работе, связанной с максимальными  усилиями, тело работает так, что потребности  в кислороде и топливе превышают  скорость их подачи в мышцы. Мышцы  при нехватке кислорода принимают  состояние, при котором в них начинает накапливаться молочная кислота. Эта точка называется молочным или анаэробным порогом.

Анаэробная  выносливость можно разделить на следующие типы:

  • Короткая — менее 25 секунд;
  • Средняя — от 25 до 60 секунд;
  • Длинная — от 60 до 120 секунд.

Анаэробную выносливость можно развивать путем повторения работы высокой интенсивности с ограниченным временем на восстановление.

Анаэробный  порог — это точка, при которой  в мышцах начинает накапливаться  молочная кислота. Принято, что она  наступает при достижении 80-90% от максимальной частоты сердцебиения, это примерно на 40 ударов чаще, чем при аэробном пороге. [15. С. 28-39.] П. Янсен считает, что если необоснованно часто

 тренироваться с интенсивностью выше анаэробного порога, аэробные

 способности организма могут ухудшиться. Кроме того, анаэробный

 порог - это максимальная скорость бега, езды на велосипеде,

 передвижения на лыжах или в воде, которую спортсмен может

 поддерживать в течение длительного времени, не испытывая при этом

 преждевременной усталости. Эта скорость называется пороговой.

 Именно от пороговой скорости зависит результат спортсмена на

 длинных дистанциях. Установлено, что тренировки на уровне

 анаэробного порога в наибольшей степени способствуют увеличению

 пороговой скорости [42, с. 94].

 

В связи  с физиологическими показателями можно  выделить и другие виды выносливости, например, Мышечная выносливость - способность  специальных мышц

 противостоять утомлению в течение длительного периода времени.

 Скорость мышечного утомления обычно зависит от интенсивности

 упражнения. Тренировки на выносливость значительно повышают

 аэробные возможности мышц, что позволяет им извлекать больше энергии

 из пищевых источников при работе в аэробном режиме (с участием

 кислорода). Когда энергетические источники сжигаются с участием

 кислорода, вырабатывается в 18 раз больше энергии, чем при работе в

 анаэробном режиме (без кислорода). Только при наличии кислорода

 мышцы могут использовать жир в качестве источника энергии. Таким

 образом, мышечная выносливость проявляется в способности мышц

 поглощать кислород. При регулярных аэробных тренировках эта

 способность возрастает, увеличивается аэробная подготовленность мышц,

 повышается устойчивость мышц к утомлению – они могут выполнять

 более тяжелую работу в течение более длительного времени.  Лыжные

 гонки – это великолепный метод тренировки выносливости многих мышц.

 Для улучшения мышечной выносливости отдельных мышц иногда

 требуются силовые тренировки с легкими или средними весами и большим

 количеством повторений [19, с. 6-7].

 

Можно еще говорить о нервной выносливости - способности  длительное время выдерживать большое  нервное напряжение. Все эти разновидности  выносливости неотделимы друг от друга  и определяют одна другую.

Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость.

Выносливость  — комплексное, многокомпонентное  качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для  всех проявлений в различных спортивных дисциплинах (Рис.1). При этом долевое  соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.) [15]. Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Рис.1 Структура многокомпонентного качества выносливости.

Для лыжных гонок ведущими компонентами будут являться, прежде всего: возможности  всех энергосистем, экономизация и  личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развития выносливости. 

1.2. Анатомо-физиологические  особенности развития выносливости  у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.

 

Лыжный  спорт относится к циклическим  видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными [25]. C развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы [15]. Однако, следует учитывать, что в развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе. Это связано с тем, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств. Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. Достичь оптимального результата помогает разумное и целесообразное планирование тренировочного процесса, в котором развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами - юными лыжниками-гонщиками. 

Исследования  многих учёных показывают, что детский  и юношеский организмы обладают меньшей работоспособностью, чем  взрослый. Это обуславливается незаконченностью возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета. Условия для максимального развития выносливости, создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В детском, подростковом и юношеском возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Всё это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов. Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде, как и в юношеском можно начинать эту работу, но её объем в общем объеме применяемых средств невелик.

Проанализируем  особенности развития общей и  специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.

13-15 лет - это период среднего школьного возраста. Это период предполового и полового созревания, так называемый переходный возраст. Он продолжается 2-3 года, у мальчиков в пределах от 13-14 лет до 18 лет, у девочек от 12-13 лет до 16 лет. Различные годы полового созревания в ряде случаев стирают грани между средним и старшим школьным возрастом. Биологические изменения у одних в 13-14 лет могут быть такие, как у некоторых в 16-17 лет. В это время происходит развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Гипофиз действует стимулирующим образом на половые железы. В нервной системе происходят сдвиги, характеризующие всё большее совершенствование протекания основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, а возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда и к занятиям спортом. С началом периода полового созревания наряду с общим развитием наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Повышенная двигательная деятельность вызывает усиленное развитие сердца, которое начинается в 12-14 лет, а к 15 годам оно увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. Энергия развития в этом периоде подвержена индивидуальным колебаниям. Этот период у девочек начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков. Толщина стенок левого, а не правого желудочков значительно толще, чем у взрослых. Если у новорожденных толщина стенок желудочков будет 1:1, то при половом созревании - 1:1,5, в зрелом возрасте — 1:2,5. У детей просвет лёгочной артерии равен просвету аорты, а после полового созревания аорта становится шире лёгочной артерии. Поперечник сердца увеличивается, достигая в среднем 8,5 - 9,5 см. (от 7,5 до 12 см.). В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов. АД повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 13 лет максимальное равно в среднем 103 мм и минимальное - 62 мм, а в 15 лет 110 мм и 70 мм. Пульс становится реже. В 13 лет в среднем 80 ударов, а в 15 лет - 74 удара в минуту. Ритм устанавливается. В это время усиленно развиваются эластические и мышечные волокна в сосудах, что с анатомо-физиологической точки зрения нужно рассматривать как компенсаторное явление. Продолжает оставаться лёгкая возбудимость сердца из-за преобладания симпатических влияний над парасимпатическими. Довольно часто встречаются у мальчиков и девочек сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см3 жизненной ёмкости лёгких.

Информация о работе Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе