Нагрузка и отдых в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение нагрузки и отдыха в физическом воспитании, их дозирование на занятиях физической культурой.
Задачи: 1. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «нагрузка» в физическом воспитании.
2. Изучить с помощью научно - методической литературы понятие «отдых» в физическом воспитании.
Методы исследования, использованные при написании работы:
1. Анализ научно-методической литературы, включает: прочтение, конспектирование, осмысление.
2. Синтез выявленной теоретической информации.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Нагрузка в физическом воспитании
1.1. Понятие о нагрузке....................................................................................................4
1.2. «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки......................................................10
1.3. Объем и интенсивность нагрузки............................................................................12
1.4. Критерии нагрузки....................................................................................................15
Глава 2. Отдых в физическом воспитании
2.1. Понятие об отдыхе....................................................................................................17
2.2. Типы интервалов отдыха .....…...............................................................................21
2.3. Дозирование нагрузки и отдыха в процессе физического воспитания………...25
Заключение.......................................................................................................................32
Список литературы.........................................

Файлы: 1 файл

Nagruzka_i_otdykh_v_fizicheskom (1).doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные признаки относительно легко поддаются учету и, взятые вместе, позволяют составить общее  представление о состоянии занимающихся. В этом их достоинство. Недостаток же заключается в том, что они не дают подробного представления о динамике процессов, происходящих в организме, и позволяют судить о них лишь по внешним, приблизительным проявлениям.

Внешние признаки дополняются отзывами занимающихся о самочувствии. Чувство  усталости или бодрости, желание или нежелание выполнять задания и другие показатели самочувствия также отражают процессы утомления и восстановления и позволяют с известной степенью достоверности оценить состояние занимающихся и, следовательно, судить об эффекте нагрузки или отдыха. «Так называемые субъективные показания, — справедливо отмечал А. А. Ухтомский, — столь же объективны, как и всякие другие для того, кто умеет их понимать и расшифровывать»[12].

Оценивая показания  занимающихся об их самочувствии, преподаватель, разумеется, не должен забывать о возможном несоответствии между объективной и субъективной стороной этих показаний. Так, например, положительные эмоции, сопровождающие интересные занятия, могут затушевать чувство усталости. И, наоборот, однообразные, непривлекательные занятия могут утомить раньше, чем наступает подлинное утомление. В этом отношении особенно критически нужно подходить к высказываниям детей, у которых интерес или нерасположение к занятиям особенно сильно влияют на их самочувствие. Достоверность отзывов о самочувствии зависит также от опыта выполнения физических упражнений, знаний об их влиянии на организм и других условий. Все это требует от преподавателя осмотрительного, вдумчивого и индивидуального подхода к оценке таких показаний и обязывает сочетать их с объективными критериями. Результаты той или иной системы нагрузки и отдыха выявляют путем, сочетания педагогического и врачебного контроля. Врачебно-педагогический контроль предусматривает учет как перечисленных выше показателей, так и данных специальных врачебных исследований.

Сложность точной количественной оценки всех параметров нагрузки и фактически целостный характер реагирования на нее выполняющего упражнения побуждают прибегать к обобщенным критериям, объединяющим ряд объективных и субъективных признаков тяжести ее воздействия. Примером может служить широко известная примерная классификация нагрузок по степени вызываемого ими общего утомления и чувства усталости. Существенно, что при таком подходе учитывается, пусть хотя бы приблизительно, и психический компонент нагрузки. Надежные способы его оценки пока находятся в стадии поиска. Для приближенной оценки пользуются эмпирически разработанными шкалами психической напряженности нагрузки (в условных рангах, баллах и т. п.). Излишне пояснять, что такого рода критерии могут быть полезны для нормирования нагрузок лишь в сочетании с объективными данными, которые возможно точно отражали бы параметры объема и интенсивности нагрузки с ее «внешней» и «внутренней» стороны[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отдых в физическом воспитании.

 

2.1. Понятие  об отдыхе.

 

 Нагрузки в процессе  воспитания физических качеств  обязательно сочетаются с отдыхом. Отдых — необходимое условие восстановления и развития работоспособности. Поэтому он составляет столь же существенный элемент методов воспитания физических качеств, как и нагрузка[3].

 Целесообразное использование  нагрузок в процессе физического воспитания неразрывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых, или пассивный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности)[1].

 Отдых может быть  пассивным (относительный покой,  отсутствие активной двигательной  деятельности) и активным. Активный  отдых есть отдых посредством  переключения на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление. Как показано впервые И. М. Сеченовым, такая форма отдыха при определенных условиях может быть более эффективна, чем пассивный отдых.

Активный отдых —  одновременно и нагрузка и отдых  в собственном смысле этого слова. Он — нагрузка, поскольку представляет собой деятельность, связанную с определенным расходованием рабочих потенциалов, с другой стороны, он — отдых, поскольку ведет к восстановлению работоспособности относительно другой деятельности. Используя активный отдых, важно иметь в виду, что он дает желаемый эффект не во всех случаях[3].

Здесь нужно учитывать  следующее:

1. Активный отдых эффективнее  пассивного обычно в тех случаях  когда предыдущее упражнение  было связано с выраженным  утомлением (Н. К. Верещагин, Е.  Д. Гагуа, Б. В. Таварткиладзе и др.), но после упражнений, выполняемых с очень большим напряжением и с большой частотой движений, его эффект снижается (С. П. Нарикашвили и др.).

2. Упражнения, применяемые  в целях активного отдыха, должны  давать менее интенсивную нагрузку, чем предыдущие упражнения. Однако нежелательны и минимальные нагрузки. Во многих случаях наиболее приемлемы умеренные, «средние», нагрузки (С. П. Нарикашвили и др.).

3. Различные виды двигательной деятельности требуют различных форм активного отдыха. В одних случаях наиболее эффективной формой оказываются статические упражнения (Н. К. Верещагин), в других — динамические (А. Н. Крестовников и др.). В одних случаях целесообразно переключаться на упражнения иной структуры или на упражнения, по преимуществу воздействующие на симметричные группы мышц, а в других — желательно сходство общей структуры упражнений (Б. В. Таварткиладзе).

4. Активный отдых обычно  сочетается с пассивным; если  вначале дается активный отдых, а затем пассивный, то это сопровождается лучшим эффектом, чем при обратном сочетании (Е. Д. Гагуа).

Интервалы отдыха в ходе занятий физическими упражнениями имеют различную длительность. Это зависит от особенностей выполняемых упражнений, особенностей занимающихся и других обстоятельств. В принципе эти интервалы должны быть такими, чтобы последующая работа выполнялась с повышением ее количественных и качественных показателей. Такие интервалы принято называть оптимальными. Однако наряду с оптимальными интервалами при некоторых методах воспитания физических качеств используются интервалы сокращенные по сравнению с оптимальными. Последние создают условия лишь для частичного восстановления работоспособности. В силу этого работа при сокращенных интервалах выполняется на фоне некоторого остаточного утомления и предъявляет к организму занимающихся весьма высокие требования. Сокращенные интервалы используются, главным образом, для развития выносливости, причем они вводятся периодически и в сочетании с оптимальными интервалами.

Величина интервалов изменяется по мере развития работоспособности в связи с ускорением хода восстановительных процессов. Поэтому и понятия «оптимального» и «сокращенного» интервала относительны: то, что было сокращенным интервалом на первоначальных этапах воспитания, в дальнейшем может стать оптимальным.

        В процессе физического воспитания  отдых в обеих своих разновидностях  является прежде всего необходимым  условием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в результате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобновления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отдыха служит одним из средств оптимального управления общим эффектом упражнений[1].

В качестве условия восстановления интервалы отдыха в ходе каждого отдельного занятия устанавливаются в соответствии с необходимостью гарантировать определенную степень восстановления оперативной работоспособности к моменту очередного повторения упражнения либо к моменту выполнения очередного нового упражнения, включенного в данное занятие. Одновременно учитывают необходимость дать достаточно значительную суммарную нагрузку, но не допустить переутомления. Интервалы между занятиями нормируют с таким расчетом, чтобы обеспечить обычное, либо избыточное, либо как минимум частичное восстановление уровня работоспособности по отношению к видам работы, составляющим содержание очередного занятия. Вместе с тем исходят из необходимости гарантировать преемственность эффектов каждого предыдущего и последующего занятий, но не допустить перетренерованности[10].

В интервалах между упражнениями в ходе занятия активный и пассивный  отдых часто комбинируется. Причем если упражнение связано со значительной (но не предельной) нагрузкой и надо создать условия для возможно полного восстановления к следующему повторению, предпочтительно сочетание активный-пассивный отдых (например, в интервалах между подходами к штанге вначале включаются неторопливая ходьба, или легкие пробежки, или упражнения в расслаблении, а затем отдых сидя). Противоположное сочетание (пассивный-активный отдых), как неоднократно проверено в экспериментах, сопровождается обычно меньшим эффектом восстановления. При выполнении кратковременных упражнений и относительно небольших интервалах между ними, а также при необходимости предъявить достаточно большую суммарную нагрузку нередко используют лишь активный отдых (ходьбу или легкий бег «трусцой» между ускорениями, дыхательные упражнения в расслаблении между серийно повторяемыми силовыми упражнениями и т.д.). В интервалах же между занятиями практически всегда есть элементы и активного, и пассивного отдыха.

Весьма существенно, что  регулирование интервалов отдыха в  процессе физического воспитания не только направлено на обеспечение восстановления, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок. Ведь ближайший, следовой и кумулятивный эффекты упражнений зависят, кроме прочего, от величины интервала времени между окончанием предыдущего и началом последующего упражнения или между повторениями одного и того же упражнения. При различных интервалах воздействие очередного упражнения или повторения будет приходиться на различные фазы следовых процессов, обусловленных предыдущим воздействием (фазу относительной нормализации функционального состояния организма, суперкомпенсаторную либо иную фазу), по-разному взаимодействовать со следовым эффектом и в зависимости от этого давать принципиально неоднозначные кумулятивные результаты[1].

Нагрузка и отдых, как  составные элементы методов воспитания физических качеств взаимообусловлены. Нагрузка предполагает отдых, а отдых — условие плодотворного применения нагрузки. Различные по величине или другим признакам нагрузи требуют различного отдыха, а различный по длительности и содержанию отдых обусловливает различный эффект нагрузки. Планируя и регулируя нагрузку и отдых, преподаватель должен учитывать необходимое в каждом конкретном случае соотношение между ними. Он должен применять их таким образом, чтобы каждая последующая нагрузка вела, в конечном счете, к повышению функциональных возможностей занимающихся, а отдых создавал бы для этого необходимые условия[3].

 «Феномен активного  отдыха», открытый, как известно, И. М. Сеченовым на примере  восстановительных явлений при  чередовании локальной мышечной  работы (руками, ногами), в настоящее время понимается широко — как всякое чередование различных видов деятельности, дающее эффект ускоренного восстановления работоспособности[11].

 

2.2.Типы интервалов  отдыха.

 

 Интервалы отдыха  между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках отдельного занятия, естественно, не равны интервалам между занятиями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые.

При повторениях и  чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха.

Ординарный  интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением упражнения. Уровень оперативной работоспособности к концу такого интервала отдыха приближается к бывшему до предыдущего упражнения настолько, что оно может быть повторено без ущерба для качества и количества работы, требующейся для его выполнения. Конкретная величина ординарных интервалов, как и интервалов иного типа, в различных ситуациях не постоянна, она варьирует в довольно широких пределах (от десятков секунд при кратковременных упражнениях до многих минут при упражнениях большой продолжительности и интенсивности) — в зависимости от характера упражнений, параметров сопряженных с ними нагрузок, уровня подготовленности занимающихся и других обстоятельств. Если упражнение настолько кратковременно, что при разовом выполнении практически не вызывает утомления, ординарный интервал, понятно, относительно невелик и его можно выдерживать в процессе повторений или чередования аналогичных упражнений по ходу занятия многократно. Если же упражнение продолжительно и настолько утомительно, что и для относительной нормализации функционального состояния организма после его выполнения требуется несколько десятков минут (не говоря уже о более протяженном времени отдыха), восстановительные процессы развертываются не столько во время занятия, сколько в интервале между занятиями. Ординарный интервал до начала повторения данного упражнения и в таком случае может быть соблюден, но это будет интервал не внутри занятия, а между смежными занятиями.

Напряженный интервал — это интервал, протяженность которого настолько невелика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточной функциональной активностью определенных систем организма, вызванной предыдущей нагрузкой, в результате чего воздействие очередной нагрузки увеличивается, причем в ряде ситуаций это происходит с нарастающими сдвигами во внутренней среде организма, затрудняющими выполнение упражнения (например, при соответствующих вариантах интервального упражнения, в процессе выполнения которого содержание молочной кислоты в крови существенно нарастает). В сопоставимых случаях такой интервал короче, чем ординарный. Внешние количественные показатели работы, повторно выполняемой некоторое число раз с напряженными интервалами, могут не уменьшаться, но это сопряжено с дополнительной мобилизацией функциональных резервов организма. Интервалы такого типа характерны для режимов нагрузки и отдыха, направленных на воспитание выносливости.

Информация о работе Нагрузка и отдых в физическом воспитании