Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение неурочных форм построения занятий в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление о неурочных формах построения занятий в физическом воспитании и определить их значение.
2) Дать представление о малых формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
3) Дать представление о крупных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
4) Дать представление о соревновательных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИ…......5
1.1 Разнообразие и общие черты форм построения занятий …..…. 5
1.2 Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников ………………………………………...……. 11
1.3 Положение о физическом воспитании учащихся Республики Беларусь …………………………………………………………...…… 15
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………….…… 18
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………………..25
3.1 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным………………………………………………………………….25
3.2 Формы расширенного активного отдыха, включающего моменты тренировки, соревнования, общения и отдыха……………………….27
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……43
Очевидно, что решение двуединой задачи овладения физкультурным знанием и развития физического потенциала учащихся заставляет исскать новые решения вопроса организации физкультурного воспитания в школе. В качестве одного из возможных вариантов разрешения этой задачи предлагается следующий[5].
Один урок физкультуры в неделю остается в рамках школьного расписания, и проводится он, начиная с 4-5-го классов, в пределах первой-третьей учебных четвертей в форме академического занятия, нак отором школьники изучают доступные им начала физиологии движений и метоидки физической тренировки, биомеханику, гигиену физической активности и закаливания, историю физической культуры и спорта, психологию физической активности; познают роль физической культуры в формировании здорового образа жизни человека, основы организации физкультурного воспитания в семье.
Задачи физической подготовки должны решаться на обязательных физкультурных занятиях, проводимых вне рамок школьного расписания во второй половине дня для занимающихся в первую смену и в первой половине дня для учащихся второй смены. Такая мера позволила бы формировать группы занимающихся не по классам, как это происходит сейчас, а по группам, скомлектованным на основе общности типологических моторных признаков и интересов к занятиям тем или иным видом физической активности или спорта. Таким образом, можно преодолеть еще одно противоречие между необходимостью учета типологических особенностей занимающихся и привлечением их, таких разных, на один урок только потому, что они учатся в одном классе.
Относительная однородность уровня подготовленности и интереса занимающихся позволяет формировать группы значительно большие по числу занимающихся, чем классы, и шире использовать естественные условия для проведения занятий.
В этом случае оказывается действительно возможным осуществить переход к концепции тренировки в сочетании с обучением.
По-видимому, сейчас можно себе представить три типа внеклассных обязательных занятий по физической подготовке школьников: спортивная подготовка, общая физическая подготовка, оздоровительные занятия. Выбор вида занятий определяется желанием, интересами, уровнем подготовленности и здоровьем школьника. Оздоровительные занятия должны проводиться в группах лечебной тренировки для детей с ослабленных здоровьем и инвалидов. Занятия в группах ОФП объединяли бы учащихся, не проявляющих интереса к спортивным формам физической подготовки[8].
Группы спортивной подготовки по существу должны стать основой возрождения и развития массового школьного спорта. Их создание и развитие может коренным образом изменить не только физкультурную жизнь, но и в целом образ жизни школы. Ведь в этом случае весьма значительная часть бюджета времени наиболее активных и потенциально малоуправляемых детей и подростков может быть вовлечена в сферу социального контроля и воздействия. Фактически это может стать действительной, а не лозунговой альтернативой неблагоприятным воздействиям нынешней теневой среды на воспитание нашей молодежи.
Основной и наиболее значимый вывод, который вытекает из анализа результатов проведенного эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе.
Содержательной предпосылкой такого заключения является прежде всего изменение отношения учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная) [5].
В дальнейшем потребуется детальная разработка теории и методики общеразвивающей тренировки с использованием в разных масштабах и на разных этапах элементов спортивной подготовки. Новых решений требует проблема спортивного воспитания, рассматриваемая с широких социально-биологических, этических и нравственных позиций. Углубленных исследований заслуживает проблема роли и места физкультурного воспитания, рассматриваемая как в общем гуманистическом и культурологическом аспектах, так и в структуре понятий здорового образа жизни. Разумеется, в числе центральных научно-технологических задач будут разработка и экспериментальная проверка альтернативных поурочных программ физической тренировки для разных возрастно-типологических групп с учетом направленности тренировки, дифференцированной по режимам интенсивности. Необходима фундаментальная проработка проблем типологизации физической активности школьников, оптимизации режимов физической тренировки на основе компьютеризации учебно-тренировочного процесса, общей методлологии материального, инженерно-технического и медико-биологического обеспечения процесса физкультурного воспитания.
Предложенные пути разрешения одной из трудных, но ключевых проблем преобразования культуры здорового образа жизни человека не рассчитаны на быстрый успех. Предстоит долгая и трудная работа. Но опыт последних лет реформ, их успехов и трудностей, пожалуй, убеждает в том, что других путей у нас просто нет.
Совершенно очевидно, что реализация концепции альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи будет встречать сопротивление на всех уровнях - от учителя физкультуры до управленцев разного ранга. Но замысел предлагаемой нами концепции в том и состоит, что она не предполагает тотального, повсеместного и всеобщего перехода от урочно-академической формы физического воспитания к внеурочной. Такой переход возможен и не запрещен для любого школьного коллектива, готового работать по-новому и получающего внутреннюю поддержку со стороны местных административных, хозяйственных, финансовых, в том числе и коммерческих структур[9].
1.3 Положение
о физическом воспитании
Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы непрерывного образования и воспитания учащихся. Целью физического воспитания для всех ступеней системы образования является содействие всестороннему развитию личности учащегося.
Физическое воспитание призвано дать учащимся базовое физкультурное образование, обеспечивающее укрепление здоровья, физическую готовность к трудовой деятельности и семейной жизни.
Правовые, социальные и экономические основы развития физической культуры и спорта среди учащейся молодежи определяются Законами Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" от 29.10.1991 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. N 33, ст.598), "О физической культуре и спорте" от 18.06.1993 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г. N 25, ст.299).
Организация и содержание физического воспитания учащихся регламентируется учебными планами, учебными программами, настоящим Положением, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь[3].
Формы физического воспитания
Систему взаимосвязанных форм физического воспитания учащихся школ, ПТУ и ССУЗов составляют:
1. Уроки (занятия) физической культуры.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.
3. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
4. Внеклассная физкультурно-
5. Внешкольная спортивно-
Содержание физического воспитания
Урок (занятие) является основной формой физического воспитания во всех типах учебных заведений.
Уроки проводятся не менее трех часов в неделю на протяжении всего периода обучения и включаются в учебные планы. Содержание уроков определяется действующими учебными программами физического воспитания.
Организация и проведение мероприятий в режиме учебного и продленного дня - гимнастика до занятий, физкультурные паузы на уроках, "динамические" перемены, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями в группах продленного дня – обеспечивают необходимый объем двигательной деятельности учащихся и являются составной частью учебно-воспитательного процесса.
Занятия с учащимися специальных медицинских групп являются основной формой физического воспитания детей и подростков с ослабленным здоровьем. Содержание занятий с указанной категорией учащихся определяется соответствующим разделом действующих программ физического воспитания.
Учебные занятия планируются и проводятся во внеурочное время не менее трех раз по 45 минут каждое. Группы учащихся комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора учебного заведения. Минимальное количество учащихся в группе 8 - 12 человек.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная
- занятий в группах "здоровья", общей физической подготовки и туризма;
- учебно-тренировочных занятий в кружках и группах спортивной направленности;
- спортивных мероприятий внутри учебного заведения (физкультурные праздники, "Старты надежд", "Смотры-конкурсы физической подготовленности", "Стартуют все", "Дни здоровья", туристские походы и слеты;
- подготовка и
участие команд учебного
заведения в территориальных
спортивно-массовых
Содержание внеклассной
физкультурно-оздоровительной
Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия физкультурой и спортом за пределами учебного заведения) включает: занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах физической подготовки, физкультурно-оздоровительных центрах по месту жительства, туристских станциях, техническими и военно-прикладными видами спорта, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье - являются занятиями по интересам с целью развития и проявления индивидуальных способностей занимающихся[14].
Содержание
внешкольной спортивно-
Функции органов образования
Министерство образования, Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов:
- осуществляют
организационно-методическое
- несут ответственность
за состояние физического
- разрабатывают концептуальные основы физического воспитания учащихся, подготовки и переподготовки учителей и преподавателей физического воспитания, повышения их квалификации и аттестации;
- организуют разработку и подготовку учебных программ, методических рекомендаций, пособий и учебников по физической культуре;
- устанавливают
- планируют и проводят
научно-исследовательскую и
- обобщают в различных формах опыт работы лучших педагогов республики;
- осуществляют контроль с целью оказания методической помощи по выполнению действующих учебных программ и настоящего Положения[20].
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ как составляющие неурочных форм
Основными признаками, отличающими так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно узкая направленность деятельности. В рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или иной работы и профилактике ее неблагоприятных влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов производственной гимнастики), поддержанию отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания) и т. п.; сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности — трудовой, служебной, учебной, — непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.
Информация о работе Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании