Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:11, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния учащихся старшего школьного возраста, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Научная новизна заключается в том, чтобы методика воспитания гибкости, способствовала подвижности в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста. Практическая значимость заключается в том, что методику воспитания гибкости можно будет использовать учителям, работающим с детьми старшего школьного возраста.
Введение
1 Анализ литературных источников 5
1.1Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
1.3Методы воспитания гибкости
Выводы по 1 разделу
2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 36
Литература
Приложение 1 -?
Параметры / Оценка |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Плохо |
Расстояние у пальцев рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см). |
+15 |
+ 5 |
0 |
- 5 |
Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведенной кисти (град). |
70 |
90 |
95 |
100 |
Угол туловища к горизонту в по при наклоне вперед в положении сидя (град). |
5 |
15 |
25 |
35 |
Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). |
182 |
180 |
178 |
175 |
Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) |
180 |
178 |
175 |
172 |
Вся программа исследований была выполнена в три этапа. Основной целью исследований первого этапа было изучение различных методов воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста.
На втором этапе проводился сравнительный педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы учениц 10-го класса (средний возраст – 16 лет) МОУ «СОШ № 91» г. Кемерово. Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста. Возрастной состав девушек в обеих группах был идентичным.
Третий этап предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.
Антропометрические данные испытуемых – девушек 10 класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 161,8 сантиметр, в экспериментальной – 168,1 сантиметр. Средняя величина веса тела соответственно 56,79 и 62,100 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.
Показатели гибкости приведены в таблицах 3.1 и 3.2. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем плюс 0,9 см, в конце эксперимента (декабрь) - плюс 2,6 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно плюс 2,3 в начале эксперимента и плюс 5,4 - в конце эксперимента.
В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной.
Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 177,6 градуса, в конце обследуемого периода – 178,2 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили также 177 градусов в начале исследования и достигли 181,2 градуса в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2,4 градуса, в экспериментальной группе – 4,2 градуса. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 4,17 при р < 0, 01).
Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот.
Между антропометрическим масса
- ростовым показателем Кетле и
показателем гибкости наблюдалась
некоторая отрицательная
Таблица 3.1 - Контрольная группа - ученики 3 класса
Ф.И.О. |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест на гибкость до (см), град |
Тест на гибкость после (см), град | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Агеева Н. |
145 |
52 |
+7/180 |
+9/182 | |
2. Быкова К. |
169 |
58,800 |
-1/175 |
0/175 | |
3. Бяшкова А. |
174 |
63,800 |
+3/179 |
+4/181 | |
4. Гринько М. |
170 |
60 |
-2/175 |
0/175 | |
5. Елисеева Р. |
170 |
58,300 |
+1/179 |
+2/179 | |
6. Климова Н. |
165 |
62,900 |
-1/175 |
+1/174 | |
7. Лущикова А. |
145 |
47 |
0/178 |
+3/180 | |
8. Наполова К. |
168 |
63,400 |
-2/175 |
0/175 | |
9. Ракопова Ю. |
154 |
50 |
+3/180 |
+4/181 | |
10. Танько Д. |
158 |
51,700 |
+1/180 |
+3/180 | |
Средние показатели гибкости, см. |
161,8 |
56,79 |
+0,9/ 177,6 |
+2,6/178,2 |
Таблица 3.3 - Экспериментальная группа
Ф. И. О. |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Тест на гибкость до (см)/град |
Тест на гибкость после (см)/град |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Горлова Д. |
158 |
51 |
+4/180 |
+8/184 |
2. Доценко М. |
173 |
66,200 |
0/175 |
+3/178 |
3. Котко М. |
174 |
68,400 |
+2/178 |
+5/182 |
4. Ланщикова М. |
171 |
63 |
-1/172 |
+2/177 |
5. Орехова Л. |
175 |
68,400 |
+3/178 |
+8/182 |
6. Паксеева П. |
172 |
66 |
0/175 |
+3/179 |
7. Рогова Д. |
168 |
62,400 |
+8/178 |
+10/182 |
8. Тваровская Г. |
169 |
62,200 |
+3/178 |
+5/182 |
9. Ухтова Ф. |
158 |
53 |
+3/178 |
+6/182 |
10. Чизмар М. |
163 |
60,800 |
+1/178 |
+4/184 |
Средние показатели гибкости, см |
168,1 |
62,100 |
+2,3/177 |
+5,4/181,2 |
Таким образом,
между контрольной и
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".
Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.
Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.
Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз (Приложение 1)
Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.
Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера (Приложение 2).
При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.
Пружинящее
приседание в положении разведенных
в переднезаднем направлении
ног следует выполнить
Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.
Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно
развитие гибкости должно начинаться
с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это
качество развивается почти в 2 раза
эффективнее, чем в старшем школьном
возрасте. Это объясняется большой
растяжимостью мышечно-
2) Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
3) Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии гибкости. Акцентированные занятия на развитие гибкости положительно влияют на динамику антропометрических данных по показателям Кетле. Различия в показателе гибкости в контрольной и экспериментальной группе в конце исследованного периода наблюдаются по тесту "угол тазобедренного сустава".
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости.
Информация о работе Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста