Методика занятий плаванием в оздоровительной тренировке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:53, реферат

Описание работы

Как известно, занятия спортом оказывают сильное влияние на организм человека и имеют большое количество положительных сторон. Каждый вид спорта полезен для определенных систем организма. Например, бег полезен для дыхательной системы, даже шахматы, и те развивают мыслительные способности и т.д.
Плавание – это особый вид спорта, который полезен почти для всех систем организма, повышает общий тонус тела, а также помогает расслабиться.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Плавание как вид спорта
1.1. Предыстория
1.2. Самый полезный вид спорта
1.3. Преимущества занятия плаванием
Глава 2. Техника и методика обучения плаванию
2.1. Характерные особенности
2.2. Воспитательное значение плавания
2.3. Плевание – средство моральной и волевой подготовки
2.4. Оздоровительное значение плавания
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Физ-ра(реферат).docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

В летнее время дети занимаются плаванием в открытых бассейнах  и на водоемах под непосредственным воздействием солнечных лучей, которые, помимо благотворного теплового  влияния на организм ребенка, обладают антимикробным действием. Кроме того, солнечные лучи содействуют нормализации у детей обмена солей кальция, играющего значительную роль в развитии костной системы.

Плавание является таким  физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как  во время плавания человек находится  в условиях частичной невесомости  и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Современная система занятий  по плаванию обеспечивает юным пловцам  хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых  показателей мышц. Это происходит потому, что занятия в воде чередуются с физическими упражнениями, выполняемыми на суше.

Плавание способствует улучшению  работы всех систем организма, и в  первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 уд/мин. Частота сердечных сокращений у детей (10-11 лет), не занимающихся спортом, обычно составляет 75-80 уд/мин. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150-200 уд/мин. Увеличение систолического объема способствует развитию сердечной мышцы.

Работе сердца юного пловца при максимальных напряжениях помогают три фактора: давление воды на всю  поверхность тела, его горизонтальное положение и динамическая работа больших групп мышц. В первом случае вода способствует движению венозной крови от периферии к сердцу и  облегчает присасывающую функцию  грудной клетки. Во втором случае работа сердца облегчается в связи с  отсутствием необходимости преодолевать при движении собственный вес  тела и затрачивать на это дополнительные усилия. В третьем случае работе сердца помогает мышечный "насос". Эти факторы определяют целесообразность привлечения к занятиям плаванием  детей с ослабленным сердцем. При правильной дозировке упражнении можно полностью излечить сердечный  недуг. При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во время  вдоха происходит усиленная работа дыхательных мыши, которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Кроме того, дыхательные  мышцы должны преодолевать эластическую тягу легких, для того чтобы вызвать  понижение внутригрудного давления. На это требуются дополнительные мышечные усилия. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают и те дыхательные  мышцы, которые преодолевают сопротивление  воды при выходе из легких воздуха. Такая регулярная "гимнастика" дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а  это в свою очередь вызывает увеличение подвижности грудной клетки и  жизненной емкости легких, которая  у ряда пловцов достигает 7 л и  более.

Высокий уровень развития жизненной емкости легких наблюдается, как правило, у пловцов, которые  начали систематические занятия  плаванием в детском возрасте. По данным врачебного контроля годовой  прирост жизненной емкости легких у пловцов в возрасте 9-15 лет  колеблется в пределах от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние  данные детей, не занимающихся плаванием.

Плавание приводит также  к значительному увеличению легочной вентиляции и потребления кислорода. При плавании с максимальной скоростью  наибольшее потребление кислорода  у взрослого, хорошо тренированного пловца не превышает 6 л в минуту. Дети в процессе учебно-тренировочной  работы по плаванию могут потреблять кислорода более 7 л в минуту. Это  объясняется тем, что дети имеют  большую, чем взрослые, частоту дыхания  и, развивая более высокий темп движений, увеличивают глубину дыхания.

Плавание оказывает положительное  влияние на состояние центральной  нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих  силах. Это является следствием благотворного  действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых  заболеваний. В последнее время  плавание стало важным средством  лечебной физической культуры. Оно  используется для предупреждения вредных  последствий различных травм  и увечий. Для этой цели разработана  специальная система упражнений.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена  температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В  результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

Плавание имеет огромное прикладное значение как жизненно необходимый  человеку навык в быту, труде и  военном деле. Часто бывают случаи, когда дети в возрасте 12-13 лет  самостоятельно уходят купаться на водоемы. Для предупреждения несчастных случаев  на водоеме надо, чтобы все дети в этом возрасте не только умели  плавать, но и в случае необходимости  смогли оказать действенную помощь тонущему товарищу. Следует помнить  о том, что однажды приобретенный  навык плавания сохраняется у  человека на всю жизнь. Умение плавать  необходимо каждому современному человеку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, плавание как  физическое упражнение гармонично развивающее и укрепляющее организм человека способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Курс плавания предусматривает  изучение учащимися теории и методики плавания, овладение техникой основных видов упражнений по плаванию, совершенствование  в спортивном плавании, приобретение необходимых знаний, умения и навыков  для ведения самостоятельной  педагогической и организационной  работы по плаванию в школе.

Весь материал по плаванию изучается на теоретических и  практических занятиях. В раздел теоретических  занятий включены следующие темы: вводное занятие, исторический обзор  развития плавания, общие основы техники  плавания, основы техники спортивного  плавания, основы техники прикладного  плавания, основы обучения и тренировки, организация и методика работы с  детьми, планирование и учет учебной  и внеклассной работы по плаванию с детьми. На практических занятиях учащиеся овладевают общеразвивающими и специальными упражнениями, техникой облегченных и спортивных способов плавания, техникой прикладного плавания, играми и развлечениями на воде, приобретают знания в области методики обучения и спортивной тренировки, проходят учебную практику.

Список используемых источников:

1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,1974.

2. Васильев В. С. Обучение  детей плаванию. М., « Физкультура и

спорт», 1973.

3. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., « Физкультура

и спорт», 1978.

4. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и

спорт»,1978.

    

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 


Информация о работе Методика занятий плаванием в оздоровительной тренировке