Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния учащихся старшего школьного возраста, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Научная новизна заключается в том, чтобы методика воспитания гибкости, способствовала подвижности в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста. Практическая значимость заключается в том, что методику воспитания гибкости можно будет использовать учителям, работающим с детьми старшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение
1 Анализ литературных источников 5
1.1Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
1.3Методы воспитания гибкости
Выводы по 1 разделу
2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 36
Литература
Приложение 1 -?

Файлы: 1 файл

Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 

Параметры / Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Расстояние  у пальцев рук при наклоне  вперед относительно уровня площадки  (см).

+15

+ 5

0

- 5

Угол в лучезапястном  суставе с тыльной стороны  при отведенной кисти (град).

70

90

95

100

Угол туловища к горизонту в по при наклоне  вперед в положении сидя (град).

5

15

25

35

Угол в подколенной  ямке при выпрямлении ноги (град).

182

180

178

175

Угол в тазобедренном  суставе в продольном шпагате (град)

180

178

175

172

Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град)

180

178

175

172


 

       Вся программа исследований была выполнена в три этапа. Основной целью исследований первого этапа было изучение различных методов воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста.

      На втором этапе проводился сравнительный педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач были изучены 2 группы учениц 10-го класса (средний возраст – 16 лет) МОУ «СОШ № 91» г. Кемерово.  Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 – экспериментальную группу. Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу упражнений, направленных на воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста. Возрастной состав девушек в обеих группах был идентичным.

     Третий этап предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           3     РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

         Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.

Антропометрические данные  испытуемых – девушек 10 класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям.  Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 161,8 сантиметр, в экспериментальной – 168,1 сантиметр.  Средняя величина веса тела соответственно 56,79 и 62,100 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.

Показатели гибкости приведены  в таблицах 3.1 и 3.2. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем плюс 0,9 см, в конце эксперимента (декабрь) - плюс 2,6 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно плюс 2,3 в начале эксперимента и плюс 5,4 - в конце эксперимента.

В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной  группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной.

Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 177,6 градуса, в конце обследуемого периода – 178,2 градуса. В экспериментальной группе соответствующие показатели составили также 177 градусов в начале исследования и достигли 181,2 градуса в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2,4 градуса, в экспериментальной группе – 4,2 градуса. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t = 4,17 при р < 0, 01).

Интересно отметить, что  между исследованными величинами наблюдается  определенная зависимость. Так, чем  выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в  тазобедренном суставе и наоборот.

Между антропометрическим масса - ростовым показателем Кетле и  показателем гибкости наблюдалась  некоторая отрицательная зависимость.

 

Таблица 3.1 -  Контрольная группа - ученики 3 класса

 

Ф.И.О.

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см), град

Тест на гибкость после (см), град

1

2

3

4

5

1. Агеева Н.

145

52

+7/180

+9/182

2. Быкова К.

169

58,800

-1/175

0/175

3. Бяшкова А.

174

63,800

+3/179

+4/181

4. Гринько М.

170

60

-2/175

0/175

5. Елисеева Р.

170

58,300

+1/179

+2/179

6. Климова Н.

165

62,900

-1/175

+1/174

7. Лущикова А.

145

47

0/178

+3/180

8. Наполова К.

168

63,400

-2/175

0/175

9. Ракопова Ю.

154

50

+3/180

+4/181

10. Танько Д.

158

51,700

+1/180

+3/180

Средние показатели гибкости, см.

161,8

56,79

+0,9/ 177,6

+2,6/178,2


 

 

 

 

Таблица 3.3 -  Экспериментальная группа

 

 

Ф. И. О.

Рост

(см)

Вес

(кг)

Тест на гибкость до (см)/град

Тест на гибкость после (см)/град

1

2

3

4

5

1. Горлова Д.

158

51

+4/180

+8/184

2. Доценко М.

173

66,200

0/175

+3/178

3. Котко М.

174

68,400

+2/178

+5/182

4. Ланщикова  М.

171

63

-1/172

+2/177

5. Орехова Л.

175

68,400

+3/178

+8/182

6. Паксеева П. 

172

66

0/175

+3/179

7. Рогова Д.

168

62,400

+8/178

+10/182

8. Тваровская  Г.

169

62,200

+3/178

+5/182

9. Ухтова Ф.

158

53

+3/178

+6/182

10. Чизмар М.

163

60,800

+1/178

+4/184

Средние показатели

гибкости, см

168,1

62,100

+2,3/177

+5,4/181,2


 

Таким образом, между контрольной и экспериментальной  группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в  гибкости у испытуемых контрольной  группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

Поскольку в  экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как  пассивной, так и активной гибкости,  более значительные изменения объясняются именно  эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".

Поскольку возрастной и половой  состав в обеих исследованных  группах  является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.

            Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над воспитанием подвижности в суставах, являемся обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

Разминка  имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен  мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

Известно, что  разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью  подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.

Разминка  включает в себя бег 6-10 минут в  непрерывном умеренном, темпе. После  бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз (Приложение 1)

  Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание.

Упражнения  на растягивание необходимо выполнять  сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера (Приложение 2).

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

Пружинящее  приседание в положении разведенных  в переднезаднем направлении  ног следует выполнить обязательно  с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

Выполняя  упражнение на растягивание, амплитуду  движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.

Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1) Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17  лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это  качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.  Это объясняется большой  растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

2) Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

3) Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены  различия в развитии гибкости. Акцентированные занятия на развитие гибкости положительно влияют на динамику антропометрических данных по показателям Кетле. Различия в показателе гибкости в контрольной и экспериментальной группе в конце исследованного периода наблюдаются по тесту "угол тазобедренного сустава".

Таким образом, между контрольной  и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.

Поскольку в экспериментальной  группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости,  более значительные изменения объясняются именно  эффектом акцентированного развития гибкости.

Информация о работе Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста