Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение неурочных форм построения занятий в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление о неурочных формах построения занятий в физическом воспитании и определить их значение.
2) Дать представление о малых формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
3) Дать представление о крупных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
4) Дать представление о соревновательных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИ…......5
1.1 Разнообразие и общие черты форм построения занятий …..…. 5
1.2 Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников ………………………………………...……. 11
1.3 Положение о физическом воспитании учащихся Республики Беларусь …………………………………………………………...…… 15
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………….…… 18
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………………..25
3.1 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным………………………………………………………………….25
3.2 Формы расширенного активного отдыха, включающего моменты тренировки, соревнования, общения и отдыха……………………….27
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Неурочные формы построения занятия в ФВ.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Продолжительность основной части занятия лимитирована, с  одной стороны, работоспособностью занимающихся (точнее, тем, насколько  она позволяет продолжать работу, необходимую для реализации основных в занятии задач, без ухудшения  ее качества и эффективности, несмотря на усиливающееся утомление), с другой временем, которое выделено на занятие в конкретных рамках общего режима жизни. Если это время жестко не ограничено стандартным расписанием, продолжительность основной части занятия может варьировать в довольно широких пределах (от величин, не превышающих часа, до нескольких часов). Практически, однако, время занятия во многих случаях стандартизируется в рамках постоянного режима, как в учебных заведениях, причем так, что занятие приходится завершать подчас раньше, чем вынуждают факторы утомления. В такой ситуации особое значение приобретает разумная минимизация затрат времени в подготовительной и заключительной частях занятия для полноценного использования его в основной части.

Заключительная часть рационально построенного занятия но продолжительности сравнительно невелика — обычно не более нескольких минут (не считая, разумеется, времени, затрачиваемого на гигиенические, специально-восстановительные и другие процедуры, которые связаны с занятием, но осуществляются не в его структуре, а сразу после него). Тем не менее от содержания этом части   существенно   зависит   конечный   эффект   занятия,   динамика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятельность. Рациональное завершение занятия не мыслится без оценки его результатов и установочных выводов на дальнейшее. Вместе с тем в заключительной части занятия, предъявляющего повышенные физические нагрузки, должно быть обеспечено направленное переключение организма на восстановительный режим функционирования, т.е. адекватное изменение функциональных сдвигов, вызванных по ходу занятия, в направлении, необходимом для развертывания восстановительных процессов. Это достигается более или менее постепенным уменьшением интенсивности выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов (в их первой фазе — фазе так называемого быстрого восстановления — и при переходе их в следующую фазу). Эти упражнения наряду с восстановительным имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у малотренированных, в случае резкого, одномоментного прекращения интенсивной двигательной деятельности.

Отмеченные черты характерны для структуры всех основных форм занятий в физическом воспитании. Их структурная общность заключается  отнюдь не в формальном подразделении  на некоторое стандартное число частей. Суть дела тут в ином — в необходимости соблюдать при построении занятия общие закономерности его развертывания, которые не позволяют в любой части делать то, что не соответствует ее роли и месту в общей структуре занятия, и обязывают строить его в определенной последовательности, соответствующей объективной логике формирования названных частей. Только в таком аспекте градация частей занятия приобретает не формальный, а конструктивный смысл[12].

Классификационная схема отдельных форм занятий в различных сферах физкультурной практики

Урочные формы  занятий

Собственно-урочные формы занятий: урочные формы занятий по обязательному курсу физического воспитания в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях (урок физической куль туры по общешкольному расписанию, академические занятия по вузовскому кур су физического воспитания и т. п.)

Формы занятий урочного типа (совпадающие по основным   признакам   с   урочными): занятия урочного типа, организуемые под руководством специалиста (на добровольных началах) в секциях (группам ОФП, спортивных клубах,  командах  и т. п.

Формы занятий  неурочного типа

Неурочная работа отличается от учебной тем, что:

  • осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;
  • она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

Одним из видов неурочных  занятий является массовая физкультурная  и спортивная работа.

Задачи неурочных форм занятий по физическому воспитанию

  • содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
  • углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
  • воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
  • организовывать здоровый отдых учащихся;
  • прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Главной функцией неурочных  форм занятий является создание благоприятных  условий для воспитания привычки к систематическим занятиям, и  как следствие, содействие внедрению  физической культуры в быт народа. На внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются усвоенные на уроках физической культуры упражнения, приобретенные знания. Иначе говоря, школьными уроками физическое воспитание не ограничивается. Уроки является лишь началом всей сложной системы этого процесса, который предусматривает занятия в течение школьного дня, внеклассную и внешкольную физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность[5].

Значение неурочных  форм связано в повышении результативности системы физического воспитания в школе, что значительно зависит от правильной организации всех мероприятий. Они должны быть согласованы при планировании с содержанием уроков физической культуры, способствовать усвоению учебного материала, предусмотренного программой (перспективным планом). Следовательно, все формы физического воспитания объединяются общей целью задачами. Каждая из них, способствуя решению общих задач, решает и специфические. Вот почему для оптимального решения всех задач физического воспитания следует практиковать различные формы занятий путем внедрения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широкого привлечения учащихся к занятиям спортивных секций и кружков, популяризации дополнительных факультативных занятий, возрождение массовых спортивно-художественных праздников и дней здоровья, различных соревнований и конкурсов, создавая для этого необходимые условия[11].

Особое внимание во внеурочных занятиях должно уделяться реализации школьниками в повседневной жизни  знаний, умений и навыков, приобретенных  на уроках. Это полезно и ученикам, активно занимающихся спортом в ДЮСШ, где занятия должны узконаправленный (специализированный) характер. К сожалению, эта категория детей часто совсем выпадает из поля зрения педагогического коллектива

Крупные  формы  занятий, включающие упорядоченную двигательную активность в широком объеме:

  • развернутые формы самодеятельных (индивидуальных и групповых) занятий физкультурно-кондиционного или спортивно-тренировочного характера (например, индивидуальные тренировочные занятия аэробным бегом или аэробной  гимнастикой часовой и большей продолжительности);
  • соревновательные  формы  организации занятий — собственно-спортивные и по лобные    им    физкультурно-спортивные состязания     (практикуемые    на    официальных и самодеятельных началах);
  • физкультурно-рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха (большие подвижные перемены, спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, самодеятельные туристские походы в выходные дни  и т. д.)

Малые формы  занятий, типичные для относительно непродолжительных серий физических упражнений в повседневном   режиме   дня:

  • вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминуты и аналогичные формы использования элементов производственной физической культуры;
  • общегигиенические сеансы зарядки в режиме дня (утренняя зарядка и т. п.);
  • «микросеансы» отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня (включаемые в интервалы между бытовыми делами)[17]

 

 

1.2 Концепция  альтернативных форм организации  физического воспитания школьников

 

 Мало кто станет  сейчас отрицать, что повышение  эффективности физического воспитания  подрастающего поколения - важнейшая  задача современного общества. Решить  эту задачу пытались и пытаются  многие ученые, педагоги, учителя,  руководители самых разных рангов во многих странах мира и, конечно, в нашей стране. Однако до сих пор это не удалось осуществить в широких масштабах нигде, а отдельные достижения учителей-энтузиастов оставались достоянием небольшого числа их воспитанников ввиду невозможности массового воспроизведения незаурядной и самобытной педагогической практики гениального воспитателя. Не принесли желанной революции в физическом воспитании и крупномасштабные проекты его реформирования в США, Англии, Германии и других странах [10, 12, 13].

Можно предполагать, что основной причиной вышеупомянутых неудач инноваций и реформ в сфере физического воспитания явилась общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующегося на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения, все более настойчиво заявляющей о себе не только в сугубо технологическом смысле, но и в свете современной общемировой этической и правовой парадигмы приоритета личности, интересов и потребностей ее свободного, своеобычного и своеобразного развития.

Поэтому любые квазисистемы тоталитарного, жестко спрограммированного  физического воспитания, как и  других сфер воспитания подрастающего поколения, могут принести лишь временный, чаще всего только видимый эффект хорошей организации, но никогда не выдержат проверки временем из-за их полного несоответствия его духу.

Не находят позитивных продолжений и технократические в своей основе проекты повышения эффективности физического воспитания за счет увеличения количества часов, которые школьники используют для своей физической активности. Это и ежедневный "час здоровья", и как бы "самостоятельные" занятия во внеучебное время, и физкультурно-массовая работа по месту жительства. У подавляющего большинства школьников, даже у тех немногих, кто ощущает потребность в физической активности, мало шансов проявить себя и получить возможность заниматься в детской спортивной школе, поскольку это учреждение в основном заинтересовано в поиске спортивных талантов, причем только в том виде спорта, который культивируется в ее отделениях. Далеко не каждому ребенку и подростку доступны и платные услуги различных шейпинг-клубов, аэрофитнесс-классов, студий бодибилдинга и т.п.

В связи с этим оказываются  настоятельно необходимыми поиск и  экспериментальная апробация таких  форм физического воспитания в школе, которые позволили бы преодолеть сложившуюся тупиковую ситуацию.

Здесь предстоит преодолеть очень сложный в социально-психологическом смысле барьер - согласиться с необходимостью принципиально нового, совершенно непривычного организационно-управленческого решения - отказаться от проведения практических занятий по физической культуре в рамках школьного академического расписания, выйти на новый уровень понимания свеобразия процесса физической подготовки, не позволяющего втиснуть его в привычное "прокрустово ложе" школьного академического расписания.

В этой связи можно  думать, что основой новой организационной  стратегии в сфере физкультурного воспитания становится преодоление противоречий между известными законами развития физического потенциала, уровнем накопленного педагогического и биологического знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой. Главные принципы этой стратегии: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному остоянию человека, гармонизация и оптимизациия физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого человека.

Благодаря теоретико-методическим представлениям, уже много лет  развиваемым в стране и за рубежом, следует считать, что в основу методики и организации физической подготовки школьников должна быть положена концепция тренировки (пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека). Выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. Поэтому теоретико-методической основой новой формы организации занятий по физической культуре должны стать основополагающие принципы организационно-методической концепции учебной тренировки учащихся при их физической подготовке. В рамках учебно-тренировочного процесса и могут и должны решаться задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками.

Уже сейчас представляется понятной необходимость продуманной  дифференциации содержания, объема и  интенсивности физических нагрузок школьников в связи с их биологическим (а не паспортным) возрастом, индивидуальными  моторными способностями и возможностями. Такую задачу невозможно решить в условиях традиционного школьного урока физкультуры и тем более почти не управляемых массовых рекреаций. Эти основные формы организации массового физического воспитания школьников, по-видимому, являются главным узлом противоречий между современными теоретико-методическими установками и реалиями школьной физкультуры. Следовательно, необходимо по-новому взглянуть на школьный урок физкультуры в его нынешнем виде. Действительно ли он является единственной и незаменимой формой физического воспитания детей, и вообще нужен ли "новой школе" "старый" урок физкультуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор?

Даже при нынешней невысокой интенсивности урока  физкультуры школьники, а вместе с ними и учителя-предметники испытывают трудности "возвращения" после него к академическому уроку. Практически школьник не может быстро перестроиться, выйти из возбужденного состояния, вызванного эмоциями и физическими напряжениями урока физкультуры. Также нереально в этом случае и соблюдение элементарных гигиенических правил. Ведь в наших школах нет еще просторных раздевалок с душевыми, которые необходимы для приведения себя в порядок после занятий физическими упражнениями. Да и времени на это просто не остается. Вместе с тем, как бы парадоксально это ни выглядело, действительные возможности академического урока, так необходимые для физкультурного воспитания учащихся, овладения ими интеллектуальным компонентом физической культуры практически не используются.

Информация о работе Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании