Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является определение оптимальных средств и методов развития и контроля специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-15 лет.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить и обобщить научно-методическую литературу, посвященную изучению физиологических основ всех видов выносливости, психофизиологические особенности реакции организма на развитие этого физического качества у подростков;
• выявить наиболее рациональные средства и методы построения спортивной тренировки для развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет и проанализировать все виды контроля по развитию выносливости у этой возрастной группы;
• разработать практические рекомендации по развитию выносливости у юных лыжников 13-15 лет в годичном макроцикле тренировочного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1. Теоретические основы развития выносливости...................................................6
1.1. Общая характеристика выносливости.......................................................6
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития выносливости у юных лыжников-гонщиков 13-15 лет.......................................................................14
2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков........22
2.1. Общая методика развития специальной выносливости.................................22
2.2. Методы и средства развития выносливости юных лыжников-гонщиков.....25
3. Сравнительный анализ методов контроля определения уровня специальной выносливости юных спортсменов-лыжников.........................................................44
3.1 Методы тестирования уровня развития специальной выносливости...44
3.2 Экспериментальные данные и анализ результатов.................................50
ВЫВОДЫ...................................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................54
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................58

Файлы: 1 файл

ГонкиДип.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

Состав  крови подростков мало отличается от взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов - (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов. Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях - 18-20 см. Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину - отстаёт. В 13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет у мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками.

Во  время занятий физическими упражнениями у подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов. Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.

Во  многом поведение подростков объясняется  возрастными особенностями психики. Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива»  - писал И.М.Сеченов об этом возрасте [36]. Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.

Для работы над развитием у подростков такого физического качества как  выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического  развития подростка вообще. Показатели физического развития - длина и масса тела, обхват грудной клетки - находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения:

длина тела;

масса тела;

обхват  грудной клетки.

Целесообразно применять максимально простую  и чёткую схему индивидуальной оценки физического развития. [8] Согласно этой схеме, дети по уровню физического развития относятся к одной из 4-х групп:

Дети  с хорошим физическим развитием, то есть со средними, выше среднего, высокими и ниже среднего показателями роста при средних и выше среднего показателях массы тела и окружности грудной клетки;

Дети  с чрезмерным физическим развитием, т.е. с теми же показателями роста, что и в первой группе, но при высоких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, (с показателями роста ниже);

Дети  с физическим развитием ниже среднего, то есть со средними, выше среднего и высокими показателями роста при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего;

Дети  с низким физическим развитием, то есть с высокими, выше среднего и средними показателями роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, с показателями роста ниже среднего при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего и низких; с низкими показателями роста.

Как известно, основу многолетнего планирования развития выносливости у подростков в любом виде спорта (и особенно в циклических видах) составляют данные о закономерности развития выносливости. В нашем случае: у девочек среднего физического развития наиболее активно формируется выносливость с 13 до 15 лет. С 16 до 17 лет отмечается увеличение на 2,5 с, но оно статистически недостоверно. У представительниц ускоренного физического развития с 13 до 15 лет показатели улучшаются на 7 с, то есть в 1,1 раза. В то же время существенной разницы между возрастами не обнаружено. В возрасте от 16 до 17 лет темп развития данной способности замедляется, хотя и наблюдается незначительное её увеличение. За период с 13 до 15 лет выносливость у представителей замедленного физического развития увеличивается на 10,8 с, то есть в 1,2 раза. В 13-14 лет темп формирования выносливости равен 7,0 с, а в 14-15 лет - 3,8 с. В подростковом возрасте (13-14 лет) более выносливы школьницы среднего физического развития, в старшем (15-17 лет) - замедленного, а в 16 лет - ускоренного. При этом в 13 лет показатели выносливости школьниц среднего уровня достоверно лучше показателей представительниц других уровней. Небольшой прирост выносливости от 13 до 15 лет характерен для школьниц замедленного, наименьший - для среднего, промежуточное положение занимают девушки ускоренного физического развития.

Сравнение ежегодного увеличения выносливости по возрастам свидетельствует о  достоверности активного развития у представительниц замедленного физического развития. У школьниц среднего и ускоренного физического развития в эти возрастные периоды не наблюдается активизация в формировании выносливости, что является основанием для уменьшения объёма средств и выбора определённых методов, направленных на совершенствование данной способности.

Развитие  выносливости у мальчиков и подростков среднего физического развития активно  происходит на протяжении всего школьного  возраста с незначительным, но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет. С 12 до 13 лет нет заметного увеличения в формировании выносливости. Это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит снижение в показателях выносливости, а с 16 до 17 лет - активное увеличение.

Это позволяет  считать, что в возрасте 13-14 лет, а  также с 14-15 и 16-17 лет есть предпосылка  для целенаправленного воспитания выносливости. В развитии выносливости мальчики среднего физического развития во всех возрастах превосходят акселератов, однако достоверность этих отличий наблюдается в 12, 13 и 17 лет, а ретардантов они превосходят в 13-15 лет, в 16 и 17 лет результаты их почти одинаковы.

Акселераты  по выносливости уступают своим сверстникам, хотя в 13-14 лет увеличение данной способности  достоверно. Стабилизация приходится на значительные возрастные периоды: 12-13, 15-16 и 16-17 лет. Прирост в развитии характерен для возрастного диапазона: 13-14 и 14-15 лет. В возрасте 12, 13, 17 лет акселераты уступают в развитии выносливости школьникам-ретардантам и школьникам среднего физического развития.

С 12 до 13 лет ретарданты по развитию выносливости опережают как школьников среднего, так и ускоренного физического  развития. Однако с 13 до 16 лет наблюдается  некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается «скачком» в сторону увеличения. По ежегодному темпу прироста выносливости подростки замедленного физического развития не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Если у подростков ускоренного и среднего физического развития с 13 до 14 лет темп равен соответственно 7,5 и 8,4 с, то у ретардантов такой темп приходится на возраст 16-17 лет.

Ретарданты  в развитии выносливости в 13 лет  достоверно опережают школьников среднего физического развития. Однако уже  в 14-15 лет эта достоверность говорит о том, что ретарданты в развитии выносливости уступают представителям среднего уровня. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается различий в развитии выносливости между школьниками-ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении ряда лет. Достоверные различия в возрастах 12, 13 и 17 лет, то есть как в пубертатном, так и в послепубертатном возрастах.

Возрастное  развитие физических способностей школьников с учётом их индивидуальных различий свидетельствует о том, что возрастное развитие выносливости, как и других физических качеств, у детей разного физического развития подчинено общим закономерностям, которые характеризуются наличием «критических периодов» на отдельных этапах возрастного развития. Всё это необходимо учитывать при работе с детьми (подростками) спортивным преподавателям и тренерам. Без учёта индивидуальных различий в развитии выносливости подростков разного пола и возраста невозможен правильный и рациональный подбор средств и методов для развития общей выносливости, не говоря уже о специальной.

2. Методы и  средства развития выносливости  юных лыжников-гонщиков.

    1. Общая методика развития специальной выносливости

 

Можно выделить два основных методических подхода  к развитию специальной выносливости:

  1. Аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость непосредственно определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спорт. игры и т.д.)
  2. Целостный подход, основанный на интегральном воздействии на различные факторы специальной выносливости. [29. С. 322-323.]

Начиная работу по развитию и совершенствованию  выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание  в занятиях нагрузок различной физиологической  направленности может привести не к улучшению, а, наоборот, к снижению тренированности.

На начальном  этапе необходимо сосредоточить  внимание на развитии аэробных возможностей одновременно с совершенствованием функций сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т. е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не очень сложная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средств и систематичности тренировок.

На втором этапе  необходимо увеличить обьем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для  этого непрерывную равномерную  работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т. д. в широком  диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.

На третьем  этапе, в случаях, когда предъявляются  повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специфической выносливости. Если же повышенные требования к уровню развития выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются, то необходимо лишь поддерживать достигнутый ее уровень освоенными объемами тренировочных нагрузок. [12. С. 56.]

Воспитание  выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач: 1) повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма; 2) повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма. Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.

К упражнениям, применяемым в качестве средств  совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие  требования. Работа должна выполняться  с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка  дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин (длина отрезков от 200 до 600 м в беге; от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии для начинающих 2—3, для хорошо подготовленных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьшаются: после первого — 5—6 мин, после второго — 3—4 мин, после третьего — 2—3 мин. Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15—20 мин.

К упражнениям, применяемым в качестве средств  совершенствования креатинфосфатного  механизма, предъявляются следующие  требования. Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума); продолжительность упражнений — 3—8 с (бег — 20—70 м, плавание — 10—20 м); интервалы отдыха между повторениями — 2—3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4—5 повторений) — 7—10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.

Развитие  аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит  от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные — лактатные — алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке. [16. С. 89.]

Информация о работе Методика развития и контроля специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-15 лет в тренировочном процессе