Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:11, курсовая работа
Актуальность работы заключается в том, что воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния учащихся старшего школьного возраста, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Научная новизна заключается в том, чтобы методика воспитания гибкости, способствовала подвижности в тазобедренном суставе у девушек старшего школьного возраста. Практическая значимость заключается в том, что методику воспитания гибкости можно будет использовать учителям, работающим с детьми старшего школьного возраста.
Введение
1 Анализ литературных источников 5
1.1Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
1.3Методы воспитания гибкости
Выводы по 1 разделу
2 Методы и организация исследования 24
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
3 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение 36
Литература
Приложение 1 -?
Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной [25].
Активная гибкость развивается
следующими средствами: [24]
1)
упражнениями, в которых движения в суставах
доводятся до предела за счет тяги собственных
мышц;
2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается
упражнениями, в которых для увеличения
гибкости прилагается внешняя сила: вес,
сила, вес различных предметов и снарядов.
Эти силы могут прикладываться кратковременно,
но с большей частотой или длительно, с
постепенным доведением движения до максимальной
амплитуды. Хотя последний способ выполнения
упражнений эффективен, он применяется
несколько реже в связи с тем, что длительное
удержание мышц в растянутом состоянии
вызывает неприятные ощущения. Упражнения
на растягивание мышц и связок следует
выполнять, возможно, чаще, особенно в
подростковом и юношеском возрасте, когда
гибкость снижается.
Рекомендуется выполнять
упражнения для развития гибкости в подготовительной
и заключительной частях каждого урока
[13].
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды [24].
Под общей гибкостью
подразумевают подвижность в
суставах и сочленениях, необходимую
для сохранения хорошей осанки, легкости
и плавности движений. Специальная
гибкость - необходимый уровень
Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмена выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 - 90 % , и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать [24].
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации [28].
На гибкость существенно влияют внешние условия: [23].
1) Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
2) Температура воздуха (при 20-30 градусов цельсия гибкость выше, чем при 5-10 С);
3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
4.Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды плюс 40 С или после 10 минут пребывания в сауне);
Существенные трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.
У взрослых, имеющих меньшую гибкость, подвижность головки поверхности сустава ограничена. Наличие скользящей поверхности на суставных головках костей позволяет им двигаться с большей амплитудой. В результате выполнения упражнений с большей амплитудой эта поверхность может несколько увеличиваться. Амплитуда движений в суставах чаще всего ограничивается тем, что мышцы-антагонисты и их сухожилия имеют недостаточную эластичность. Для того чтобы увеличить амплитуду движений, необходимо с помощью упражнений привести мышцы в такое состояние, чтобы они растягивались до необходимой величины. Упражнения для растягивания мышц следует давать тогда, когда мышцы более эластичны. Эластичность мышц повышается с повышением их температуры. Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно большой нагрузкой [6].
Такой же эффект можно получить в парной бане. Появление пота говорит о том, что достигнуто состояние, наиболее благоприятное для выполнения упражнений, связанных с растягиванием мышц. В то же время следует иметь в виду, что выполнение упражнений с большой амплитудой в состоянии, когда мышцы менее эластичны, может привести к травме (растяжению связок или мышц), даже если упражнение выполнено с привычной для этого состояния амплитудой. В результате увеличения силы мышц растянуть их оказывается труднее, что, в конечном счете, сказывается на спортивных результатах. Лучше упражнения для растягивания мышц начинать с непредельной амплитуды и постепенно ее увеличивать до предела [27].
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе [24].
Все движения в суставах – вращательные [4].
Осью вращения считают линию, вокруг которой совершается данное вращательное движение. При этом сочлененные кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения.
Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главные оси вращения в суставах: [4]
- поперечную, вокруг которой происходит сгибание и разгибание в сагиттальной плоскости;
- вертикальную, вокруг которой происходит вращение внутрь и кнаружи.
Кроме этих движений в суставе возможны круговые движения. Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей.
Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеет три оси вращения. Вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный, сустав большого пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.) [21].
Амплитуда движений в суставах определяется работой тормозных аппаратов:
Если бы движение не тормозилось, то оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущихся сил, амплитуда движения была бы безграничной.
Костное и связочное торможение обусловливается разницей в протяженности суставных поверхностей и размерами костных выступов; а также пассивным сопротивлением растягиваемых связок и сумки сустава.
Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения.
В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения, тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем - кости.
В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Даже во время занятий такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-90% анатомической подвижности (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Время, необходимое для развития пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)
Название суставов |
Число дней |
Суставы позвоночного столба |
50-60 |
Плечевой |
25-30 |
Локтевой |
25-30 |
Лучезапястный |
20-25 |
Тазобедренный |
60-120 |
Коленный |
25-30 |
Голеностопный |
25-30 |
Активное
движение в суставе выполняется
мышцами-синергистами, деятельность которых
корригируется центральной
Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности в суставах: [10]
- подвижность при пассивных движениях;
- подвижность при активных движениях.
Пассивная подвижность осуществляется под воздействием внешних сил и нередко, до полного упора и болевых ощущений.
Активная подвижность выполняется за счет тяги мышц проходящих через сустав. Активные движения можно разделить на две группы: [20]
Наибольшее значение имеет активная подвижность [27]. Однако величина ее в значительной степени определяется уровнем пассивной подвижности, которая характеризует в основном способность человека к выполнению широкоамплитудных движений. Вместе с этим необходимо отметить, что в спортивной практике принято определять только амплитуду активной подвижности и, имеющей наибольшее практическое значение, так как именно она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений. И хотя между активной и пассивной подвижностью прямой корреляционной взаимосвязи не обнаруживается, пассивная является резервом для активной гибкости [33].
В таблице 1.2 показаны темпы прироста различных способностей у детей старшего школьного возраста при активной и пассивной гибкости.
Таблица 1.2 - Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)
Суставы |
Гибкость | |||
активная |
пассивная | |||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных |
-2,1 |
-2,1 |
-2,0 |
-2,0 |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах |
–7,8 |
-2,4 |
-2,6 |
-2,1 |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: - тазобедренный сустав при сгибании туловища - нижнегрудной поясничный отдел - верхнегрудной отдел - шейный отдел |
-9,5
-14,3 -20,0 -18,7 |
-4,1
-10,3 -4,2 -9,3 |
-2,6
- - - |
-2,1
- - - |
1.3Методы воспитания гибкости
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости
должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей
9 – 14 лет это качество развивается
почти в 2 раза эффективнее, чем в
старшем школьном возрасте. Это
объясняется большой
Информация о работе Методика воспитания гибкости у девушек старшего школьного возраста