Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение неурочных форм построения занятий в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление о неурочных формах построения занятий в физическом воспитании и определить их значение.
2) Дать представление о малых формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
3) Дать представление о крупных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
4) Дать представление о соревновательных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИ…......5
1.1 Разнообразие и общие черты форм построения занятий …..…. 5
1.2 Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников ………………………………………...……. 11
1.3 Положение о физическом воспитании учащихся Республики Беларусь …………………………………………………………...…… 15
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………….…… 18
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………………..25
3.1 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным………………………………………………………………….25
3.2 Формы расширенного активного отдыха, включающего моменты тренировки, соревнования, общения и отдыха……………………….27
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……43
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
на тему: «Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании»
Исполнитель: студент 2 курса группы 023 факультета ОФКиТ Политевич Олег Александрович
Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры ТиМФВиС Журович Наталья Владимировна
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИ…......5
1.1 Разнообразие и общие черты форм построения занятий …..…. 5
1.2 Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников ………………………………………...……. 11
1.3 Положение о физическом
воспитании учащихся
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ как составляющие неурочных форм…………………….…… 18
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ формы организации занятий как составляющие неурочных форм…………………………..25
3.1 Самодеятельные тренировочные
занятия, подобные урочным……………
3.2 Формы расширенного активного отдыха, включающего моменты тренировки, соревнования, общения и отдыха……………………….27
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ формы организации занятий как составляющие неурочных форм……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……43
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно, поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека [9].
Внедрение неурочных занятий физическими упражнениями в быт должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно привести неурочные занятия в научно обоснованную систему, органически связанную с режимом всей жизни человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации повседневного быта и отдыха. В связи с этим ведется научная разработка методики проведения неурочных форм занятий, уточняются особенности и воспитательные возможности каждой из них [3].
Для неурочных
занятий физическими
Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. [15, 16].
Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся [6].
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель [13].
Выбор темы курсовой работы обусловлен её актуальностью. Ведь известно, что основные уроки по физической культуре в школе не обеспечивают требуемой потребности в движении, к тому же в последнее десятилетие детей практически всех развитых стран мира характеризуют как гиподинамичных, склонных к полноте, с уймой вредных привычек. Неурочные формы организации занятий – возможность хоть как-то исправить катастрофическую ситуацию.
Цель курсовой работы: изучение неурочных форм построения занятий в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление о неурочных формах построения занятий в физическом воспитании и определить их значение.
2) Дать представление о малых формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
3) Дать представление о крупных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
4) Дать представление о соревновательных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа включает следующие разделы: введение, главу 1 “Составляющие неурочных форм организации занятий в физическом воспитании”, главу 2 “Малые формы организации занятий как составляющие неурочных форм”, главу 3 “Крупные формы организации занятий как составляющие неурочных форм”, главу 4 “Соревновательные формы организации занятий как составляющие неурочных форм”, заключение, список литературных источников.
Курсовая работа выполнена на 43 листах компьютерного текста с использованием 16 литературных источников.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
1.1 Разнообразие
и общие черты форм
Хотя процесс физического воспитания в принципе должен быть непрерывным, его по понятным причинам нельзя организовать иначе, чем в форме структурно обособленных занятий, отделенных друг от друга более или менее значительными интервалами времени, протяженность которых зависит от общего режима жизни занимающихся, характера их основной и иной деятельности, динамики восстановительных процессов и других факторов. Общие принципы построения физического воспитания как непрерывного, системно организованного процесса не исключают, а предполагают сочетание в качестве его отдельных звеньев разнообразных форм занятий, видоизменяющихся применительно к особенностям их содержания и конкретным условиям построения: уровню подготовленности и составу занимающихся, месту занятий в режиме жизни, средовым условиям, технической оснащенности и т. д.
Основные и другие формы занятий. В официально организованной практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном движении сложились разнообразные формы занятий: урочные формы, характерные, например, для занятий по физической культуре в учебных заведениях, соревновательные формы организации физкультурно-спортивной деятельности, различные формы самодеятельных физкультурных занятий, так называемые малые формы занятий физическими упражнениями (в частности, такие своеобразные, как физкультпаузы и физкультминуты) и ряд других. Разумеется, по роли и месту в общей системе физического воспитания они далеко не равнозначны и не однопорядковы.
К основным из них относятся сравнительно крупные формы занятий, которые структурно упорядочены (структурированы) так, как это необходимо для эффективного обучения двигательным действиям и (или) достаточно массированных развивающих либо поддерживающих повышенную тренированность воздействий на функциональные свойства организма, его физические качества и связанные с ними способности. Такими являются прежде всего урочные формы занятий. Вместе с тем на различных этапах многолетнего процесса физического воспитания в зависимости от конкретных условий и главных этапных задач используют в качестве основных и иные формы занятий, включая упорядоченные формы самостоятельных тренировочных занятий, соревновательные формы организации спортивной деятельности и некоторые другие.
В сочетании с основными формами немаловажную роль в оптимальной организации процесса физического воспитания играют дополняющие их, условно говори, неосновные формы занятий физическими упражнениями, в том числе малые формы, включаемые в общий режим жизни и подчиненные основной деятельности (вводная гимнастика, физкульпаузы, физкульт-минуты и т.п.), а также формы коллективной и индивидуальной организации двигательной активности как фактора активного отдыха, Полноценного восстановления, здорового развлечения (специально-восстановительные сеансы физических упражнений, не строго регламентированные подвижные игры, рекретивные состязания, прогулки и т.д.).
Такое разнообразие форм
занятий возникло в физкультурной
практике, конечно, не случайно. Оно
расширяет возможности
Общие черты структуры основных форм занятий.
Под «структурой» здесь подразумевается относительно постоянный порядок построения каждого отдельного занятия, который выражается в закономерной последовательности, взаимосвязанности и субординации его составляющих: частей, компонентов, разделов.
Нетрудно заметить, что в общем виде типичные для физического воспитания основные формы занятий являются своего рода трех компонентной конструкцией, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Чаще всего их называют: первую часть — «подготовительной» («вводной» либо «вводно-подготовнтельной», а нередко и просто «разминкой», вторую — «основной» и третью — «заключительной»). Это позволяет представить структуру занятия лишь в самых общих чертах. В деталях она, конечно, не столь проста ее характеризует и последовательная структурная компоновка фрагментов занятия в рамках (внутри) названных частей.
Подготовительная часть занятия является таковой в том смысле, что осуществляемые в ее рамках действия подчинены закономерностям оптимальной оперативной подготовки занимающихся к выполнению главной задачи. Она направлена на то, чтобы сформировать адекватную смысловую установку на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся, обеспечить оптимальное врабатывание систем организма в соответствии с требованиями деятельности, которая составит основное содержание занятия, — создать всем этим, а также организацией согласованных взаимодействий занимающихся (в групповых занятиях), подготовкой технических и других условий занятия необходимые предпосылки его эффективности и полезности.
Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. В этой части занятия необходимо, кроме прочего, обеспечить профилактику функциональных рассогласований в организме и травм, которыми чревата плохо упорядоченная двигательная активность. Первостепенную роль в этом отношении играет адекватное построение разминки, позволяющее исключить чрезмерное форсирование функциональных нагрузок, гарантировать постепенную, соразмерную мобилизацию функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.
Содержание и параметры подготовительной части занятия зависят, с одной стороны, от особенностей исходного функционального состояния занимающихся, а с другой — от того, в какой мере и в каком направлении нужно изменить его в конкретных условиях, чтобы оно стало возможно более благоприятным для выполнения основной двигательной деятельности. Вытекающая отсюда вариативность этой части занятия в различных ситуациях не исключает, однако, определенного единообразия ее структуры. Иначе говоря, при всех особенностях содержания и условий занятий порядок построения каждого из них в подготовительной части остается принципиально одинаковым. Целостно это должно находить свое выражение прежде всего в относительно постоянной последовательности таких ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установочные действия, общая и специальная разминка, а также в относительно постоянной тенденции динамики предъявляемых функциональных нагрузок.
Граница между подготовительной и следующей за ней основной частью занятия в известном смысле условна, поскольку первая по ходу оперативной подготовки занимающихся к выполнению основной задачи занятия постепенно как бы перерастает во вторую (фазой их органической состыковки является специальная разминка).
Основная часть занятия представляет собой то, что образует определяющую часть его содержании и занимает преобладающую долю в общем объеме времени, затрачиваемого на занятие.
В зависимости от особенностей содержания занятии его структура в основной части бывает гомогенной (однородной в определенном отношении) либо гетерогенной (неоднородно комплексной, комбинированной). Гомогенная структура характеризуется тем, что основная часть занятия строится без подразделения на неоднопорядковые разделы, по логике последовательного развертывания одной осуществляемой в ней деятельности. Такая структура типична для занятий, имеющих однопредметное содержание, где вес направлено на реализацию одной главной задачи (например, первоначальное или углубленное разучивание сложного двигательного действия либо избирательно направленное, концентрированное, развивающее воздействие на те или иные функциональные свойства организма, лимитирующие уровень качественно определенных двигательных возможностей: силовых или с ко рост но-с иловых, или выносливости, или иных). Гетерогенная же структура типична для занятий с неоднопредметным, комплексным содержанием, в которых решаются в качестве основных несовпадающие задачи (например, разучивание нового двигательного действия и повышение общего уровня тренированности занимающихся, для чего используют, скажем, гимнастические и легкоатлетические упражнения) В таком случае в рамках основной части выделяются разделы, отличающиеся друг от друга как содержанием, так и внутренней структурой. Часто, особенно в базовом курсе физического воспитания, эти разделы следуют друг за другом в относительно постоянном порядке[11].
Информация о работе Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании