Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение неурочных форм построения занятий в физическом воспитании.
Задачи исследования:
1) Дать общее представление о неурочных формах построения занятий в физическом воспитании и определить их значение.
2) Дать представление о малых формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
3) Дать представление о крупных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.
4) Дать представление о соревновательных формах организации занятий как разновидности неурочных форм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИ…......5
1.1 Разнообразие и общие черты форм построения занятий …..…. 5
1.2 Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников ………………………………………...……. 11
1.3 Положение о физическом воспитании учащихся Республики Беларусь …………………………………………………………...…… 15
ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………….…… 18
ГЛАВА 3 КРУПНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ…………………………..25
3.1 Самодеятельные тренировочные занятия, подобные урочным………………………………………………………………….25
3.2 Формы расширенного активного отдыха, включающего моменты тренировки, соревнования, общения и отдыха……………………….27
ГЛАВА 4 СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Неурочные формы построения занятия в ФВ.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что решение двуединой задачи овладения физкультурным знанием и развития физического потенциала учащихся заставляет исскать новые решения вопроса организации физкультурного воспитания в школе. В качестве одного из возможных вариантов разрешения этой задачи предлагается следующий[5].

Один урок физкультуры  в неделю остается в рамках школьного  расписания, и проводится он, начиная  с 4-5-го классов, в пределах первой-третьей  учебных четвертей в форме  академического занятия, нак отором школьники изучают доступные  им начала физиологии движений и метоидки физической тренировки, биомеханику, гигиену физической активности и закаливания, историю физической культуры и спорта, психологию физической активности; познают роль физической культуры в формировании здорового образа жизни человека, основы организации физкультурного воспитания в семье.

Задачи физической подготовки должны решаться на обязательных физкультурных  занятиях, проводимых вне рамок школьного  расписания во второй половине дня  для занимающихся в первую смену  и в первой половине дня для учащихся второй смены. Такая мера позволила бы формировать группы занимающихся не по классам, как это происходит сейчас, а по группам, скомлектованным на основе общности типологических моторных признаков и интересов к занятиям тем или иным видом физической активности или спорта. Таким образом, можно преодолеть еще одно противоречие между необходимостью учета типологических особенностей занимающихся и привлечением их, таких разных, на один урок только потому, что они учатся в одном классе.

Относительная однородность уровня подготовленности и интереса занимающихся позволяет формировать  группы значительно большие по числу  занимающихся, чем классы, и шире использовать естественные условия  для проведения занятий.

В этом случае оказывается действительно возможным осуществить переход к концепции тренировки в сочетании с обучением.

По-видимому, сейчас можно  себе представить три типа внеклассных  обязательных занятий по физической подготовке школьников: спортивная подготовка, общая физическая подготовка, оздоровительные занятия. Выбор вида занятий определяется желанием, интересами, уровнем подготовленности и здоровьем школьника. Оздоровительные занятия должны проводиться в группах лечебной тренировки для детей с ослабленных здоровьем и инвалидов. Занятия в группах ОФП объединяли бы учащихся, не проявляющих интереса к спортивным формам физической подготовки[8].

Группы спортивной подготовки по существу должны стать основой  возрождения и развития массового  школьного спорта. Их создание и  развитие может коренным образом изменить не только физкультурную жизнь, но и в целом образ жизни школы. Ведь в этом случае весьма значительная часть бюджета времени наиболее активных и потенциально малоуправляемых детей и подростков может быть вовлечена в сферу социального контроля и воздействия. Фактически это может стать действительной, а не лозунговой альтернативой неблагоприятным воздействиям нынешней теневой среды на воспитание нашей молодежи.

Основной и наиболее значимый вывод, который вытекает из анализа результатов проведенного эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе.

Содержательной предпосылкой такого заключения является прежде всего  изменение отношения учащихся к  предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень  дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная) [5].

В дальнейшем потребуется  детальная разработка теории и методики общеразвивающей тренировки с использованием в разных масштабах и на разных этапах элементов спортивной подготовки. Новых решений требует проблема спортивного воспитания, рассматриваемая с широких социально-биологических, этических и нравственных позиций. Углубленных исследований заслуживает проблема роли и места физкультурного воспитания, рассматриваемая как в общем гуманистическом и культурологическом аспектах, так и в структуре понятий здорового образа жизни. Разумеется, в числе центральных научно-технологических задач будут разработка и экспериментальная проверка альтернативных поурочных программ физической тренировки для разных возрастно-типологических групп с учетом направленности тренировки, дифференцированной по режимам интенсивности. Необходима фундаментальная проработка проблем типологизации физической активности школьников, оптимизации режимов физической тренировки на основе компьютеризации учебно-тренировочного процесса, общей методлологии материального, инженерно-технического и медико-биологического обеспечения процесса физкультурного воспитания.

Предложенные пути разрешения одной из трудных, но ключевых проблем  преобразования культуры здорового образа жизни человека не рассчитаны на быстрый успех. Предстоит долгая и трудная работа. Но опыт последних лет реформ, их успехов и трудностей, пожалуй, убеждает в том, что других путей у нас просто нет.

Совершенно очевидно, что реализация концепции альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи будет встречать сопротивление на всех уровнях - от учителя физкультуры до управленцев разного ранга. Но замысел предлагаемой нами концепции в том и состоит, что она не предполагает тотального, повсеместного и всеобщего перехода от урочно-академической формы физического воспитания к внеурочной. Такой переход возможен и не запрещен для любого школьного коллектива, готового работать по-новому и получающего внутреннюю поддержку со стороны местных административных, хозяйственных, финансовых, в том числе и коммерческих структур[9].

 

1.3 Положение  о физическом воспитании учащихся  Республики Беларусь

 

 

Физическое воспитание    подрастающего    поколения    является органической частью системы непрерывного  образования  и  воспитания учащихся.  Целью  физического  воспитания  для всех ступеней системы образования  является  содействие  всестороннему  развитию  личности учащегося.

Физическое воспитание   призвано    дать    учащимся    базовое физкультурное   образование,   обеспечивающее  укрепление  здоровья, физическую готовность к трудовой деятельности и семейной жизни.

Правовые, социальные и  экономические основы развития физической культуры  и  спорта  среди  учащейся молодежи определяются Законами Республики  Беларусь  "Об  образовании в Республике  Беларусь"  от 29.10.1991 г.  (Ведомости Верховного  Совета  Республики  Беларусь, 1991 г.  N  33,  ст.598),  "О физической  культуре  и спорте"   от 18.06.1993 г.  (Ведомости  Верховного  Совета  Республики  Беларусь, 1993 г. N 25, ст.299).

Организация и   содержание   физического   воспитания  учащихся регламентируется учебными планами,  учебными программами,  настоящим  Положением,   инструктивно-методическими   документами  Министерства образования Республики Беларусь[3].

Формы физического  воспитания

Систему взаимосвязанных  форм  физического  воспитания  учащихся школ, ПТУ и ССУЗов составляют:

1. Уроки (занятия) физической  культуры.

2. Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме учебного и продленного дня.

3. Занятия с учащимися,  отнесенными по  состоянию   здоровья  к специальной медицинской  группе.

4. Внеклассная физкультурно-оздоровительная  работа.

5. Внешкольная спортивно-массовая  работа.

Содержание  физического воспитания

Урок (занятие) является основной формой физического  воспитания во всех типах учебных заведений.

Уроки проводятся не менее  трех часов  в  неделю  на  протяжении всего  периода  обучения  и  включаются в учебные планы.  Содержание уроков определяется действующими  учебными  программами  физического воспитания.

Организация и  проведение  мероприятий  в  режиме  учебного   и продленного  дня  -  гимнастика  до занятий,  физкультурные паузы  на уроках,  "динамические"   перемены,   ежедневные   часовые   занятия физическими  упражнениями  в  группах продленного дня – обеспечивают необходимый объем  двигательной  деятельности  учащихся  и  являются составной частью учебно-воспитательного процесса.

Занятия с  учащимися  специальных  медицинских  групп  являются основной   формой   физического воспитания  детей и подростков  с ослабленным здоровьем.  Содержание занятий с указанной категорией учащихся  определяется соответствующим разделом действующих программ физического воспитания.

Учебные занятия планируются и проводятся во внеурочное время не менее трех раз по 45 минут каждое.  Группы учащихся комплектуются по заключению   врача   и   оформляются   приказом  директора  учебного заведения. Минимальное количество учащихся в группе 8 - 12 человек.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная     работа    является неотъемлемой  частью  системы  физического  воспитания   в   учебном  заведении и включает в себя организацию  и проведение:

- занятий в группах  "здоровья",  общей физической  подготовки  и туризма;

- учебно-тренировочных  занятий в кружках и  группах   спортивной направленности;

- спортивных    мероприятий    внутри    учебного     заведения (физкультурные    праздники,   "Старты   надежд",   "Смотры-конкурсы физической  подготовленности",  "Стартуют  все",   "Дни   здоровья", туристские походы и слеты;

- подготовка   и   участие   команд   учебного   заведения    в территориальных  спортивно-массовых мероприятиях.

Содержание внеклассной   физкультурно-оздоровительной    работы определяется    вариативным    компонентом    действующих   программ физвоспитания  и  программ  по  видам  спорта  для  детско-юношеских спортивных школ.

     Внешкольная  спортивно-массовая работа (занятия   физкультурой  и спортом   за  пределами  учебного  заведения)  включает:  занятия  в детско-юношеских   спортивных   школах,   детско-юношеских    клубах физической подготовки, физкультурно-оздоровительных центрах по месту жительства,  туристских станциях,  техническими и военно-прикладными видами  спорта,  самостоятельные  занятия физическими упражнениями в семье  -  являются  занятиями  по  интересам  с  целью  развития   и проявления индивидуальных способностей занимающихся[14].

     Содержание  внешкольной спортивно-массовой  работы  определяется программами  по видам спорта для детско-юношеских спортивных школ.

Функции органов  образования

Министерство образования,   Республиканский  центр  физического  воспитания и спорта учащихся и студентов:

- осуществляют      организационно-методическое     руководство физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ всех типов, профессионально-технических  училищ  и  средних  специальных учебных заведений;

- несут  ответственность   за состояние физического воспитания  в системе образования;

- разрабатывают концептуальные  основы  физического  воспитания  учащихся,  подготовки и  переподготовки  учителей  и  преподавателей  физического воспитания, повышения  их квалификации и аттестации;

- организуют  разработку   и   подготовку   учебных   программ, методических   рекомендаций,   пособий  и  учебников   по  физической культуре;

- устанавливают  государственные  требования к уровню физической  подготовленности учащихся;

- планируют  и проводят  научно-исследовательскую и методическую  работу  по  основным  проблемам   физического  воспитания   учащихся, республиканские спортивные соревнования;

- обобщают в различных   формах  опыт  работы  лучших  педагогов республики;

- осуществляют контроль с целью оказания методической помощи по выполнению действующих учебных программ и настоящего Положения[20].

 

 

 

 

ГЛАВА 2 МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ как составляющие неурочных форм

 

Основными признаками, отличающими  так называемые малые формы занятий физическими упражнениями от крупных, являются главным образом следующие: относительно   узкая   направленность   деятельности.   В   рамках малых форм решаются, как правило, частные задачи, реализация которых объективно не гарантирует далеко идущего кардинального сдвига в состоянии занимающихся, хотя и может в некоторой мере содействовать ему; типичны здесь, в частности, задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности  (как это предусматривается в сеансах утренней гигиенической зарядки или вводной производственной гимнастики), некоторой оптимизации динамики оперативной работоспособности в процессе производственной или   иной   работы   и   профилактике   ее   неблагоприятных   влияний на состояние организма (как при использовании позитивного эффекта активного отдыха в рамках физкультпауз, физкультминут и микросеансов   производственной   гимнастики),   поддержанию   отдельных сторон приобретенной тренированности и созданию некоторых предпосылок, способствующих эффективности основных занятий (как это предусматривается, например, при выполнении упражнений, входящих в домашние задания по школьному курсу физического воспитания)  и т. п.; сравнительно небольшая протяженность во времени. Малые формы построения занятий как бы сжаты во времени, представляют собой кратковременные сеансы или серии физических упражнений, занимающие нередко всего лишь несколько минут; незначительная дифференцированность структуры. В малых формах структура как бы свергнута: подготовительная, основная и заключительная части занятия не только кратковременны, но и ограниченны по содержанию, а в определенных ситуациях практически не выражены (особенно тогда, когда физические упражнения теснейшим образом встроены в режим доминирующей деятельности — трудовой, служебной, учебной, — непосредственно подчинены ему, как в случае вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминут); относительно невысокий уровень функциональных нагрузок.

Информация о работе Неурочные формы построения занятия в Физическом Воспитании