Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния учащихся старшего школьного возраста, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Научная новизна заключается в том, чтобы методика воспитания гибкости, способствовала подвижности в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста. Практическая значимость заключается в том, что методику воспитания гибкости можно будет использовать учителям, работающим с детьми старшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1 Анализ литературных источников 5
1.1Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
1.3Методы воспитания гибкости
Выводы по 1 разделу
2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 36
Литература
Приложение 1 -?

Файлы: 1 файл

Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Анализ литературных источников 5

6

 

1.1Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста

6

 

1.2  Общая характеристика гибкости  и подвижности суставов

9

 

1.3Методы воспитания  гибкости

18

Выводы по 1 разделу

32

2 Методы и  организация исследования 24

33

 

2.1  Методы  исследования

33

 

2.2 Организация  исследования

34

3 Результаты  исследования и их обсуждение

37

Заключение 36

42

Литература

44

Приложение 1 -?

47




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.).

Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости [6].

Актуальность работы заключается в том, что воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния учащихся старшего школьного возраста, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками.

Научная новизна заключается в том, чтобы методика воспитания гибкости, способствовала подвижности в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в том, что методику воспитания гибкости можно будет использовать учителям, работающим с детьми старшего школьного возраста.

Проблема исследования заключается в значимости гибкости, т.к. именно без этого качества невозможно достичь высокого уровня мастерства в гимнастике.

Объект исследования: учебный процесс направленный на воспитание гибкости в тазобедренном суставе у учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования: методика воспитания гибкости в тазобедренном суставе у учащихся 15-17 лет.

Материалом для исследования послужили учебники, учебные пособия и методические рекомендации различных авторов, а также наблюдения и рекомендации преподавателей физической культуры.

Цель работы: выявить наиболее эффективные методики воспитания гибкости в тазобедренном суставе у детей старшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  • изучить научную и учебно-методическую литературу по данной теме;
  • разработать методику и комплекс упражнений воспитания гибкости в тазобедренном суставе;
  • выявить эффективность методики и разработанного комплекса упражнений для воспитания гибкости в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами методика воспитания гибкости в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста, основанная на специальных упражнениях, будет способствовать воспитанию физического качества гибкости.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • анализ научно методической литературы;
  • педагогическое тестирование;
  • педагогический эксперимент;
  • методы математической статистики.

Апробация данной темы на научно-практических конференциях не проводилась.

 

 

 

 

  1. Анализ литературных источников

            1.1 Особенности физического развития учащихся старшего школьного возраста

 

Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек - с 16, а у юношей - с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых.

Девочки вступают в период полового созревания в 10 - 12 лет. Но уже в 8 - 10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза; в 9 - 10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди; в 10 - 11 лет проявляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез (начало их роста); в 11 - 12 лет может быть первая менструация (у большинства в 13 - 14 лет) в 15 - 16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 сантиметров в год. В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

У девушек и  юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей - мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам.

Масса сердца у  девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше, чем у юношей, дыхание чаще, а  жизненная емкость легких на 1 литр меньше.

Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя.

У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.

Продолжают  увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная  и гормональная регуляция сердечно - сосудистой системы.

Юноши и девушки  очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.

Юноши переоценивают  свои силы, часто берут высокий  темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.

При организации  физического воспитания в старшем  школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий  со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

При занятиях с  девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой  дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.

 Содержание  уроков, дозирование нагрузок и  оценка физической подготовленности  дифференцируются в зависимости  от пола.

В этом возрасте необходимо развивать способность  к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии.

  Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности.

  Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80-85 % максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку.

В старших классах  используется весь арсенал средств  физического воспитания, который  значительно расширяется по сравнению  со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей - элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

Задачи физического  воспитания в старшем школьном возрасте:

- укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

- обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

- углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

  - формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.

Физическое  воспитание в 9-10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.

  В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств - посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

 

  1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов

 

       Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Л.П. Матвеев дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок [15].

       Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена [18].

Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений  [18].

          Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов. 

         Анатомическая подвижность определяется путем теоретических вычислений. Для этого определяют величину суставной поверхности с помощью рентгенограммы, а затем, вычитая из угла большей кривизны угол меньшей кривизны, определяют предел возможной подвижности в суставе. Анатомическая подвижность относительно постоянна и она дает картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение) [25].

           Активная подвижность обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

Информация о работе Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста