Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа
Целью работы является изучение нагрузки и отдыха в физическом воспитании, их дозирование на занятиях физической культурой.
Задачи: 1. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «нагрузка» в физическом воспитании.
2. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «отдых» в физическом воспитании.
Методы исследования, использованные при написании работы:
1. Анализ научно-методической литературы, включает: прочтение, конспектирование, осмысление.
2. Синтез выявленной теоретической информации.
Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Нагрузка в физическом воспитании
1.1. Понятие о нагрузке....................................................................................................4
1.2. «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки......................................................10
1.3. Объем и интенсивность нагрузки............................................................................12
1.4. Критерии нагрузки....................................................................................................15
Глава 2. Отдых в физическом воспитании
2.1. Понятие об отдыхе....................................................................................................17
2.2. Типы интервалов отдыха .....…...............................................................................21
2.3. Дозирование нагрузки и отдыха в процессе физического воспитания………...25
Заключение.......................................................................................................................32
Список литературы.........................................
Министерство Образования
Министерство Спорта и Туризма Республики Беларусь
Белорусский государственный университет физической культуры
Кафедра теории и методики физического воспитания
Курсовая работа на тему:
Нагрузка и отдых в физическом
воспитании.
МИНСК 2010
Введение......................
Глава 1. Нагрузка в физическом воспитании
1.1. Понятие о нагрузке............
1.2. «Внешняя» и «внутренняя»
стороны нагрузки..............
1.3. Объем и интенсивность
нагрузки......................
1.4. Критерии нагрузки......................
Глава 2. Отдых в физическом воспитании
2.1. Понятие об отдыхе.............
2.2. Типы интервалов
отдыха .....…........................
2.3. Дозирование нагрузки и отдыха в процессе физического воспитания………...25
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: На сегодняшний день тема данной работы является весьма актуальной.
Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом[4].
Понятие «нагрузка» отражает тот очевидный факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении – это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Отсюда – необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок[1].
В данной работе нагрузка
и отдых изучаются как
Целью работы является изучение нагрузки и отдыха в физическом воспитании, их дозирование на занятиях физической культурой.
Задачи: 1. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «нагрузка» в физическом воспитании.
2. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «отдых» в физическом воспитании.
Методы исследования, использованные при написании работы:
1. Анализ научно-методической литературы, включает: прочтение, конспектирование, осмысление.
2. Синтез выявленной теоретической информации.
Структура работы: работа содержит 34 страницы печатного текста, включает введение, 2 главы, заключение и список из 16 литературных источников.
Глава 1. Нагрузка в физическом воспитании.
1.1. Понятие о нагрузке.
Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом[4].
В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физического воспитания, одним из основных является «нагрузка». Это понятие отчасти совпадает с такими понятиями, как «упражнение», «работа» и т. п., но не тождественно им. Оно характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, — то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение (соответственно различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки). Составляя обобщенное представление о нагрузке, связанной с выполнением различных упражнений, отвлекаются от частных особенностей их формы и содержания и принимают во внимание лишь то, что позволяет оценить в целом степень запросов, предъявляемых ими организму.
Понятие «нагрузка» отражает тот очевидный факт, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении — это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Отсюда — необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок[1].
Нагрузкой при выполнении физических упражнений мы называли определенную величину их воздействия на организм занимающихся. При этом имели в виду, что нагрузка непосредственно связана с расходованием «рабочих потенциалов» организма и с утомлением, а это, в свою очередь, служит стимулом для восстановительных процессов[2].
В результате, если соблюдаются определенные условия, нагрузка ведет к повышению функциональных возможностей организма, к развитию физических способностей[3].
Иначе говоря, термином «нагрузка» обозначают прежде всего количественную меру воздействия физических упражнений, которая через утомление ведет к восстановлению и повышению работоспособности[4].
Величины нагрузок варьируют от сравнительно небольших до максимальных, предельных. Различные по величине нагрузки вызывают различные степени утомления. Утомление, как указывалось выше, — физиологически нормальное явление, стимулирующее повышение функциональных возможностей организма. Но сказанное справедливо лишь в том случае, если утомление — не чрезмерное, не является переутомлением. На каждом данном этапе физического воспитания нагрузки должны быть оптимальными. Оптимальные нагрузки — это нагрузки, соответствующие имеющемуся уровню функциональных возможностей занимающихся и ведущие к неуклонному его повышению. На определенных этапах оптимальными могут быть максимальные, предельные нагрузки[3].
По особенностям своего развития нагрузки подразделяются на стандартные (повторяющиеся) и вариативные (изменяющиеся по мере воспроизведения физического упражнения). В свою очередь, как те так и другие могут быть равномерными, относительно одинаковыми в каждой части упражнения, как, например, при беге с постоянной скоростью; неравномерными, неодинаковыми з различных частях упражнения, как, например, при беге с ускорениями; восходящими, прогрессирующими в ходе упражнения; и нисходящими, понижающимися по ходу упражнения; равномерно восходящими, неравномерно восходящими и т. д.[9].
Нагрузки по направленности можно подразделить на относительно избирательные, связанные с преимущественными проявлениями или силы, или быстроты, или выносливости, или ловкости, и нагрузки общего характера, без ярко выраженного преобладания какого-либо одного физического качества[3].
Эффект нагрузки пропорционален (при прочих равных условиях) ее объему и интенсивности. Понятие объема нагрузки относится к длительности воздействия отдельного упражнения, а также к суммарному количеству физической работы, выполненной в течение определенного времени (за отдельное занятие или часть его, за неделю и т. д.). Внешними критериями объема могут служить: количество упражнений или занятий, время, затраченное на них, суммарный вес отягощений (килограммы), метраж дистанций и тому подобные показатели. Понятие же интенсивности нагрузки относится к силе воздействия физической работы в каждый данный момент, к ее напряженности и степени концентрации во времени. Мерами интенсивности служат: скорость движений, мощность работы, относительный вес отягощений, а также удельный вес упражнений, выполненных с относительно большей скоростью или большим отягощением, в общем объеме соответствующих нагрузок, «моторная плотность» занятий (отношение времени, затраченного на упражнения, к общему времени занятий) и т. п.[2].
Следует учесть, что интегральное
определение нагрузки — слож-
ная и пока еще до конца не решенная проблема. Практически cум-
марную нагрузку оценивают чаще всего
по отдельным внешним
параметрам в зависимости от особенностей
упражнений. Так, об-
щий объем нагрузки в упражнениях циклического
характера чаще
всего оценивают по суммарному километражу
(за отдельное занятие, неделю, месяц и
т.д.), в уражнениях с отягощениями — по
суммарному весу отягощений или числу
подъемов (штанги и т.д.),
в гимнастических упражнениях — по суммарному
числу элементов,
«связок» и комбинаций и т.д. Для определения
общей интенсив-
ности нагрузки часто прибегают к расчету
«моторной плотности»
занятий (отношение чистого времени, потраченного
на выполнение
упражнений, к общему времени занятий)
или «относительной ин-
тенсивности» (например, доля «скоростного
километража» в об-
щем количестве километров, преодоленных
за данное занятие).
Между предельными
показателями о6ъема и интенсивности нагрузки
существуют обратно пропорциональные
соотношения. Максимальные по интенсивности
нагрузки могут длиться лишь от долей
секунды до нескольких секунд (например,
поднимание штанги предельного веса или
бег на 100 м с предельной скоростью). Предельные
же по объему нагрузки (непрерывного характера)
могут иметь лишь относительно невысокую
интенсивность. Отсюда ясно, что чем выше
интенсивность какого-либо упражнения
тем меньше возможный объем нагрузки,
и наоборот. При умеренной интенсивности
работы объем ее может достигать чрезвычайно
больших значений (достаточно сказать,
что зарегистрированный рекорд в суточном
беге составляет более 269 км). Эта обратно
пропорциональная зависимость объема
и интенсивности нагрузки находит свое
отражение в различных методах физического
воспитания[15].
Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то она характеризуется той или иной степенью мобилизации его функциональных возможностей, т. е. величиной физиологических, биохимических и других рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений *. Между этой «внутренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее сдвиги в организме; меньше она, тем меньше сдвиги. Однако при различных состоя и организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае неодинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сходные эффекты, и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки — сопровождаться различными функциональными сдвигами. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма в результате систематических упражнений бег одной той же продолжительности и с одной и той же скоростью вызывает от одного занятия к другому все меньшие сдвиги в организме, поскольку он адаптируется к данной нагрузке[4].
В последние годы
для суммарной оценки нагрузки
по величине функцио-
нальных сдвигов пользуются непрерывной
или достаточно частой регистрацией
сердечных сокращений как одного из интегральных показателей функциональной
активности организма (с помощью портативных
телеметрических систем) и рас
четом суммарных энерготрат (по данным
определения газообмена или по другим
косвенным показателям). При этом объем
нагрузки может быть выражен об
щей суммой сердечных сокращений или суммарной
«энергетической стоимостью» данного
упражнения (либо всего занятия), а интенсивность
— средним, максимальным и минимальным
значением частоты сердечных сокращений
или энерготрат в единицу времени[13].
Следует различать нагрузку как внешнюю сторону воздействия и как ответные реакции организма на данное воздействие, которые характеризуются степенью мобилизации функциональных возможностей, или, иначе говоря, величиной физиологических и биохимических сдвигов в организме под влиянием данной нагрузки. Между нагрузкой и ответными реакциями при одном и том же исходном состоянии организма существует соразмерность: одна и та же нагрузка вызывает одну и ту же ответную реакцию; чем больше объем и интенсивность нагрузки, тем значительнее сдвиги в организме; чем меньше нагрузка, тем меньше сдвиги. Но при различном функциональном состоянии организма такая соразмерность не наблюдается. В этом случае неодинаковые нагрузки могут дать один и тот же эффект, а одинаковые нагрузки — различный эффект. Так, по мере повышения функциональных возможностей организма в результате систематических упражнений одна и та же нагрузка вызывает все меньшие сдвиги в организме, поскольку происходит приспособление к ней[2].
Нагрузка при построении различных методов физического воспитания бывает стандартной — практически неизменной (по своим внешним параметрам) в каждый данный момент воздействия и переменной в процессе воздействия. Целесообразность использования и той и другой нагрузки вытекает из методических принципов физического воспитания (см. о принципах систематичности и прогрессирования), что и находит свое отражение в различных методах[16].
Структура методов физического воспитания определяется также тем, имеет ли нагрузка в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер либо дается с интервалами отдыха. Отдых как составной элемент методов физического воспитания бывает пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление). Как показано впервые И. М. Сеченовым, активный отдых при известных условиях может дать лучший эффект, чем пассивный. Чаще всего обе эти формы отдыха сочетаются, причем в начале интервала между частями нагрузки применяется активный отдых, а затем пассивный. Противоположное сочетание, как показывают исследования (С. П. Нарикашвили, Е. Д. Гагуа и др.), дает худший эффект.
Информация о работе Нагрузка и отдых в физическом воспитании